FM-модуляция и рассвет музыкальной индустрии в домашних условиях

FM-модуляция и рассвет музыкальной индустрии в домашних условиях



Флагман цифровой синтезаторной продукции, DX7 (показан на переднем плане) и его преемник DX7IIFD (второй спереди). Сзади DX1 (1983) и сразу перед ним DX5 (1985). С FM-тонгенератором и встроенной памятью на 32 тона (прилагается внешнее ПЗУ с памятью на 64 тона), стоимость которого 248 000 иен; DX7 и другие инструменты серии DX стали хитовыми моделями, проданными по всему миру в количестве около 420,000 единиц. Корпус DX7 был выполнен в коричневом цвете, чтобы соответствовать цвету корпуса домашнего компьютера YIS, который Yamaha продавала в то время.

[Глава вторая] FM-модуляция и рассвет музыкальной индустрии в домашних условиях

Колоссальный прогресс в области полупроводниковых технологий

photo:Testing FM tone generation at Standard University in the USAИспытание FM-тон-генератора в Стэнфордском университете в СШАphoto:Dr. Chowning, of Stanford University, using a GS1 voice programmer to create soundsДоктор Чонинг из Стэнфордского университета, использующий голосовой программатор GS для создания звуков

Начало 1980-х годов стало периодом стремительного роста популярности полупроводниковых приборов на основе электронных компонентов, и устройства, которые просто были невозможны на предыдущем уровне развития технологий, стали появляться на рынке одно за другим. Такие термины, как "интегральная схема" и "широкая интеграция" начали встречаться на вступительных экзаменах в университеты, и компании запустили в производство электронные игры, основанные на этом типе схемы. Прорыв, совершенный в области полупроводниковых приборов в то время, был поистине исключительным.

Одним из наиболее выдающихся технических решений, ставших конкурентоспособными благодаря такому быстрому продвижению вперед, был FM-тон-генератор с цифровой частотной модуляцией. Этот способ создания звука был первоначально разработан в Стэнфордском университете в США, и Yamaha — первая компания, которая осознавая свой истинный потенциал, в 1973-ем году подписала с университетом договор о предоставлении исключительной лицензии.

Наша группа исследователей взялась за работу с FM тон-генераторами как частью схемы, чтобы перевести Electone® на цифровые технологии, и к 1974-ому году, когда был выпущен аналоговый синтезатор Yamaha SY-1, мы уже успешно укомплектовали прототип инструмента цифровым FM-тон-генератором. К сожалению, на тот момент было пока невозможно вывести этот инструмент на рынок из-за огромного числа интегральных схем, необходимых полупроводниковой технике того времени, а также из-за затруднений при поиске оптимального баланса между размером и функциональными возможностями. В результате дальнейших достижений в области полупроводников мы, наконец, получили инструмент с техническими характеристиками, которые сочли подходящими. И в апреле, через семь лет после начала разработки, Yamaha выпустила продукт с первым FM-тон-генератором – F-70, ставший классической моделью серии Electone. Месяц спустя за ним последовала клавиатура GS-1, инструмент, предназначенный для игры на сцене.

photo:A voice programmer for the GS1Голосовой программатор GS1

FM-cинтез отличается способностью с поразительной реалистичностью воссоздавать звуки, полные разнообразия и богатые обертонами, такие как электропианино, медные духовые инструменты и колокольчики. Сэмплинг в настоящее время стал основой тон-генерации, и так как эта техника использует подлинные записи, мы принимаем как должное, что наши синтезаторы могут с легкостью воспроизводить звуки огромного множества различных музыкальных инструментов. Однако аналоговые синтезаторы начала восьмидесятых были просто не в состоянии передать некоторые разновидности музыкального звука, — яркий пример ¬— колокольные металлические звуки, — и это сделало FM-звучание GS-1 настоящей сенсацией.

GS-1 фактически не вывели на рынок в качестве синтезатора, возможно потому, что звуки невозможно было обрабатывать на самом инструменте. Можно было пользоваться голосовыми платами для редактирования набора из 16-ти тонов, которые способен произвести GS-1, но чтобы создать или преобразовать эти звуки, требовалось особое, программирующее устройство, которыми пользовались разработчики (смотрите фотографию ниже). По правде говоря, эта способность делать музыкальные звуки доступными для редактирования оказалась настоящим препятствием на пути реализации конкурентоспособной разработки синтезатора.

photo:Released in 1981, the GS1 digital keyboard featured FM tone generation and touch-sensitive control. Notable for its grand piano-like body, the GS1 was an expensive instrument that sold for 2.6 million yen.

