Fender Pawn Shop 70s Stratocaster Deluxe
Fender в рамках серии Pawn Shop представили новую интересную гитару 70s Stratocaster Deluxe. Как и все остальные инструменты этой серии оно выглядит как инструмент из американской комиссионки, куда зачастую попадают гитары самых невероятных конфигураций, сделанных по принципу "я его слепила из того что было". Причем как правило используются достаточно распространенные всем хорошо известные компоненты, но вот их сочетание выглядит непривычным для глаза.
Производители инструментов постоянно выдают миру новые гитары, и как правило обычным людям не очень понятно как и почему этот инструмент вдруг появился. Как правило это скрыто в недрах отделов разработки новых продуктов больших серьезных контор. Однако, в данном случае у нас есть возможность понять как появился подобный инструмент и кто стоял за его созданием.
Много лет назад когда гитарный мастер Юрий Шишков пришел работать в Fender Custom Shop то он придумал свою собственную модель, которую называл теле-стратом. Суть этой модели была в том, что к страту был приделан гриф от телекастера, пикгуард от Tele Thinline (с телековским датчиком и регулировками). На бридже стоял хамбакер с крышкой, а сам бридж был обычным современного стиля стратовским тремоло.
Мастера в Fender Custom Shop обычно делают три вида гитар:
1) Инструменты, которые заказывают в Fender обычные люди-гитаристы, желающие играть на гитарах собственного дизайна. Сюда же можно отнести вип-гитаристов, типа всяких звезд музыки.
2) Инструменты, которые придумывает компания Fender - "каталожные" модели, либо "лимитированные" (с ограниченным тиражом).
3) Инструменты, которые являются плодом фантазии самого мастера. Они как правило выпускаются либо к выставкам, либо в свободное от изготовления первых двух категорий время.
Таким образом, Custom Shop весьма гармонично наполняет мир гитарами, которые придумывают три типа людей - гитаристы, мастера и менеджеры. Если говорить, об инструментах, которые Шишков делал (и делает) в качестве своего свободного творческого выбора, то на протяжении всей его карьеры - изрядная их доля как раз составляли теле-страты. Их можно увидеть почти на каждой выставке NAMM. Никто кроме Юрия их не делал, а он старался выпустить эти гитары в самых разных вариантах (с кленовыми топами и без, с палисандром или кленом на рабочей поверхности грифа и т.д.).
Когда в Россию стали поставлять гитары работы Шишкова, то, разумеется, среди них были и теле-страты. Часть из них Юрий делал, не зная в какую страну они уйдут, а часть заказывалась специально под Россию. На последних была специальная просьба ставить грифы со "стратовской" головой. Дескать, музыканты у нас весьма консервативные и геометрия стратовского корпуса у них в мозгах как правило привязана к соответствующему грифу. Можно сказать так родилась вторая версия теле-страта.
Следующими двумя важными вехами в жизни этой модели стало рождение гитар подобного дизайна вне мастерской Fender Custom Shop. Во-первых, на рынке появились хоть и немногочисленные, но нелегальные китайские копии. В наше время это обычное дело когда в самой густонаселенной стране подделывают гитары Fender, Gibson, Ibanez. Будьте бдительны. Во-вторых, в Японии для внутреннего рынка, местный офис Fender выпустил подобную гитару небольшим тиражом. То есть так или иначе, но теле-страт стал потихоньку распространятся по миру.
И вот, сейчас оно свершилось, наконец-то Fender официально стали выпускать такой инструмент, включив его в каталог. Разумеется, на нем не стоит имя Шишкова, как и не стоят имена людей, которые разрабатывают новые модели во всех бесчисленных отделах создания новых продуктов сотен гитарных компаний по всему миру. Однако, в данном случае, мы знаем, кто стоял за этой моделью.
Fender не стали полностью копировать модель Юрия внеся свои коррективы, логику которых также достаточно легко понять. Поскольку пикгард от Tele Thinline достаточно прочно ассоциируется с 70-ми годами, то было добавлено еще несколько фирменных черт того времени. Во-первых, модель бриджевого датчика - это хамбакер дизайна Wide Range (в стиле 72 Tele Deluxe). Но при этом сам датчик это Enforcer - "злой" звучок с большим выхлопом - такой ставят, например, на модель John5 Tele. Во-вторых, гриф на новой гитаре - это стратовский с большой головой. Его, кстати, также можно ассоциировать c 72 Tele Deluxe. Но, заметьте, что в отличие от 70-ых годов на новой гитаре 22 лада, как это приятно в современном мире. В-третьих, бридж на страте Pawn Shop фиксированный. Это еще больше роднит гитару с телекастерами, и опять таки невозможно не упомянуть 72 Tele Deluxe с таким же бриджем.
Основная идея данного инструмента - это универсальность. Хамб для перегруза и сингл для чистого звука - гитара на которой можно сыграть любую музыку - не это ли было вековой мечтой гитаристов? Однако, не смотря на логичность конфигурации HS, инструменты с таким набором датчиков составляют явное меньшинство в гитарных магазинах по всему миру. Как мне кажется, основная проблема - это сложности с дизайном. Производителю непросто вписать два разных звукоснимателя так, чтобы это понравилось гитаристам. Хотя попытки подобных шагов происходят постоянно. Из наиболее удачных, на мой взгляд - это кастомшоповская модель John5, на которой одинаково приятно играть, что с дисторшен, что без него.
Новая гитара выглядит оригинально и непохоже на все остальные инструменты Fender. Но при этом на все сто процентов по-фендеровски. В течении десятилетий в разных сериях мы видели практически одинаковые страты, понять разницу в которых могли только специалисты. Сейчас похоже наступает новое время, Fender не боится экспериментировать и выдает модели весьма необычные (особенно в серии Paw Shop). Будем надеяться, что эти тенденции продолжатся и в будущем.
Вот ролик, посвященный новой гитаре:
Автор текста: Сергей Тынку