Elvis: That's the way it is
Не так давно я посмотрел фильм "Elvis: That's the way it is", который произвел очень сильное впечатление и заставил меня не один раз пересмотреть его. Попробую поделиться своими впечатлениями и наблюдениями. Сначала бэкграунд. Америка, шестидесятые годы - король музыки Элвис Пресли отошел от живых концертов, предпочитая сниматься в кино и записывать альбомы в студии. А в 1970-ом году готовится его триумфальное возвращение к концертной деятельности. И, разумеется, это грех не увековечить в соответствующем фильм-концерте. Об этом и будет кино. Сценарий достаточно прост - в первой части мы видим события предшествующие концерту, во второй - происходит концерт в Лас-Вегасе.
И вот нам показывают репетиции Элвиса с группой. Сидят на репетиционной точке (включая Пресли) семь мужиков - все, как и положено в то время, с бакенбардами, и играют всем известный песни. Каких-то лишних разговоров и прочей немузыкальной ерунды не наблюдается - люди играют песни, а мы слушаем их и наблюдаем как оно в то время происходило.
Интересный факт, но у Элвиса в группе аж три гитариста, и сам он переодически берет в руки гитару. Помню когда в Iron Maiden на сцену стало выходить три гитариста - это тянуло на сенсацию. А у Элвиса теплая компания выглядит вполне естественной. Тем более гитары у всех очень разные (Gibson SJ-200, Gibson ES-335, Fender Telecaster Pink Paisley).
На концерте, кстати никто гитары не меняет - каждый пашет на одном инструменте, а не как сейчас когда чуть ли не на каждую песню народ выходит с новой гитарой. Розовый телекастер, разумеется, находится в руках легендарного James Burton. Он позже вспоминал, что стеснялся выходить с такой гитарой на сцену, но Элвису и его менеджменту инструмент понравился и они настояли, чтобы он играл именно на нем. Вообще, появление James Burton в команде Элвиса очень символично. Ранее был Scottie Moore с полу-акустическим Gibson, а тут более современный, более роковый музыкант, с более актуальной на тот момент гитарой.
Сам Элвис на концерте и репетициях время от времени появляется с Gibson SJ-200, которая стала его фирменным инструментов (в наше время существует даже именная модель от Gibson и Epiphone). А в одном из моментов репетиций он играет на Gretsch (похоже это Chet Atkins Country Gentleman). Еще один интересный момент, когда Элвис поет битловскую "Get Back".
Вообще репетиции проходят очень весело. Элвис весел и задорен, он шутит, скачет, трясет головой, поет йодлем, много дурачится как музыкально так и просто так. Выглядит невероятно живым и душевным человеком. Он купается в успехе и самой жизни. Именно так, наверное, и должен выглядеть настоящий король, в отличие от Michael Jackson, который на меня лично всегда производил впечатление страдальца, или Madonna, которая по мне выглядит вечно с кем-то и чем-то воюющей теткой. Харизма Элвиса и его энергетика сносят все на свете.
Помимо репетиций мы также мельком видим другие интересные моменты жизни Элвиса - вот он едет за рулем машины, вот катается на велосипеде, вот уминает бутерброды, вот сидит с кем-то за накрытым столом. А в это время в Лас-Вегасе под его записи репетирует хор бэк-вокалистов обоих полов - им предстоит выступать вместе. Любопытно, что женская часть хора состоит исключительно чернокожих вокалисток. Следующие сцены - это Элвис уже прибыл в Вегас и он репетирует совместно с хором. Как обычно все проходит весело и позитивно.
А потом сам концерт. Заполненный зал, все очень торжественно, народ сидит за столиками. Все очень богато, шикарно и именно так, как мы представляем себе Лас-Вегас. Элвис ведет себя также как и за пределами концерта - много шутит и веселиться. Играются все самые знаменитые хиты. Качество исполнения отличное. Качество звука и картинки тоже очень хорошее. Все смотрится на одном дыхании.
Концертная версия Love Me Tender (с группой и хором) очень сильно отличается от студийной, где все сделано под одну акустику. После первой пары квадратом Элвис начинает целовать девушек в первых рядах, потом так увлекается этим делом, что спускается в зал, где целует очаровательных представительниц слабого пола прямо конвейерным методом, перестав петь. Поклонницы счастливы, музыканты продолжают играть. Потом Элвис возвращается на сцену и допевает песню. Сложно представить, чтобы в наше время кто-то из мировых звезд устраивал подобные вещи.
По поводу нашего времени вообще очень много вопросов. Например, смог бы Элвис стать в наше время знаменитым или нет? Среди футбольных болельщиков постоянно обсуждают, как бы играл Пеле если бы его поместить в наше время - не "съели" бы его защитники новой эпохи? По поводу Элвиса тоже интересно пофантазировать. Особенно после этого фильма, который по сути является документом ушедшей эпохи. И это кино не только про гениального музыканта, но и про саму атмосферу того времени. Про музыку, Лас-Вегас, Америку и про людей. Невероятно позитивный фильм на полтора часа времени.
Автор текста: Сергей Тынку