Одними из самых популярных книг в жанре “романтическая литература для гитаристов и сочувствующих” являются фотоальбомы с личными гитарами рок-звезд. Причем не просто личными, а легендарными, то есть принимавшими участие в тех или иных исторических концертах и записях. Книг таких выпущено было несколько, они почти одинаковые, хотя и немного различаются в части списка зведных имен и инструментов.
Книги эти читают не только гитаристы, но и производители гитар. Соответственно, если у первых появляется желание обладать точно такой же гитарой как в книге, то вторые всегда рады пойти навстречу, выпустив точную (до малейших царапин) копию легендарного инструмента. Как правило, сделанную в Custom Shop и стоящую весьма солидную сумму на фоне обычных гитар, хотя и в десятки раз меньшую оригинальной гитары.
Забавно, но по словам мастеров (тех же Fender и Gibson), которые имели возможность тщательно изучить легендарные инструменты, их копии по звуку зачастую получаются лучше оригиналов. По крайней мере если говорить о нынешнем состоянии оригиналов. В частности речь идет о таких гитарах как Клептоновская Blackie, Пейджевский Леспол и многих других инструментах. Нам, простым людям, сложно проверить это утверждение, поэтому просто примем к сведению существование такого мнения.
Так или иначе, все больше и больше исторических гитар попадают в мастерские больших брендов для того чтобы быть всесторонне изученными и скопированными. Соответственно, книги с рассказами и фотографиями про звездные гитары все больше и больше начинают напоминать торговые каталоги. Поскольку чуть ли не каждая гитара уже скопирована и выпущена на рынок. Все меньше и меньше остается инструментов до которых не дотянул свои руки тот или иной Custom Shop.
Jimmy Page, Jeff Beck, Michael Bloomfield, Randy Rhoads, Eric Clapton, Dimebag Darrell, Rory Galaher, Peter Frampton, Yngwie Malmsteen, George Harrison, Billy Gibbons, Peter Green, Steve Jones, Carlos Santana, Brian Setzer, Slash, Andy Summers, Eddie Van Halen, Steve Ray Vaughan, Joe Perry, Nuno, Ace Frehley, Steve Vai - описанные в книгах гитары этих звездных музыкантов уже давно гуляют по музыкальным магазинам и интернет-аукционам.
В этом даже есть какая-то высшая справедливость. Те, кто умеет играть, они способны звучать как звезды на любых гитарах. Те, у кого есть деньги, у них есть возможность иметь точно такие же гитары как у звезд. Те, у кого и деньги есть и талант - вообще самые счастливые люди на планете. А если им еще и везет, то они становятся звездами рока.
Группа Doors, безусловно, одна из величайших в истории рок-музыки. И при этом одна из самых уникальных. В отличие от Deep Purple, Led Zeppelin или Nirvana ее не пытаются скопировать тысячи последователей. Потому что это невероятно сложно. Прелесть Doors состояла не в каком-то уникальном мастерстве или чутье музыкантов. У них на первый план выходила магия и поэзия музыки. Состояние души и чувства. А их не опишешь нотами и положениями ручек эквалайзеров.
Соответственно, “дорзовский” гитарист Robby Krieger, как ни крути, тоже легенда рока, даже несмотря на то, что группа не имела какого-то ярко выраженного гитарного звучания. Иногда даже кажется, что убери у них гитариста и ничего не изменится. Смогли же они как-то обойтись без бас-гитариста. Я вот как страстный фанат Doors, пытаюсь вспомнить какие гитарные партии Robby я пробовал играть, и не вспоминаю ничего кроме вступления к “People Are Strange”.
Парадокс при этом состоит в том, что Robby очень прилично умел играть на гитаре. Одна только Spanish Caravan на основе “Легенды” Альбениса чего стоит. Но это скорее исключение. Обычно, Robby старался не высовываться на передний план - его игра, она как специи в блюде. Вроде бы глазом ты этого не видишь, но без них (соли, перца и других добавок) есть блюдо невозможно - оно пресное и убогое.
Ну и композиторский вклад Robby нельзя не ценить. Просто за одну только Light My Fire ему можно поставить памятник на самой большой площади какого-нибудь главного города планеты Земля. Это же просто гимн и одна из самых культовых песен за всю историю рока.
