Gibson Chris Cornell ES-335
Чей светлый образ возникает у вас в голове, когда вы слышите название электрогитары Gibson ES-335? У меня таких имен на самом деле совсем немного. Конечно, это в первую очередь легендарные старики, великие Chuck Berry и B.B.King.
Если чуть-чуть поднапрячь память, то можно достать откуда-то из тайников фонотеки еще пару гитарно звездных имен - Larry Carlton и Alvin Lee.
А из тех, кого я сам живьем видел на концертах с ES-335, то это, пожалуй, всего два человека. Mark Knopfler и Eric Johnson.
Вот и все. Невероятно популярная во всем мире гитара, удивительный инструмент, который оказал свою толику влияния на всю индустрию и при этом сходу в голову не приходит больше полдюжины имен. И это при том, что меня можно назвать продвинутым пользователем по части потребления музыки, сделанной с участием электрогитары.
При этом у большинства людей при слове ES-335 в голове еще меньше имен. Однако, это совсем не значит, будто бы народ не понимает, что это за гитара, для чего она нужна и какие звуки выдает. Гитара для блюза, джаза, рокенрола, легкого рока, чистого звука - вот так обычно описывают саунд этой гитары. И мало при этом кто вспоминает, что Gary Moore иногда попиливал на ES-335 весьма нелегкие блюз-роковые боевики.
Для компании Gibson основная проблема в ES-335 заключается в том, что в сознании большинства покупателей гитар эти инструменты ассоциируются с "глубоким олдскулом". И соответственно такой имидж не способствует хорошим продажам. Никто не хочет быть похожим на стариков.
Другое дело полуакустики Gretsch - их икона в лице Brian Setzer кажется вечно молодым, а все эти тысячи рокабилли и сёрф команд, которые каждый год словно лесные грибы тысячами возникают из ниоткуда и чтобы потом уйти в никуда, - гитаристы этих банд также выглядят очень молодыми и бодрыми.
Несколько лет назад Gibson пытались омолодить имидж ES-335, начав сотрудничать с Tom DeLonge из группы Blink-182. Однако, какого-то ощутимого эффекта от этого сотрудничества никто не заметил. Именная модель Тома была настолько радикальна, что ее попросту никто не хотел покупать - если такая и попадала в музыкальный магазин, то задерживалась там на годы.
В этом году Gibson продолжили попытки омолодить имидж ES-335, предлагая модель Chris Cornell. Конечно, на фоне всех остальных имен, что мы привыкли видеть с такими гитарами, Крис достаточно молод, хотя по большому счету нет ничего молодого в музыканте, которому в следующем году стукнет аж 50 лет.
Почему Gibson не сделали эту модель лет 10-15 назад, когда о группе Soundgarden (а потом Audioslave) знали и помнили намного больше людей, нежели сегодня? Хотя, возможно, тут дело в банальной конкуренции и якобы моде на музыку 90-ых. Кто-то умный написал статью про возрождение гранджевых трендов. Другой умный решил переиздать Fender Kurt Cobain. Люди с Gibson захотели нанести ответный удар на рынке гранджа и вспомнив, что у них была модель Dave Grohl DG-335, дошли до идеи сотрудничества с Chris Cornell, чтобы отрапортовать начальству, что "мы не отстаем от конкурентов". Обычно все это именно так и случается.
Как бы то ни было, но теперь у нас есть новая модель ES-335 и, на мой взгляд, это едва ли не самое интересное, что происходило с ES-335 за последние лет 30, с тех пор как Gibson придумали модель Lucille. Ведь не будем же мы всерьез называть сенсацией очередное переиздание старых моделей типа тех, на которых Clapton играл в группе Cream?
Самое первое новшество, что бросается в глаза на гитаре Chris Cornell, - это необычный цвет Olive Drab Green. Он непривычен как для ES-335 в частности, так и для Gibson в общем. В нем есть что-то от "милитари стайла". Я привык ассоциировать это больше с гитарами ESP или автомобилями Hummer, в которых Шварцнегер обычно ездит на экранах олдовых экшен-фильмов.
Еще одна милая вещь - это Bibsby. Видя ее на ES-335, хочется закричать "наконец-то". Тремоло Bigbsy и гитары Gibson во веки веков были созданы друг для друга. Но при этом в каталоге Gibson практически никогда не было моделей с Bigsby. Только какие-то ограниченные тиражи, специальные выпуски и т.д. А большинство Gibson получали свои Bigsby не на фабрике - люди ставили эти тремоло самостоятельно. Возможно, из-за такой политики компании в сёрфе и рокабилли Gretsch намного популярнее Gibson. Просто из-за Bigbsy. Остается только надеяться, что эта гитара будет выпускаться какое-то более-менее продолжительное время и ее количества хватит на всех поклонников полуакустик с бигсби.
Весьма интересная фишка - звукосниматели на Chris Cornell. Это Lollartron. Все дело в том, что одним из секретов своеобразного звучания гитар Gretsch являются датчики Filtertron. Эти звукосниматели редко встретишь на каких-то других гитарах помимо Gretsch, хотя не так давно Fender придумали (и начали активно продвигать) Telecaster Cabronita с такими звучками.
Пытаясь сделать гитару с элементами Gretsch, у Gibson не было иного выхода, как поставить похожие датчики. Но ведь не будут же они использовать "гретчевские" звукосниматели от прямого конкурента? Поэтому Gibson воспользовались разработками Jason Lollar. Это весьма популярная в некоторых кругах небольшая бутиковая контора, которая вручную мотает звукосниматели типа hi-end популярных гибсоновских и фендеровских форматов. Очень многие ставят их синглы и хамбакеры на дорогие инструменты ретро-стиля. Конечно, для Gibson производители типа Lollar являются хоть и небольшими, но конкурентами. Однако, если выбирать между Lollar и Filtertron, то решение в пользу Lollar. Тем более, по мнению очень большого числа экспертов и гитарных журналистов, Lollar делают более качественно звучащие звукосниматели. Хотя, конечно, вокруг этого мнения (как и вокруг любого другого) можно обнаружить немало самых жарких споров.
Бесспорно только одно: новый Gibson Chris Cornell - это действительно попытка сыграть на поле Gretsch и такую гитару надо было делать давно и даже необязательно в связи с именем какого-либо музыканта. Гитары Gretsch - это отлично, но всегда и во всем хочется хоть какого-то выбора. Мало кто прожил всю жизнь общаясь только с одной женщиной или наслаждаясь только одним сортом пива. Поэтому если мы говорим о гитарах стиля Gretsch, то выбор просто жизненно необходим. Цвет, Bigsby, звукосниматели - все это мы могли бы сделать со своими ES-335 и без помощи Gibson, однако для чего еще существуют бренды как не диктовать тренды? Походу нынешний тренд - это "гретчемания", и появление Fender Cabronita и Chris Cornell ES-335 тому свидетельство.
Автор текста: Сергей Тынку