Выпущенная в 1981-ом году, цифровая клавиатура GS1 имела функции FM-тон-генерации и сенсорного управления. 
Примечательный дизайном корпуса, напоминающим рояль, GS1 был дорогим инструментом, который продавали по цене 2,6 миллиона йен.

Концепция пользовательского интерфейса

Звуки, воспроизводимые аналоговым синтезатором, можно изменять путем регулировки параметров резисторов и других электронных компонентов, которые составляют схему его тон-генератора; следовательно, могут быть добавлены ручки и фейдеры, включающие переменные резисторы, чтобы обеспечить функциональные возможности редактирования звука. То, каким образом расположены эти контроллеры, зависит от конструкции и размеров самого синтезатора; и таким инструментам, как CS-1 (представленного в Первой главе), уже требовалось великое множество ручек регулирования. У цифровых синтезаторов гораздо больше связанных со звучанием характеристик, чем у их аналоговых предшественников, вследствие чего отведение физического контроллера всем без исключения характеристикам было бы в итоге практически невозможно.

Также важно помнить, что цифровые синтезаторы производят операции на основе программ, почти таким же образом, как программное обеспечение компьютера. Чтобы получить новый звук, нужно просто добавить соответствующую программу. Если же характеристики звуков непосредственно должны быть доступны для редактирования, то синтезатору также необходима программа-редактор. Само собой разумеется, для программы-редактора потребовались бы собственные кнопки и ручки для ввода значений параметров, — говоря современным языком, свой собственный пользовательский интерфейс.

photo:A catalog showcasing the GS1 and GS2 (for Japan). Chick Corea appeared in the opening pages.

Каталог, демонстрирующий GS1 and GS2 (для Японии). Чик Кориа красовался на первых страницах.

Одними из самых привычных для нас пользовательских интерфейсов являются монитор, клавиатура и мышь. Ни Windows, ни Mac в 1980-ом году еще не существовали, и ввод команд и текста с использованием клавиатуры был основным способом взаимодействия пользователей с их компьютерами. Методы, которые сегодня стали для нас привычными, например, — работа с графическим интерфейсом и мышью или сенсорный экран, — в то время не были доступны. При разработке цифрового синтезатора создание ясного и простого интерфейса для музыканта, который хотел бы взаимодействовать со звуком более интуитивно понятным способом, а также для пользователя без опыта программирования, возможно, являлось основной сложностью, которую необходимо было преодолеть.

Как выход из положения наши специалисты разработали новый тип программатора, показанный ниже. Он применялся вместо сочетания электроламп и кнопок, которые саунд-дизайнер может использовать для подтверждения предыдущих параметров настроек, при внесении изменений.

Пользовательские интерфейсы современных синтезаторов обеспечивают полный и свободный доступ ко всем внутренним параметрам, и мы не понимаем, как нам повезло, потому что так было не всегда. Раньше, когда полупроводниковые и программные технологии развивались с головокружительной скоростью, нужно было совершить множество проб и ошибок, чтобы усовершенствовать интерфейс, создающий условия для креативного саунд-дизайна. Однако же, это был решающий шаг в развитии синтезаторов той эпохи.

photo:The TRX-100 prototype, the basis for the GS1TRX-100 — прототип, основа GS1

photo:The programmer for the TRX100Программатор для TRX100

photo:One of the programmers built as a test, consisting of a combination of lights and buttons.Один из программаторов, созданный как опытный образец, включающий сочетание электроламп и кнопок.

Появления DX7 и преобразование музыкальной индустрии

Через два года после преодоления всех разногласий, возникших в процессе разработки FM-тон-генератора, создания пользовательского интерфейса для программирования и обработки звука, а также успешного выхода на рынок GS-1, Yamaha познакомила мир со своим многоголосым частотным синтезатором DX7. В основе FМ-тон-генератора лежало управляющее устройство (оператор), — основная составляющая, используемая для образования и трансформации звука. В то время как у GS-1 было четыре управляющих устройства, новый DX7 теперь отличался шестью, давая возможность создавать намного более замысловатые звуки. Более того, этот революционный синтезатор также предусматривал встроенные функциональные возможности для создания и редактирования звуков, и это позволило сохранять звуки в памяти картриджного типа, — и всё это примерно в одну десятую от цены GS-1. Неудивительно, что этот новый инструмент оказал такое огромное влияние на мир синтезаторов.

photo:The PAMS, the prototype for the DX seriesPAMS, прототип для серии DX

В то время целым рядом подразделений Yamaha одновременно разрабатывались различные инструменты, и тогда как прототип TRX-100 предшествовал GS-1, прямым предком синтезаторов DX серии была экспериментальная модель, известная как Музыкальный Синтезатор с Программируемыми Алгоритмами (Programmable Algorithm Music Synthesizer, PAMS). В знак признания этого факта, DX7 был обозначен на верхней панели управления как Цифровой Синтезатор с Программируемыми Алгоритмами.

