Gibson Frank Zappa "Roxy" SG
Frank Zappa всегда по всем меркам был весьма необычным человеком и, разумеется, довольно оригинальным музыкантом. Ни на кого не похожий - он шел своей дорогой, по пути посмеиваясь над всем, над чем только можно было (и над чем нельзя). Поэтому у меня никогда не было сомнений в том, что если когда-нибудь на свет появится его именной инструмент - то это тоже будет нечто не совсем традиционное. И вот оно случилось. Gibson объявили о выходе именной гитары SG.
Я уверен, что для поклонников музыканта и коллекционеров копий оригинальных инструментов заслуженных деятелей рок-музыки эта гитара будет отличным подарком. А вот для всех остальных - "пятьдесят на пятьдесят". Дело в том, что для большинства тех, кто не очень сильно погружался в творчество Zappa, было бы гораздо более логичным, если бы Gibson переиздали Les Paul Custom, с которым Frank изображен на фотографии с альбома Shut Up'n Play Yer Guitar.
Более того, этот шаг был бы вполне логичен со стороны Gibson, поскольку санберстовый LP Custom имеет явно более перспективный коммерческий потенциал, нежели не просто SG, а "крепко тюнингованный". Тем более санберстовые LP Custom вообще как-то мало засветились в истории музыки и им явно нужно больше промоушена, чтобы не отставать от своих черных, белых и даже вишневых сестер. Я с такого цвета гитарой вспоминаю только Santana, еще одного "усатого монстра", гремевшего в далеких семидесятых. Хотя тут обязательно должен кто-то спросить: "А как же Ace Frehley?".
Однако, выход SG вместо более попсового LP - это, во-первых, очень "по-запповски", во-вторых, исторически более достоверно, и, в-третьих, возможно, хитрый гибсоновский ход с расчетом на будущее, в котором будут переизданы и LP, и еще какие-нибудь инструменты (например, ES) из арсенала Zappa. Чужая душа в принципе - потемки, а если говорить о маркетологах Gibson - то там вообще "тысяча и одна ночь".
Хотя о каких-то вещах можно говорить вполне уверенно, даже если о них не сообщается официально. Дело в том, что в этом году (с сентября по декабрь) запланировано большое турне (более 30 концертов по Северной Америке) проекта Zappa Plays Zappa, в ходе которого сын Фрэнка и сам по себе известный крутой музыкант Двэйзил будет исполнять вещи отца. Проект уже не новый. Несколько лет назад там даже Vai участвовал, который дружил с Фрэнком, играл у Фрэнка, и многое впитал от музыки Фрэнка.
Вспомните, как буквально недавно весь цивилизованный рок-мир отмечал юбилей Nevermind и компания Fender выпустила по этому поводу Kurt Cobain Jaguar. Поэтому не исключено, что когда случится круглая годовщина Shut Up'n Play Yer Guitar, то мы увидим и Zappa Les Paul. А пока этого не случилось, поговорим о новом SG.
Изначально это был SG Special шестидесятых годов (с тонким грифом). С вполне обычным для SG тех лет тремоло "Maestro-style Vibrola". Как и подобает SG Special, на гитаре когда-то были датчики P90. Тюнинг от Zappa заключался в замене звучков на хамбакеры и добавлении двух переключателей ("разделение катушек хамбов на синглы" и "фаза/противофаза"). Gibson ставит на новую модель датчики 57 Classic.
Еще одной заметной новацией гитары явилась голова грифа - она стала белой, а колки были заменены на Grover. Эта новая голова стала похожа на ту, что была на модели Bob Marley (кстати, тоже Special, но Les Paul, а не SG).
В результате получившаяся гитара, несмотря на весь свой тюнинг, выглядит достаточно классической, как и полагается инструменту, который ассоциируется с альбомом семидесятых. Все-таки на инструменте нет флойд-роуза, не стоит никаких активных датчиков, Frank даже не отпилил ни одного рога от корпуса (хотя мог бы) и не нарисовал ангела за штурвалом самолета. Получился достаточно обычный SG с самыми обычными для этих гитар датчиками. Конечно, тремоло и переключатели будут вносить какие-то свои нюансы в звучание гитары, однако по нашим временам это настолько незначительные мелочи. Это вам не примочка wah, которую Joe Perry запихнул в свой Les Paul, или пьездатчик как у Slash в его Gibson.
Не стоит даже говорить о том, как гитары SG были популярны в последние несколько десятилетий. Однако Gibson долгое время избегали делать какой-то серьезный промоушен этим моделям, сконцентрировавшись на Les Paul. Cлавные имена Angus Young и Tony Iommi - вот и все, на чем была сконцентрирована политика продвижения SG в конце двадцатого века, начале двадцать первого. Сейчас, слава богу, ситуация изменилась и молодежь пусть и посредством гитар Gibson, но начинает узнавать другие славные имена "эсгэшных героев" - Pete Townshend, Robbie Krieger, Dickey Betts, Derek Trucks, Jeff Tweedy, и, наконец-то, Frank Zappa. Зал славы Gibson SG. Кто будет там следующим? Может быть ты? Лет через 20?
Автор текста: Сергей Тынку