ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗВУК ГИТАР YAMAHA: «АКУСТИКА» И «КЛАССИКА» ДЛЯ ВСЕХ

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗВУК ГИТАР YAMAHA: «АКУСТИКА» И «КЛАССИКА» ДЛЯ ВСЕХ
Японская компания Yamaha начала свой путь именно с производства музыкальных инструментов, а точнее, органов еще в 1887 году, а к производству гитар приступила в самое неподходящее для этого время: 1942 год стал первым годом военного краха дальневосточной Империи. Но дело не в годах и обстоятельствах, а в том, что Yamaha, как и всякая японская компания-производитель всегда не только создавала прекрасные музыкальные инструменты, являющие сплав традиции и новаций, но и претворяла в жизнь мудрёный национальный лозунг. Таким лозунгом у Yamaha является труднопереводимое на иные языки слово «кандо» (kandō), весьма приблизительно означающее «эмоциональное развитие». Что ж, акустические и классические гитары Yamaha действительно созданы для того, чтобы своими звуками касаться самой души исполнителя и слушателя и способствовать раскрытию всех секретов музыки.

В каталоге Yamaha, как уважающей себя компании, присутствуют модели классических гитар с нейлоновыми струнами и традиционных «акустик» с металлическими струнами. При этом нужно помнить, что нейлоновые и металлические струны не являются взаимозаменяемыми на одной и той же гитаре. Если вы решили сперва освоить игру на классической гитаре, то процесс перехода на гитару с металлическими струнами потребует обязательной смены инструмента.

Стоит начать разговор о гитарах Yamaha с модели C45K, ставшей сейчас одним из своего рода стандартов в создании современной классической гитары. Можно сказать, что C45K впитала в себя весь опыт гитарных мастеров последнего столетия, и потому оказалась в числе одной из наиболее популярных классических моделей не только этого бренда, но и всего рынка музыкальных инструментов. Совершенно справедливо определение C45K как фантастического инструмента для именно начинающих музыкантов не в последнюю очередь потому, что эта гитара является полноразмерной. Звучание инструмента совершенно естественное и вместе с тем обладает нужной громкостью, что обеспечивается изготовлением верхней деки из белой ели. Нижняя дека и обечайка корпуса — из красного дерева, гриф выполнен из нато (колумбийского красного дерева) с накладкой из палисандра. Покрытие корпуса натурального цвета произведено глянцевым лаком, и гитара оснащена хромированной фурнитурой. Даже внешний вид C45K наглядно доказывает, что она является образцом современной классической гитары.



Классическая гитара Yamaha C70 внешне не слишком сильно отличается от C45K: верхняя дека из ели, нижняя дека и обечайки — меранти (индонезийского красного дерева), гриф из нато с палисандровой накладкой и бридж из палисандра, позолоченные колки и натуральный цвет корпуса. Однако этот инструмент имеет совершенно неправдоподобный для гитары подобного ценового диапазона прозрачный звук, никуда не уходящий и при аккордовой игре — в этой ситуации отчетливо слышно каждую струну. C70 — это гитара, пригодная и для сценической игры, а не только для индивидуальных занятий, причем отличающаяся завидной долговечностью при установке на нее комплекта нейлоновых струн, как то и положено для современной классической гитары.


А вот классическая гитара Yamaha CG122MC отличается от иных инструментов серии «C» даже внешне — ее корпус имеет матовое покрытие. Но на самом деле не все тако просто: заявляется, что у данной модели присутствуют все преимущества гораздо более дорогих гитар, но за приемлемую цену. И это так на самом деле: прежде всего, фирма корпуса чуть изменена в соответствии с акустическими расчетами, что обеспечивает превосходное звучание с передачей всех нюансов, а усиленная конструкция грифа из нато с палисандровой накладкой позволяет выставлять меньшую высоту струн, что очень облегчает игру и выполнение отдельных технических приемов. Как если бы этого было мало, верхняя дека CG122MC изготавливается из массива американского кедра, что обеспечивает гитаре красивый, глубокий и мягкий звук с некоторым подчеркиванием среднечастотного диапазона. Подобная умеренная экзотика и сбалансированное звучание сами толкают музыканта на расширение стилистического диапазона, осваиваемого им — так, всемирно известный американский гитарист Армик (Armik) рекомендует CG122MC всем тем, кто желает достичь высот в исполнении (и, соответственно, сочинении на гитаре) коммерческого нью-эйджа и Flamenco Nuovo. Задняя дека и обечайка изготовлены из нато, а бридж новой конструкции — из палисандра. Матовая отделка обратной стороны грифа предоставляет дополнительный комфорт исполнителю и дает уверенность в движении левой руки, а хромированная фурнитура придает инструменту окончательную изысканность.



Аналогичные характеристики имеет гитара модели CG142C с той только разницей, что накладка и бридж могут изготавливаться как из палисандра, так и из розового дерева. Однако корпус этой модели имеет глянцевое лаковое покрытие, а по звучанию она чуть отличается от CG122MC — в области низких частот этот инструмент звучит несколько приглушенно, хотя так же глубоко, как и старшая модель. Подчеркивание среднего диапазона вновь наличествует, а подбор должных нейлоновых струн обеспечивает инструменту аутентичное испанское звучание. Что, как вы понимаете, делает CG142C незаменимым инструментом для игры произведений в популярном стиле Flamenco Nuovo.