Как следует из названия, PAMS создавал звук на основе разнообразных алгоритмов вычислений, а именно фазовой модуляции, модуляции по амплитуде, аддитивного синтеза и частотной модуляции, — и с самого начала прототип поддерживал сохранение программ в памяти. Однако, этот высокий уровень свободы саунд-дизайна достался ценой существенного увеличения числа требуемых параметров, означая, что PAMS еще не был пригоден для коммерческой реализации в качестве инструмента, программу которому может задавать обычный пользователь.

photo:A prototype DX1Прототип DX1

Для того, чтобы выйти из этого затруднения, разработчики Yamaha решили упростить конструкцию тон-генератора в синтезаторе за счет имеющих общие параметры регулятора и несущего элемента генератора огибающей. Они также уменьшили количество алгоритмов, — или схем соединения операторов — до 32-х. Это подготовило почву для завершения оригинальной линейки серии DX, включающей DX1, DX-5, DX7 и DX9. Хотя в то время были выпущены четыре модели, пять моделей под маркировкой, — DX1, DX2, DX3, DX4, и DX-5 — на тот момент находились в процессе разработки. DX1 сохранил свою маркировку, в то время как DX2 и DX3 в комплексе превратились в DX-5. Модели, бывшие в стадии разработки DX4 и DX-5, пришли на рынок как DX7 и DX9, соответственно.

photo:From the TX7 catalog (English). Here the TX7 is shown attached to a DX7.Из проспекта TX7 (англ.). Здесь показан TX7 в приложении к DX7.

DX7 был настоящим хитом во всем мире, и как сам инструмент, так и его звук вскоре стали движущими силами поп-музыки восьмидесятых. Отметим, вместе с тем, что многие из его технических решений и возможностей также оказали существенное влияние на дальнейшее развитие синтезаторов.

Первым из них был ЖК-дисплей, включающий 2 строки по 16 символов в каждой. До DX7 значения параметров синтезатора, как правило, подтверждались расположениями кнопок и фейдеров, то есть не было никакого способа тщательно проверить установки параметров или отобразить названия тембров. Однако, с появлением такого типа элемента интерфейса, стало возможно отобразить любой тип информации. Так родилась традиция присваивать имена оригинальным тембрам. Между тем, тот факт, что отдельные параметры могут быть выведены на дисплей и отредактированы по одному на ЖК-экране, устранил необходимость в огромном наборе контроллеров на верхней части инструмента. Простой в использовании и хорошо сделанный пульт управления DX7 был бы невозможен без этого экрана, и такое очевидное отличие от синтезаторов прошлых лет являлось еще одним фактором в основе его чрезвычайной популярности.

photo:A connection diagram from the TX7 catalog. The catalog feature explanations with the TX7 and QX7 connected to a DX7.Схема подключения из проспекта TX7. В проспекте представлена поясняющая информация о TX7 и QX7, подключённых с DX7

Другой революционной особенностью DX7 было использование картриджей памяти для хранения и повторного вызова звуков,— особенностью, которая была возможной только благодаря конструкции цифрового синтезатора. В то время как GS1 использовал голосовые платы магнитного типа, компания Yamaha решила, что картриджи, содержащие цифровую память, были бы лучше для серии DX, поскольку они не поддаются действию сильных магнитных полей, создаваемых динамиками и другими подобными устройствами. DX7 мог сохранять 32 тембра внутри, но с ROM-картриджем, вставленным в слот для картриджей, дополнительные 64 тембра теперь стали доступными. RAM-картриджи, в то же время, могут быть использованы для записи и повторного вызова 32-х тембров. Возможность увеличивать количество тембров присуща исключительно цифровому синтезатору и наш чрезвычайно удобный метод на основе картриджей также сделал профессиональный звук доступным всем. Ещё в эпоху аналоговых синтезаторов единственным способом воспроизведения звука, используемым профессионалами, было копирование расположения всех без исключения ручек, и даже тогда было почти невозможно получить абсолютно такие же параметры настройки. Владельцы DX7, однако, легко могли приобрести картриджи, содержавшие подлинные звукозаписи известных музыкантов. Этот подход, благодаря которому стало возможно не только иметь такой же инструмент, как и у своего кумира, но также и воспроизводить те же самые звуки, был чрезвычайно заманчив для музыкантов-любителей.