Gibson, прекрасно понимая все величие и значение Robby как для мировой рок-музыки, так и для простых фанатов, несколько лет назад выпустили копию SG, которая на протяжении всей жизни (и, конечно, в Doors) была основным инструментом Krieger. Разумеется, музыкант группы, существовавшей с 1967 по 1971 год не мог играть ни на каком другом SG, кроме как классике 60-х, в данном случае вишневом стандарте.
Для многих гитаристов SG существует исключительно в разрезе звучания Angus Young или Tony Iommi. Если вы спросите таких людей, кто еще из знаменитостей играет на SG, то они погрузятся в глубокую задумчивость. Поэтому для них послушать Doors именно на предмет того, как может звучать SG без хорошей порции гейна, возможно будет каким-то прыжком в новое измерение.
Однако, SG был не единственным Gibson, что Robby использовал в Doors. На вторых ролях у него был, как не странно, роскошный Les Paul Custom. На свете, наверное, не очень много гитаристов, которые играют преимущественно на SG, а Les Paul Custom держат в качестве запасной. Есть в этом нечто безумное. Как и в творчестве Doors. Как бы то ни было, именно сейчас Gibson решили выпустить копию еще и этой выдающейся гитары.
Примечательность этого инструмента состоит в том, что это 1954 год - самый первый год, когда Gibson выпускали Les Paul Custom. В те времена, в отличие от нынешних, на этой гитаре стояли синглы и топ был не из клена, а из махогони. Даже без привязки к имени Robby Krieger это была бы коллекционная гитара высшей пробы. А уж, когда на ней поиграл гитарист группы Doors оно становится еще более ценным во всех отношениях.
Эта гитара имеет кличку “L.A. Woman”, в честь знаменитой песни, которая была записана с ее помощью. Однако, это не единственный трек, где пришлось потрудиться “черной красавице”. Такие композиции Doors как “Wild Child”, “Moonlight Drive” и “Crawling King Snake” также не обошлись без ее помощи.
Как и большинство гитаристов Robby не остался в стороне от тюнинга. На этом инструменте он заменил нэковый датчик, поставив мини-хамб Seymour Duncan. Когда он это сделал выяснить крайне сложно. Разумеется, во времена существования группы Doors не существовало компании Seymour Duncan. Поэтому вариантов может быть несколько:
Изначально замена была на датчик Epiphone. Это в те далекие времена была главная компания по использования мини-хамбов. И уже после Epi в 70-ых пришел черед Seymour.
Замена произошла в 70-х, после окончания группы Doors, когда уже Seymour Duncan организовал производство и торговлю. Правда, вряд ли он тогда делал мини-хамбакеры. Он начинал с датчика JB и других хамбов “на замену”.
Сеймур в частном порядке (не являясь фирмой) сделал этот датчик для Robby или того, у кого Robbу этот датчик приобрел.
Поскольку сейчас Gibson не выпускает переиздание 54 Les Paul Custom, то, как я слышал лично от некоторых коллекционеров, эта гитара им интересна даже без связи с Doors, поскольку одна простейшая замена нэкового датчика и перед вам абсолютно честная коллекционная модель 1954. Более того, в отличие от переиздания, эта гитара весьма серьезно состарена - одни только трещины лака чего стоят. То есть, выглядит оно как настоящий 1954 год. Как гитара, которой 60 лет.
- Слава богу, Robby Krieger совсем не Jimmy Page, и потому его модель стоит не запредельные деньги, а всего $6665, примерно как обычный Les Paul Re-Issue, - примерно так так говорят некоторые западные коллекционеры лесполов, с которыми мне удалось пообщаться на тему этой потрясающей гитары.
Надо сказать, что изначально когда в 50-ых годах модель только создавалась, сам Les Paul полагал, что она должна быть для солидной джазовой музыки. Он олицетворял ее черный цвет с черным фраком. Благодаря звукоснимателям синглам, она действительно очень хорошо звучит на чистом, вполне джазово. Звук очень глубокий, ровный и в нем много низов, что во многом обусловлено тем, что топ корпуса выполнен не из клена, а из махогони, а рабочая поверхность грифа из черного дерева, а не палисандра.
“Черная красавица” (Black Beauty) - официальное название Les Paul Custom пятидесятых. Эта модель с синглами была первой из всех красавиц. В истории музыки не так много звездных гитаристов, что засветились с этой гитарой. Я сходу помимо самого Лэса могу вспомнить только Chuck Berry, Keith Richards, Jimi Hendrix и Robby Krieger. Отличная компания. Хочется к ним присоединиться, хотя бы по части гитары.
Автор статьи: Сергей Тынку