Гитарное кино. Выпуск 9: Jeff Loomis. Super Shred Guitar

Гитарное кино. Выпуск 9: Jeff Loomis. Super Shred Guitar

Поговорим о шреде, то есть искусстве виртуозного гитарного пилилова с большой дозой перегруза. И поможет нам в этом Jeff Loomis со своим фильмом, который выпустил журнал Guitar World. Нельзя сказать, что этот Джефф совсем неизвестный музыкант, говорят, он приложил руку к металлической группе Nevermore, и это якобы самое известное из того, что он пока успел сделать в своей замечательной жизни. Ныне у Джеффа за плечами съемка далеко не в одном гитарном фильме, но этот был первым, по крайней мере, он сам так говорит.

Что есть шред, кому он нужен и куда движется в нашем глупом мире? Это вечный вопрос, споры по которому длятся и по сей день. В свое время я сказал фразу о том, что "шред - это как рукоблудие или питие пива - то есть самому заниматься этим приятно, а смотреть со стороны, как кто-то это делает, удовольствия мало". Этой точки зрения придерживаюсь и поныне. Итак, шред - это приятно. Но есть и отрицательные стороны. Такие как необходимость серьезно заниматься для того, чтобы достичь уровня, при котором вашу игру можно будет назвать шредом, а не убогими попытками извлечь звук. Вот для этих занятий и предназначено кино от Джеффа.


В самом начале, поздоровавшись со всеми ребятами, Джефф говорит о том, что его видео будет посвящено таким вещам как переменный штрих, свип, рациональное звукоизвлечение и некоторому материалу как из его сольного альбома, так и из репетуара Nevermore. После этого вступления в голову приходит мысль, что согласно озвученным темам упор будет делаться на работу правой руки. Но это не так.

Очень необычный инструмент в руках у Джеффа. Это его именная модель. В принципе наличие EMG и флойда для шредерских палок - обычное дело, но кленовая поверхность грифа - мне показалось это чем-то оригинальным. Хотя если это видео посмотрит какая-нибудь женщина, то она моментом заметит, что такой гриф очень хорошо подходит по цвету к роскошной шевелюре Джеффа.

Основная проблема с этой гитарой в том, что она семиструнная - но это не значит, что шестиструнным гитаристам оно будет бесполезно - это значит только то, что какая-то часть упражнений (меньше пятой части) будет недоступна для исполнения на шестиструнной гитаре. Возможно, после этого вы даже задумаетесь о покупке гитары с семью струнами. Помню, как-то раз я вздумал выучить пьесу "Сольфеджио" одного из сыновей товарища Баха Иоганна. Там был момент, где нужен был 23-ий лад. А у меня все гитары были с 22-мя ладами. В общем, я долго страдал, пока не купил нужный инструмент. Теперь у меня есть гитара для игры на 23-24 ладах, что правда случается не чаще двух раз в месяц. Возможно, тоже самое будет у вас с семиструннкой, хотя что-то подсказывает мне, что седьмая струна будет использоваться гораздо чаще.

Весь фильм разбит на три логических части. Первая посвящена глобальным вещам - упражнениям для разогрева, этюдам на основе гамм, звукоизвлечению, свиповым арпеджио. Поначалу все это кажется не очень сложным, если играть все это не на максимальных скоростях, ибо что может быть сложного в хроматических упражнениях? Это как бег для футболиста - вроде простое движение - передвигаешь ногами, но без бега футболист не может существовать в качестве спортивной единицы.


Джефф говорит о правой руке, по его мнению, она должна быть расслаблена с одной стороны, но при этом амплитуда ее движения должна быть минимальна, если вы хотите играть быстро. Далее он делится одним из секретов скорости. Джефф исполняет пассаж вроде бы переменным штрихом, но когда переходит со струны на струну, то использует свип. Фишка эта совсем не новая в мире гитары, но конечно важная.