Особо стоит отметить исключительные усовершенствования, которых разработчики добились в производительности синтезаторов, –– сегодня они становятся всё более важными в управлении весьма сложными звуками, которые FM-синтез сделал возможными. Работая в сочетании с сенсорной клавиатурой, FM–тон-генератор мог модулировать звуки бесчисленным множеством различных способов, и для того, чтобы получить максимальную отдачу от этой технологии, мы решили оснастить DX7 нашими клавишами FS Keybed. Будучи первоначально разработанной для серии Electone, эти клавиши более двух десятилетий оставалась типовой деталью флагманских моделей синтезаторов компании Yamaha, полюбившись громадному количеству музыкантов.

Последнее по счёту, но совсем не по важности это поддержка DX7 технического стандарта MIDI, введённого в 1982-ом году с целью обеспечить музыкальным инструментам возможность обмениваться друг с другом информацией в цифровом виде. В дополнение к информации, полученной от синтезатора, протокол MIDI также включал в себя данные, получаемые от сустейн-педалей, педалей громкости и многих других связанных непосредственно с игрой на инструменте контроллеров. Тот простой факт, что компания Yamaha приняла этот стандарт так скоро после его появления, был ещё одной причиной, почему DX7 привлекал такое внимание в то время, пока функциональные возможности, которые это обеспечили, были в не меньшей степени вдохновляющими. Например, при управлении DX7 с использованием MIDI-секвенсера, — устройство, которое позволяет синтезатору играть автоматически посредством пересылки MIDI-данных, — можно было воссоздать игру другого музыканта нота в ноту, и без труда создать автоматизированные музыкальные партии или фразы, которые люди нашли бы очень сложными для непрерывного исполнения. Ещё одной обращающей на себя внимание особенностью DX7 была его способность создавать технически совершенную, ультрасовременную музыку, например, танцевальную и техно, родившуюся в восьмидесятые, — музыку, которая была получена путем объединения автоматизированных композиций в формате MIDI с низким синтезированным басом, обладающим специфическим частотно-модулированным (FM) звуком.

Благодаря этим и другим новаторским особенностям цифровой синтезатор DX7 встряхнул и производственную, и коммерческую отрасли музыкальной индустрии и оказал огромное влияние как на поп-музыку того времени, так и на форму будущих синтезаторов.

Меняющийся мир синтезаторов

После появления DX7 мир синтезаторов претерпел существенные изменения. Добавление поддержки MIDI не только сделало возможным проигрывать музыкальные партии автоматически, но также дало толчок расширению представления о тон-генераторе для исполнителей в режиме реального времени. Например, два DX7 можно было заставить играть роль точно такого же электропианино, и если слегка поднять высоту одного из этих инструментов, результатом был бы эффект наподобие хоруса, делающий общее звучание намного богаче. Этот подход точно так же работал с бо?льшим числом синтезаторов, но поскольку никто фактически не мог играть на трёх или четырёх синтезаторах одновременно, мы отдавали себе отчет в том, что DX7, используемые исключительно в связи с возможностью увеличения их числа, не нуждались в клавиатуре. Нашим ответом была TX серия безклавиатурных модулей тон-генератора.

За DX7 последовали многие из продуктов, такие, как рэковый тон- генератор TX-816, способный синтезировать чрезвычайно насыщенные звуки, и TX-7 – компактная версия DX7. Роскошные FM звуки, которые они имели, благодаря росту популярности тон-генераторов, также стали неотъемлемой частью музыкальной сцены в те дни, зарабатывая хорошую репутацию синтезаторам в этом непростом процессе.

