Гитарное кино. Выпуск 7: John5. The Devil Knows My Name
Это один из самых безумных гитарных фильмов в истории. Он производит впечатление фильма на создание которого было потрачено больше всего времени, сил и средств. И оно как бы стоило всего затраченного - результат получился отличный. На обложке так и написано - самое шокирующее видео по игре на гитаре.
John5 на сегодняшний момент одна из самых интересных фигур в мировом гитаризме - у него есть свое собственное узнаваемое лицо (имеется в виду музыкальное лицо, хотя и то, что в гриме на голове - тоже весьма уникально). Стиль виртуозной игры Джона - мрачный инструментальный хэви-метал с похоронными настроениями, при этом он как-то умудряется время от времени вплетать туда кантри. Причем как аутентик в стиле Chet Atkins, как и какое-то свое метал-кантри. Очень хорошо характеризует Джона факт того, что помимо сольного творчества, он еще и работал с Marilyn Manson (в прошлом) и Rob Zombie (и поныне). Плюс у него много студийной работы сессионного музыканта на "всех подряд".
Еще чем известен John - это склонностью к коллекционированию телекастеров - их у него очень много, начиная с самых древних. В этой части он реальный маньяк и эксперт. И, разумеется, все эти комиссионки и интернет-аукционы - он там частый гость. У него одна из лучших в мире коллекций телеков. И в отличие от большинства коллекционеров он еще и активно на них всех играет. И еще как играет. Причем в отличие от большинства металлистов Джон будет совершенно спокойно и адекватно ощущать себя в любой тусовке телекастеровщиков - будь то блюз или кантри. В свое время он даже как-то джемовал с мистером Les Paul, изрядно удивив публику, не ожидавшую такой музыки от человека подобной внешности.
Ведь если смотреть на Джона и его видеотворчество, то ощущение, что в голове у парня исключительно фильмы ужасов, грязное порно и разного рода пытки-убийства. Одно время (не знаю как сейчас) Джон был женат на известной актрисе порнофильмов. Самое удивительное при этом, что в жизни он милый скромный парень без признаков какой-либо брутальности. Он не пьет, не курит и не употребляет наркоты. Я видел его несколько раз на музыкальных выставках в Америке и даже перебрасывался парой слов.
О чем же этот фильм про "Дьяволу известно, как меня зовут"? С одной стороны, это типичное видео в стиле "давайте я вам покажу, как играть мои композиции". Точнее оно могло бы быть типичным, если бы не фигура автора. В свое время, когда Steve Vai приезжал в Россию, то его постоянно спрашивали: "А почему у вас нет видеошколы и когда такая появится?". Стив отшучивался в стиле "я сам еще недостаточно насмотрелся чужих школ, вот когда научусь играть, то сразу же". Я в конце концов сам спросил Вая, благо мне повезло быть с ним знакомым, и он сказал, что ему не хочется быть таким же как все. Идей оригинальной школы у него нет, но если появятся, то он их реализует. "Придумай мне, как сделать школу не как у всех, и я тут же ее запишу", - как обычно посмеиваясь заявил он, подмигнув.
У John5 оригинальности хоть отбавляй. И это очень ценно. Когда-то в семидесятых чтобы стать звездой гитары требовалось в тысячу раз меньше усилий. Люди пилили пентатонику в "черепашьем" по нынешним временам темпе и крутили двутактовые риффы по пять минут - это прокатывало. Потом таких гитаристов стало море. Сейчас их (и всех остальных любых) - океан. И они все похожи друг на друга. И это даже касается многих звезд гитары - ты не отличишь игру одного от другого.
Оригинальных артистов крайне мало и тем они ценны. Например, Vai или John5 можно легко узнать. А того же Satriani люди по всему миру закопировали до такой степени, что часто когда слушаешь чей-то новый альбом, не сразу врубаешься что это - очередной скучный альбом стареющего Joe или работа его поклонника. Satriani стал классикой и ему самому уже сложно выделиться на фоне толпы. Поэтому он обречен до старости играть свои узнаваемые хиты 1987 года типа Satchboogie и т.д.
John5 оригинален во всем - внешний вид "фашиствующий зомби-клоун", нетипичная гитара для этой музыки - телекастер, вместо какого-нибудь ESP. Много вы знаете металлерских пилильщиков-виртуозов с телекастерами? Мне кажется, их почти не бывает в природе. Ну и конечно музыка John5 - вещь уникальная.
Итак, его фильм достаточно прост по структуре - Джон исполняет песню от начала до конца и потом ее разбирает. Затем наступает черед следующей композиции. По идее, подобных видео на свете миллион. Но в таком случае можно то же самое сказать в адрес картины "Джоконда". Перед нами портрет какой-то бабы. Мало ли на свете портретов женщин? Возможно, их даже больше, чем гитарных альбомов. Поэтому тут все дело в том, как оно подано.
