Гитарное кино. Выпуск 10. Fender Presents: Getting Started on Electric Guitar

Гитарное кино. Выпуск 10. Fender Presents: Getting Started on Electric Guitar

Это достаточно старое (2002 года) видео, адресованное начинающим гитаристам. Продукции подобного рода существует очень много и зачастую людям, делающим свои первые шаги, очень сложно выбрать что-то толковое и полезное во всей пестроте многообразия возможных вариантов. Этот фильм сделан под патронажем производителя гитар номер 1, компании Fender, которые в свое время и придумали электрогитару. Поэтому видео претендует на монументальный труд, который призван к тому, чтобы взрастить целые поколения гитаристов. Весь учебный курс (а это действительно курс, а не серия уроков) разработал и продемонстрировал Keith Wyatt, очень авторитетный преподаватель гитарных искусств, за плечами которого множество учебных гитарных видео, с которыми мы тоже со временем познакомимся. А теперь перед нами "твой первый гитарный фильм". Поехали!


Гитарные видео для начинающих часто грешат одной бедой - они неполные в том смысле, чтобы человек купил DVD и больше ему ничего не было бы нужно для обучения. Почти в каждом курсе чего-то не хватает важного, без которого люди заходят в тупик и портят свое настроение. Фильм Keith Wyatt - он совсем не такой - информации тут даже в избытке. Все разбирается со всех сторон с максимально возможной дотошностью. Это действительно фильм, которого вам вполне хватит для того чтобы научится играть на каком-то начальном уровне. Если говорить о сроках обучения, то, мне кажется, тут речь идет об одном годе - если у вас хорошие способности и есть свободное время активно заниматься, либо о двух годах, если у вас поменьше времени и способностей. Учиться по этой школе больше двух лет, боюсь, будет тяжеловато для психики - оно попросту вам надоест.

Все начинается с приветственного слова Keith. Он сидит в кадре на фоне множества гитар Fender, сжимает в руках синий страт Squier и произносит дежурные слова про то, что пальцы у вас поначалу могут болеть, что освоение материала может занять от нескольких минут до нескольких дней на каждый раздел, и что все обучение сводится к трем базовым вещам.

- Понять, что нужно делать;
- Понять, как это нужно делать;
- И, наконец, сделать это.

С первыми двумя вам поможет Keith, а вот третье надо уже воплощать самому.


Разумеется, любая гитарная игра стартует с настройки. Keith рассказывает бородатую шутку про гитаристов, которые половину своего сценического времени настраивают гитару, а вторую половину играют на расстроенном инструменте. Как называется каждая из струн, как пользоваться тюнером, как нумеруются лады, как можно разными способами настроиться, как удобнее сидеть или стоять с гитарой - обо всем этом нам поведает Keith.

Потом приходит черед первых аккордов. Перед нами трехструнные E5, A5, D5 с тониками на отрытых струнах. Мы учимся брать аккорды разными способами, учимся ставить пальцы левой руки так, чтобы не глушить соседние струны. В завершении этой секции мы играем эти три аккорда под минус с барабанами и басом, что должно закрепить наши начальные наваки. "Теперь, - шутит Keith, - вы можете официально заявлять, что играете на гитаре".

На трехструнных аккордах мы не задерживаемся и переходим к полновесным (четырех-пяти-шестиструнным) мажорным E, A, D. Потом добавляем G и C. Все это традиционно закрепляется игрой под минус. Для полного комплекта мы поглощаем минорные аккорды и септаккорды. И в финале начинаем все это двигать по грифу, применяя барре. Таким образом, перед нами открывается целый мир аккордов, которые Keith "разжевывает" максимально подробно - как сочетать разные аккорды, как переходить с одного на другой. Видно, что в свое время он очень много провел времени с начинающими и поэтому заранее знает все возможные косяки.

Теперь у вас хватит навыков, чтобы стать настоящим крутым бардом, гордостью любого отечественного подъезда. Плюс, взяв в руку практически любой песенник с аккордами, вы сможете сыграть почти всё оттуда, ибо аккорды там редко выходят за рамки тех, что показывает Keith. Он и сам говорит примерно о том же самом - тысячи разных песен придумали на эти аккорды за последние 50 лет. Это основа и базис.

Прошло 50 с лишним минут после начала видео, футболисты за это время отыграли бы целый тайм, а мы только закончили с аккордами и переходим к гаммам. Но для начала переменный штрих и работа над сочетаниями двух нот на одной струне. А потом, конечно, мать всех гамм - ля-минорная пентатоника в пятой позиции. На четырех струнах и шести. Следом идет мажорная пентатоника. И, конечно, все это обязательно привязывается к соответствующим аккордам. Keith рассказывает о технике игры этих гамм. Как брать ноты на соседних струнах одним пальцем левой руки, если речь идет об одном ладе. Что такое хаммеры и пулы, как включать в свою игру секвенции, как пропевать то, что вы играете.


Наступает время разговора о нотах - как они называются, где они располагаются на грифе, что такое тон, полутон, диезы, бемоли, тоника. Все эти объяснения происходят без участия нотного стана - ноты называются латинскими буквами (от A до G) и показываются исключительно на ладах грифа. Освоив понятие нот, мы переходим к полновесным гаммам - мажорной и минорной, которые, повторюсь, как и раньше, привязываются к аккордам.