Развитие синтезаторов Yamaha серии DX шло в ногу с прогрессом в технологии. DX7 II имел алюминиевый корпус дабы уменьшить вес и существенно повысить мобильность. Позже был также добавлен дисковод, предназначенный для 3,5-дюймовых дискет, широко распространённых в то время. Серия в своём дальнейшем развитии приобрела ещё больше креативных особенностей, таких как парные каналы вывода с поддержкой стереопанорамирования и функциональные возможности микронастройки, которые позволили музыкантам использовать кроме равномерной темперации другие системы настройки, — такие как арабская музыкальная шкала. Между тем, характерностью особенностью модели DX100 с уменьшенными клавишами (которая вышла немного раньше) было множество новаторских решений для исполнителей, например: колесо модуляции звука, которое перенесли в верхний левый угол или возможность реверсировать модуляцию звука DX100, точно так же, как на гитаре, при игре стоя с использованием ремня.

DX серия не только завоевала музыкальный мир восьмидесятых, она также послужила двигателем развития пользовательских интерфейсов современных цифровых синтезаторов и основной функциональности инструмента.

Вперёд, к созданию музыки в домашних условиях

Вплоть до восьмидесятых музыканты-любители, конечно, играли свою музыку вживую, но записи делались исключительно в студиях, профессионалами. Между тем, на протяжении этого десятилетия многодорожечный рекордер (multitrack recorder, MTR) — устройство, способное записать четыре отдельных трека на стандартной музыкальной кассете, — стало чрезвычайно популярным, и это предоставило каждому, независимо от его компетенции, возможность выполнить многодорожечную запись, не выходя из дома. Классический технологический процесс MTR начинался записью ритма, сперва с использованием драм-машины, и затем слоя баса, гитары и клавишных треков сверх того, для завершения композиции. Благодаря растущей популярности MIDI-совместимых инструментов, вместе с тем, музыканты смогли синхронизировать их секвенсоры и драм-машины, и MIDI-синтезаторы, например, из серии DX, стали регулярно использоваться и для баса, и для треков аккордового типа. Все же DX7 мог создать только один голос в каждый момент времени, следовательно, были бы необходимы два таких синтезатора, если бы пришлось одновременно воспроизводить бас и электропианино.

Решением компании Yamaha стал мультитембральный тон-генератор. MIDI-данные могли предназначаться для конкретных каналов, и если MIDI-секвенсор, такой, например, как у продукта серии QX, используется для пересылки данных комбинаций тембров, образованных в разных каналах, то тембры баса, фортепиано и маримбы могут, скажем, быть воспроизведены с помощью информации о каналах 1, 2, и 3 соответственно. Многоканальный тон-генератор, получающий эти данные, назначил бы уникальный тембр каждому каналу, и, в нашем примере, аналог трёх отдельных синтезаторов нужно было бы интегрировать в единый тон-генератор. Продуктом, который компания Yamaha разработала в точности следуя этому подходу, был модуль тон-генератора TX81Z, — принципиально новое устройство, включающее в свой состав аналог восьми FM-синтезаторов, каждого из них с четырьмя специализированными коммутаторами. Все восемь FM–тон-генераторов можно было настроить на один и тот же канал, чтобы получить более глубокий и плотный звук. Кроме того, наряду с гармонической (синусоидальной) волной музыканты впервые обладали другими волновыми формами, что позволяло сформировать более широкий диапазон звуков, и поэтому TX81Z часто считался зарытым кладом среди синтезаторных модулей.

Приблизительно в это время различные авторы музыки взялись воспроизводить все партии, — будь то партия ритмического, басового или аккордового типа инструментов, — одновременно, используя один синтезатор. Так синтезаторы со встроенными MIDI-секвенсорами стали выходить на рынок. Разработанный для удовлетворения этой потребности Yamaha V-50 был величайшим FM-синтезатором, объединяющим TX81Z с клавиатурой, MIDI-секвенсором, ритм-боксом, на основе PCM-синтеза (Pulse Code Modulation — импульсно-кодовая модуляция) и процессорами цифровых эффектов. Этот инструмент вышел за рамки цифрового синтезатора, способствуя его развитию в эпоху рабочих станций.

Не прошло и десятилетия в промежутке от GS1 1981-го года до V-50 1989-го, как наши цифровые синтезаторы эволюционировали от базового исполнительского инструмента до полноценной музыкальной рабочей станции. Безусловно, восьмидесятые были одним из самых захватывающих и динамичных периодов в истории синтезаторов Yamaha.

photo:V50

V50

photo:DX9DX9
 
photo:DX7II DDX7II D


photo:DX100DX100

photo:TX816TX816

photo:TX81ZTX81Z

http://ru.yamaha.com/ru/products/music-production/synthesizers/synth_40th/history/chapter02/


Предыдущая Следующая