Джон подошел максимально творчески, от чего видео интересно смотреть не только гитаристам, которые будут пытаться научиться играть как он, но и простым любителям подобной музыки. Хотя гитаристам, чьи способности никогда не позволят им сыграть как Джон - тоже будет весело. Перед нами действительно почти художественный фильм, а не скучное учебное пособие типа "институтской методички на серой бумаге".
Сквозь все видео Джона постоянно проходят голые девушки с открыто демонстрируемыми сиськами, трупы, зомби, кошмар, содомия, люди со свиными головами, и прочий угар специфического толка. Сам Джон сидит в полном гримме, включая рот, как будто измазанный кровью. При этом на все изображения наложены специальные эффекты типа киношных. Время от времени в кадре кто-то воет, стонет, умирает, символизирует совокупления и прочую веселуху. Это происходит либо между композициями, либо влезает на фон пока Джон что-то исполняет, либо происходит какими-то вставками, либо просто занимает какую-то часть экрана пока Джон что-то рассказывает. Ну да, он показывает какой-нибудь теппинг и в кадр врываются голые девушки со свиными головами на своих плечах - они в крови на полу целуют друг друга. Отличное видео для школьников, изучающих гитару в стиле рок.
Несмотря на то что я смотрю этот фильм с честно купленного фирменного DVD, к нему не прилагается никакого буклета с нотами/табами. С одной стороны, он не нужен, поскольку все показывается и разбирается очень подробно. Но с другой стороны иногда оно не помешало бы. Самое смешное, что если приобрести книгу с нотами (такие тоже выпускают), то выяснится, что люди, которые подбирают ноты/табы в специальных музыкальных издательствах - в общем, они совсем не точны, и то что там пишут - это можно называть кавер-версиями, а не точными транскрипциями. Ясное дело, Джон (да и остальные артисты - та же Metallica) как правило играют немного иначе, нежели оно дается в книгах. Поэтому если вы учите Джона по книгам - то лучше посмотрите это видео - узнаете много нового.
Я честно говоря сам в свое время столкнулся с этим. Есть известная кантри-вещица Sugar Foot Rag. Джон записал ее на своем первом альбоме в сумасшедшей просто версии. Мне захотелось ее выучить и я, раздобыв журнал Total Guitar c нотами/табами, начал неспешно поглощать в стиле "время от времени". Многие вещи казались мне нелогичными, непонятными и выходящими за рамки Вселенной. И вот когда я через пару лет увидел этот фильм, то оказалось, что Джон все играет несколько по-другому - нельзя сказать, что совсем уж проще для пальцев, но по крайней мере логичнее и понятнее. Таким образом полпесни я так или иначе выучил.
Хотя надо сказать, что этот материал рассчитан на очень подготовленного потребителя. И дело не только в нервах и морали, но и в умении играть. Гитарист-виртуоз показывает, как он играет вещи со своего сольного альбома - ясное дело, это все весьма и весьма непросто. Что-то, какие-то небольшие фрагменты - они доступны для игры начинающих гитаристов, особенно если это исполнять медленно, как это делает Джон, когда объясняет. Но по большей части перед нами материал для людей, умеющих играть профессионально. Более того, для профи тут тоже будет много того, чего они, возможно, не делали по части техники. Например, скоростные фингерпикинг и чикенпикинг при игре с дисторшен - это не особо распространенные фишки.
Некоторые приемы Джона и вовсе кажутся его фирменными штуками - такие как струнное вибрато на голове грифа за порожком. Конечно, это делал еще Jimmy Page в своих цепелиновских соло, но тут оно выведено на новый технический уровень, и из разряда цирковых трюков дошло до реально музыкального технического приема.
Очень часто этот фильм путают с сольным альбомом The Devil Knows My Name - люди думают, что это набор клипов из этого альбома, или концерт с песнями из него, или на худой конец видеошкола про композиции с этого альбома. На самом деле общее там только название, а так Джон не был привязан к конкретному альбому - он просто показал свой стиль на примере своей музыки - это реально можно назвать мастер-классом.
В заключительной части видео Джон отдельно останавливается на чикенпикинге и том самом вибрато "на голове за порожком". После чего перед нами концертная запись, где он перед толпой стоит на сцене и рубит один без сопровождения. Это очень символичный финал - дескать, ребята, вот для чего оно нужно - чтобы выйти на сцену и врубить. Причем все это сценическое рубилово перерастает в гимн США, который Джон играет на манер Хендрикса языком. Отличный фильм для взрослых во всех отношениях людей.
Вот вам клип John5, который дает некоторое представление об этом уникальном артисте:
Автор текста: Сергей Тынку