Далее идут арпеджио со свипом. Поскольку Джефф исполняет их на семи струнах, то вам либо нужно будет обрести семиструнку, либо пропустить эту часть, либо освоить ее частично. Но будем честны - скоростные арпеджио аж на семи струнах звучат невероятно красиво. Чтобы жизнь не казалась вам медом, Джефф завершает эту часть совсем уж сложными вещами - свиповыми арпеджио с использованием теппинга, то есть штуками, которые можно отнести к разряду высшего пилотажа. Причем теппинг тут не поливальный, а именно по одной ноте в куче легатных звуков внутри арпеджио. Следующий материал относительно проще - перед нами уменьшенные свип-арпеджио на трех струнах. Это завершает первую часть видео.


Далее наступает время главы, которая называется "тяжелые риффы". Джефф показывает штучки для ритм-гитары из конкретных (шести) песен, которые составляют его репертуар. Разумеется, все это исполняется с участием седьмой струны. И вам либо все-таки придется взяться за семиструнку, либо просто перенести это на шестиструнку, благо Джефф не использует в риффах больше четырех струн. В таком случае все будет несколько выше по звучанию, но основная музыкальная мысль сохранится. Хотя поклонники семи струн, разумеется, скорчат недовольное лицо от такого надругательства над их любимыми низами.

Нельзя сказать, чтобы у Джеффа были какие-то сумасшедшие по сложности риффы, особенно если вы вдруг освоите первую часть со всеми ее скоростными арпеджио и теппингами. Но риффы Джеффа хорошо звучат, они достаточно быстрые и плюс дают представление о его риффовом мышлении. Если вы играете риффы той же Metallica, то с этой частью у вас не будет никаких проблем - всё будет близко, понятно и знакомо. Хотя, конечно, у каждого риффописца свой индивидуальный почерк.


Третья часть фильма посвящена соло из (пяти) композиций Джеффа. Он играет их под фонограмму минус, потом без фонограммы, останавливается на каких-то частях, показывает, на какой гамме это строится. Эта часть кажется мне несколько сомнительной. Соло, конечно, нормальные, такие виртуозно-пилильные, какие и должны быть в шредерских жанрах хэви. И в этих соло встречаются все надлежащие приемы, типичные для таких вещей - бенды, легато, вибрато и т.д. В том числе свиповые арпеджио и гаммообразные арпеджио, о которых Джефф столько говорил в первой части.

Но мне кажется, что учить разного рода соляки, то есть отпечатки индивидуальности чьей-то - это надо либо чтобы соло было совсем уж классическим (как в Stairway To Heaven или Smoke On The Water), либо чтобы музыкант был ваш очень любимый по части музыки. Ну или чтобы соло было очень необычным и полезным.

Я, например, уже лет 10 как мечтаю выучить соло Nuno из Rest In Piece. Но правда ничего для этого не делаю. Это такая абстрактная мечта из разряда "ну когда-нибудь потом в будущем". При всем уважении к Джеффу мне пока сложно представить, чтобы кто-то захотел выучить его соло целиком, хотя некоторые такты очень симпатичны и эти куски можно освоить, чтобы потом где-то применять в своей игре. Я опять-таки говорю об арпеджио, которые получаются у Джеффа крайне симпатично.

Разумеется, это кино совсем не для начинающих музыкантов. Надо чтобы пальцы у вас уже умели бегать, вы знали, что такое переменный штрих, палм-мьютинг и другие базовые вещи. Речь идет о том, чтобы играть быстро, что является основой шреда. Для этого надо учить гаммообразные пассажи в помощь левой руке и осваивать свип со скоростным звукоизвлечением правой рукой. Материал выглядит очень понятным, но чтобы добиться похожих результатов, надо очень много работать, разумеется. На полноценную школу оно конечно не очень тянет, но как дополнительный материал вполне. Ну и для любителей семиструнных риффов неплохой запас прикольно звучащих штучек.

Вот вам клип группы Nevermore. Риффы как раз из этой песни показывает Джефф. Плюс в соло вы услышите все эти так горячо им любимые свиповые арпеджио.




Автор текста: Сергей Тынку

Предыдущая Следующая