Следующая глава посвящена ритму. Перед нами появляется все-таки нотный стан, на котором мы видим целую, половинную, четвертную, восьмую, шестнадцатые ноты. Keith все подробно объясняет, попутно остановившись на триолях и их роли в мировой революции. Этим завершаются первые два часа видео и нам в финале первой части показывают что-то типа пятиминутной экскурсии на фабрику Fender. Где-то там на производстве мелькает Юрий Шишков с полуакустикой и другие знакомые лица мастеров. Полного технологического цикла изготовления гитары мы не видим, но в нарезке есть почти все рабочие операции (фрезеровка корпусов и грифов, покраска деревянных частей, распайка электроники, забивка ладов, полировка, сборка и т.д.). В общем, понять примерно, как все это делается, можно достаточно хорошо.


Вторая часть называется "Играем на электрогитаре". Надо сказать, что первая часть вся была исполнена на чистом звуке и по сути показанного материала все это можно было применять и к акустической гитаре. Поэтому предполагается, что теперь мы будем осваивать что-то адресованной именно электрогитаре. И буквально с самого начала, когда мы играем ритм с глушением (mute) - это, конечно, уже ближе к электро. Даже несмотря на то что у нас по-прежнему только чистый звук. После ритма у нас нет другого выхода кроме как перейти к соло. А для этого нужны специальные приемы - бенды и вибрато. Мы знакомимся с ними и вперед к игре соло.


Теперь, когда примерно умеем играть, Keith показывает нам эффекты и усилители (конечно, Fender). Мы узнаем, что такое дисторшен (наконец-то!) и пытаемся понять, что происходит, когда крутишь ручки эквализации частот. Мы вкушаем реверберации. Мир открывается все шире и шире. Под ногами у Keith оказывается несколько педалей (screamer, distortion, fuzz, chorus, flanger, wah, delay), которые он с радостью нам демонстрирует.


Итак, играть мы научились, эффекты освоили - пора применять это в чем-то более менее практическом. Keith показывает ритм и соло в трех стилях - рок, буги, кантри. Под буги можно понимать и блюз и рокенрол. На рок-стиле он использует легкий в стиле Creedence перегруз. На кантри меняет Squier Strat на Telecaster (похоже, American Deluxe). Все примеры сопровождаются исчерпывающими объяснениями и игрой под минус. В этом всем проходит еще около полутора часов и мы наконец-то заканчиваем играть и отправляемся обратно на фабрику Fender, чтобы в Custom Shop нам объяснили как ухаживать за гитарой. Весь уход на самом деле сводится к смене струн - как, зачем, когда и почему мы должны это делать.

Вот такое интересное кино для тех, кто еще не умеет играть на гитаре. Можно сказать, фундаментальная школа и непонятно почему Fender не вкладывает диск с этим видео в каждую коробку со Squier, которые продаются в магазинах. Это же было бы и для людей полезно, и для Fender в качестве рекламы дало бы очень серьезный эффект.

Многие сознательные родители в наше время стараются окружить своих детей максимальным количеством самого разного рода образования - бедных школьников и в спортивные секции отдают, и языками иностранными заставляют заниматься, и над музыкальными инструментами корпеть. Купив своему чаду первую в его жизни гитару, неплохо бы ребенка еще и снабдить данным видео в целях обучения английскому языку. И все это, безусловно, поможет ему потом в жизни.


А теперь скажу пару не совсем ласковых слов по отношению к этому фильму. Это одно из самых скучных гитарных видео. И чтобы по нему заниматься, надо действительно очень сильно любить гитару и хотеть на ней научится играть. При этом есть большой риск, что в процессе освоения материала вам надоест либо гитара, либо это видео. Меня очень сильно обламывает, что в фильме нет ни одного примера из каких-нибудь известных песен. Ну кто мешал в материал из аккордов всунуть что-нибудь простое из Beatles. А когда речь идет о пентатонике, почему бы не иллюстрировать ее примером риффа Black Dog работы Led Zeppelin? Что может быть более наглядным примером использования пентатоники в пятой позиции? Возьмите цеппелиновскую Communication Breakdown - она идеальна для того, чтобы показать рок-ритм с павэр-аккордами. Я не видел ни одного начинающего, кто бы не хотел и не пытался поиграть что-то из своих любимых (или просто известных) песен. Почему не сделать приятное всем этим людям, тем более под эгидой Fender можно нарыть множество примеров музыкальных композиций, сыгранных именно на этих гитарах. Например, Smells Like Ten Spirits группы Nirvana.

Еще один странноватый момент в этой школе - это избегание дисторшен и такого стиля музыки как metal. Понятное дело, что Fender в этих вещах не являются какими-то лидерами, но все-таки на этих гитарах играют тяжелую музыку. И она, эта музыка весьма популярна в народе. Опять-таки если говорить о начинающих, то большая их часть хочет играть с distortion - это вам подтвердит любой продавец гитар или преподаватель. Поэтому если вы именно такой начинающий, то этой школы вам будет недостаточно - нужен будет либо еще приятель с большим запасом известных риффов, либо пособие (книга, видео).

Вот вам, на мой скромный взгляд, самое лучшее из того, что было сыграно на гитаре Fender, и самое интересное из того, что было посвящено фабрике Fender. Бессмертное творение Stevie Ray Vaughan:




Автор текста: Сергей Тынку

Предыдущая Следующая