ЕЩЕ ПЯТЬ СПОСОБОВ ВЫЙТИ ИЗ ТВОРЧЕСКОГО ЗАСТОЯ

ЕЩЕ ПЯТЬ СПОСОБОВ ВЫЙТИ ИЗ ТВОРЧЕСКОГО ЗАСТОЯ
Как следует из названия, уже не раз мы давали советы по тому, как перехитрить себя и заставить работать. И вот несколько новых. Мы все впадали в этот ступор: хочется что-то сделать, но не получается, в голове лишь одни и те же уже надоевшие мелодии, скука и апатия. Представим себе день, не заполненный стандартными обязательствами. Идеальное время для музыки! Но нет, мы нарезаем круги по квартире, нервически хватаемся за гитару, которую откладываем уже через три минуты, каждый час заглядываем в холодильник со странной надеждой на то, что там могло появиться что-то новое, смотрим кино (на самом деле ничего толком не воспринимая), а в конце дня еще и чувствуем себя как выжатый лимон. 
 
Дело в том, что постоянные раздумья о том, что у нас что-то не получается вкупе с набором бесполезных мелких действий очень сильно высасывают энергию. Простое расслабление принесло бы куда больше пользы. Так что же можно сделать, чтобы выйти за пределы этого вакуума? Вот несколько советов.

1. ПОГОВОРИТЬ СО СТАРЫМ УЧИТЕЛЕМ
Если вы сменили уже много преподавателей, и до сих пор находитесь в поиске, лучше всего попробовать вспомнить того, с кем вам было очень хорошо, и кто стал вашим другом за время обучения. Возможно, по каким-то причинам вы давно не общались. Если вы находитесь в состоянии этого самого творческого блока, одно из лучших решений – это позвонить бывшему учителю. Никогда не знаешь, какой совет можешь услышать, даже если думаешь, что сам себе помощник и судья. Возможно (даже скорее всего) он был в таких же состояниях и сможет помочь. Бывают гениальные музыканты, от которых нет совершенно никакой педагогической пользы, а бывают музыканты хорошо подкованные, не выдающиеся, но имеющие огромный талант передавать знания – наверняка, всем из вас такие известны. И если вопрос не связан непосредственно с техникой игры, то у таких людей наверняка найдутся ответы и на него.
 
2. СХОДИТЬ В МУЗЕЙ
Ни для кого не секрет, что между музыкой и визуальным искусством есть сильнейшая связь. Дэвид Боуи, Боб Дилан, Майлз Дэвис, Джони Митчелл – это лишь несколько имен из огромного количества музыкантов, которые одновременно были (или являются) отличными художниками. За несколько лет до смерти Майлз Дэвис говорил, что изобразительное искусство – «это терапия для меня, мой разум чем-то занят в то время, как я не играю музыку». Когда вы чувствуете стагнацию, а в резерве идей что-то надуманное и неинтересное, картины – одни из лучших помощников, которые могут перезапустить поток идей в вашей голове. Созерцание недвижимых образов (картин или фотографий) – это одновременно и релаксация, и обновление. И если говорить о музыке, изображениях и течении времени, то можно заметить, что они находятся в совершенно разных отношениях со временем. У картин есть рамы, но нет временных рамок. Они не начинаются и не заканчиваются, как музыка – они просто висят там, на стене в музее, специально для вашего удовольствия. Так что дайте отдохнуть своим ушам, перезагрузите их, напрягая другой орган восприятия – они, как и все остальное в нашем организме, связаны между собой и имеют друг на друга сильнейше влияние. 
 
3. ИЗМЕНИТЬ КАКУЮ-ТО МЕЛОЧЬ В СВОЕМ РАСПОРЯДКЕ ДНЯ/НЕДЕЛИ/МЕСЯЦА
Любые перемены придают жизни остроту. И если ваш распорядок существования состоит из одних и тех же телодвижений, то пора его оживлять. Конечно, все творческие люди находят вдохновение в разных вещах – в природе, медитации, других людях, других формах искусства и т.д. Но если вы пробуете все подряд, до такой степени, что и эти источники уже стали частью рутины, то нужно думать о том, какие перемены еще вы можете совершить. Одни и те же вещи и события вокруг могут быть очень комфортными, но если вы застряли и не хотите ничего менять, то едва ли сможете выйти на новый уровень. Конечно, если есть хорошая вещь, и она не сломана, то ее не нужно чинить, правда? Но с любым искусством дело обстоит иначе – как только форма дошла до своего предела, нужно разгерметизировать личное пространство, снова и снова выходя за его границы. 
Мы не говорим о том, чтобы менять работу или переезжать в другой город. Российский философ Георгий Гурджиев писал о том, каким способом можно менять ход вещей: делать минимальные изменения в привычных бытовых ритуалах. Например, вы привыкли хранить ключи справа от двери – начните вешать их слева, привыкли работать за компьютером, полулежа на кровати – сядьте за стол, каждый день вы первым делом кормите кошку, а затем завтракаете – делайте наоборот. Каждый для себя может придумать множество разных мелочей, от перемен в которых никто не пострадает. Однако, несмотря на неочевидность метода, все эти мелочи запускают механизм обновления, который вскоре распространяется и на другие, более масштабные сферы жизни. Вы ведь знаете о том, как людей пытали каплями воды? Так и здесь – сочетание незначительных подвижек приводит к значительным результатам. 
 
4. ПОЧИТАТЬ КНИГУ
Не бульварный роман или детектив из ларька, а книгу. В наше время молодые люди привыкли воспринимать мир с помощью визуальных образов – видео, мемы, фотографии и иллюстрации. И те, кто не привык читать с детства, обычно побаиваются классики, больших современных романов, в общем, всего, что связано, например, с 800 страницами текста. А особенно со школы пугают очень длинные описания природы или других вещей. Вот именно в этих описаниях и кроется все очарование по-настоящему хорошей литературы. И если усилием воли заставить себя продираться через эти «дебри», то рано или поздно десятистраничные описания снега в горах начнут приносить истинное удовольствие, и главное, вдохновлять. Музыкой и песнями мы так же зачастую рассказываем истории, и у кого как не у писателей учиться рассказу – касается ли это стиля, ритма повествования или, в конце концов, умения складывать слова. 
 
5. «ВЕРНУТЬСЯ К КОРНЯМ»
Картины, фотографии, музеи, перемены, новые люди и источники вдохновения – это все прекрасно. Но есть еще одна вещь, которая неожиданно может очень здорово помочь при первых признаках стагнации. Если вы в застое и боитесь браться за что-то, что кажется невыполнимым, попробуйте вспомнить, что вы очень сильно любили раньше. Почему вы взяли в руки инструмент? Кто был для вас примером? Почему вы начали слушать, например, серф-рок? Услышали Дика Дэйла в «Криминальном Чтиве»? Сеанс ностальгии иногда – крайне полезная вещь. Вы видели «Криминальное Чтиво» уже 37 раз, но в последний раз 5 лет назад. Что ж, самое время пересмотреть его в 38-ой раз. У каждого из нас есть музыка, несколько исполнителей, которых мы любили с подросткового возраста, и к которым  относимся с особой нежностью. Мы можем не прикасаться к их записям годами, но возвращение к ним – это как возвращение домой. Поскольку мы постоянно растем, то в любых, казалось бы, досконально изученных вещах мы можем находить что-то новое. И один лишь музыкальный фрагмент из любимой музыки прошлого может дать мощнейший импульс для творчества. В общем, не забывайте иногда возвращаться к корням – никогда не знаешь, что еще обнаружится в хорошо забытом старом. 
Предыдущая Следующая