Обзор акустических гитар Yamaha стоит начать с модели F310 — это инструмент с заслуженной мировой популярностью, рекомендуемый новичку, но и одновременно задерживающийся и в арсеналах полупрофессиональных музыкантов со стажем. Американские эксперты считают эту гитару идеальной для начинающих музыкантов и исполнителей среднего уровня, работающих в небольших клубных и подобных им залах (по американской терминологии — «в кофейнях»). Отмечается, что F310 с ее корпусом типа «дредноут» является предпочтительной гитарой для того начинающего музыканта, кто хочет как следует освоить исполнение материала в фолк-стиле. Не самая высокая цена этой гитары позволяет назвать ее «чудом за небольшие деньги», что всегда важно для молодого музыканта. Постоянно и особо отмечается удобство размещения руки на грифе, изготовленном из нато с накладкой из палисандра — подобная накладка обеспечивает более легкое перемещение руки по грифу. Верхняя дека выполнена из ели, что сообщает гитаре в сочетании с большим корпусом громкий и отчетливый звук. Нижняя дека и обечайка изготовлены из меранти (индонезийского красного дерева), бридж — из палисандра. Лады — Medium Jumbo, число ладов — 20, колки хромированные. Плюс ко всему F310 с корпусом натуральной расцветки отлично смотрится на сцене при любом освещении и придает классический имидж музыканту, берущему ее в руки. Данная гитара представлена также в составе «стартового набора» F310P N, в который входят все необходимые компоненты и аксессуары для работы с инструментом, а именно чехол мягкой конструкции для инструмента, ремень, набор медиаторов, набор струн, а также камертон и каподастр.



«Акустика» FG700S позиционируется производителем как гитара начального и среднего уровня, также рассчитанная на исполнение музыкального материала в первую очередь в фолк- и кантри-стиле. Верхняя дека инструмента изготовлена из массива ели, нижняя дека, обечайка и гриф — из нато, накладка на гриф и бридж — из палисандра. Цвет корпуса натуральный, покрытие — глянцевый лак. Колки — литые хромированные. Эксперты отмечают, что FG700S очень хорошо держит строй даже после продолжительной игры с подтяжкой струн или агрессивной игры аккордами. Звучание инструмента отличается естественностью — не чересчур звонкое и не слишком «теплое» — и этой гитаре не нужно долгого времени, чтобы ее звучание стало совершено индивидуальным. Отмечается, что барре на этой гитаре выполняется легко и просто, так же как и слайды, а по игре с подтяжкой струн FG700S имеет очень мало конкурентов среди гитар данного ценового диапазона. Нужно сказать, что с применением всех этих техник звучание гитары остается по-прежнему натуральным. Собственно, настоящая акустическая гитара так и должна звучать, но масса современных моделей этим требованиям не отвечают — за пределами техники игры на открытых нотах многие инструменты начинают вести себя своенравно и звучать неестественно. Но это не относится к FG700S, и на самом деле эта гитара — тот инструмент, который заставляет каждого исполнителя совершенствовать и слух, и технику игры. Не просто заставляет, но и позволяет!


Еще одна замечательная модель акустической гитары FG720S представлена в расцветке DSR (Dusk Sun Red). На первый взгляд она мало отличается от FG700S — разве что нижняя дека и обечайка у нее изготавливается из платана. Однако главного-то взглядом и не увидать: при игре выясняется, что стилистический спектр применения этой гитары будет куда как шире, чем у «старшей сестры». Американские эксперты заявляют, что помимо фолка и кантри FG720S прекрасно и естественно звучит в джазе, блюзе и мэйнстрим-роке и в первую очередь именно как солирующий инструмент. Хотя некоторые радикалы утверждают, что и для агрессивных аккордных партий в панк-роке она тоже подходит наилучшим образом. В любом стиле гитара звучит очень «богато», причем неважно — при игре пальцами или медиатором.


Невозможно не остановиться на модели электроакустической гитары Yamaha APX500III, представленной в натуральной (Yamaha APX500III Natural) и черной (Yamaha APX500III BL) расцветках. Это серьезный инструмент, одинаково пригодный и для индивидуальной игры, и для «подключенного» клубного выступления. Верхняя дека этой гитары выполнена из ели, нижняя дека, обечайка и гриф — из нато, накладка на гриф и бридж — из палисандра. Овальное резонаторное отверстие, являющееся отличительным признаком серии APX, обеспечивает более глубокое и естественное звучание инструмента в области низких частот. Гриф имеет 22 лада при мензуре в 25.6” (650 мм), а корпус имеет форму с одним вырезом (Single Cutaway) для легкого доступа к нижним ладам. Гитара снабжена пьезоэлектрическим звукоснимателем собственной разработки Yamaha, расположенным под порожком бриджа, трехполосным эквалайзером, системой регулировки средних частот и хроматическим тюнером — вся электроника данного инструмента объединена в аппаратный комплекс Yamaha System 66. Питание — от обычных батарей типоразмера AA, а размещение тюнера на корпусе гитары очень удобно при сценической работе. Звучание данного инструмента описывается музыкантами как «совершенно естественное» и отмечается, что при исполнении акустического и полуакустического фолк-рока APX500III гораздо удобнее для игры и чище по звучанию, чем целый ряд гитар теоретически более именитых брендов. Эта гитара — ультимативное доказательство качества и «дружелюбности к потребителю» всего семейства классических и акустических гитар Yamaha. Равно как и доступных цен: воистину, Yamaha — это гитары для всех.




Всеволод Баронин
Предыдущая Следующая