ГОЛЛАНДЕЦ ВХОДИТ В ТРАНС

ГОЛЛАНДЕЦ ВХОДИТ В ТРАНС

Шок от новизны и всеобъемлющей мировой популярности стадионных форм электронной музыки прошёл уже лет 20 тому назад, но известность отдельных личностей, заваривших эту великую танцевальную революцию, никуда не ушла. Просто теперь их упоминают гораздо реже, чем ранее – однако и сейчас эти артисты не теряют известности и продолжают радовать многочисленных поклонников своими DJ-сетами на стадионе или посреди чистого поля. Среди этих музыкантов и голландец Армин ван Бюрен (Armin van Buuren), по результатам 2017 года признанный (в который уж раз!) одним из десяти самых влиятельных DJ'в современного мира, причём четвёртым по счёту. И это – ещё один повод обратить самое пристальное внимание  на аппаратный комплекс Армина как для студии, так и для сцены, а также  на методику его работы.

Главной заслугой 41-летнего Армина ван Бюрена является вовсе не возвращение концертов электронной музыки к формате подпольных семи- и более часовых марафонов, но популяризация и в известном смысле возвращение доброго имени танцевальной электроники в стиле транс. А такая фактическая легализация транса дорогого стоит, если учесть, какой публичной репутацией он обладал на протяжении как минимум первых двух третей 90-х годов. Впрочем, Армином двигали не какие-то высокие цели, а любовь к хорошей музыке: его любимым альбомом, приведшим его в мир электронных звуков, была и осталась известная всем и каждому эпохальная работа француза Жана-Мишеля Жарра (Jean-Michel Jarre) “Oxygène” (1976). Пусть понятия «транс» в год рождения Армина просто не существовало, но материал “Oxygène” может и должен быть назван прототрансовым – а отсюда один шаг до введения в подобные пьесы чётких ритмических структур и настырного бита. Обратите внимание на то, что Армин, подобно Жану-Мишелю, и в студии, и на сцене работает и с клавишной, и с неклавишной электроникой – с неклавишной, впрочем, в роли DJ'я, а не музыканта со странными инструментами. На этом сходство не заканчивается – в помпезных шоу Армина принимают участие настоящие вокалисты, а синхронизации музыкального и видеоряда сам артист придаёт огромнейшее значение.

Не будет преувеличением сказать, что индивидуальная особенность каждого артиста-электронщика выражается  в наборе его сценического оборудования. Армин не исключение, поскольку он всегда предпочитал лично выбирать все источники звукового сигнала и необходимые физические и программные обработки, а не следовал никаким трендам в этой области. Плюс, по его собственному признанию, он старается одновременно использовать максимально качественную и в то же время простую в работе аппаратуру. Это, по его словам, «очень облегчает работу в самом начале концертной программы – с моей точки зрения, её удачное начало это даже не половина успеха конкретного шоу, это 100% его успеха». Исходя из соотношения качества и удобства Армином выбраны в первую очередь используемые на сцене и частично в студии клавишные инструменты – а именно винтажный синтезатор Roland JP-8000, крайне гибкий в работе и его универсальные собратья Clavia Nord Lead 2 и Lead 3. Помимо них музыкант использует и удивительный аналоговый синтезатор KORG MS-20 Mini, являющийся современной (и также аналоговой!) репликой монофонического синтезатора-«телефонной станции» Korg MS-20 образца 1978 года. Главное пользовательское отличие этой модели от винтажного прототипа – наличие разъёма MIDI IN и порта USB для современной коммутации синтезатора.

Но основными клавишными инструментами для Армина являются не синтезаторы, а MIDI-контроллеры, позволяющие работать с внешними источниками сигнала (теми же синтезаторами) и быть интегрированными с различным музыкальным ПО. Музыкант использует в своей работе в первую очередь клавишные MIDI-контроллеры Native Instruments Komplete Kontrol S61 Mk2 и Native Instruments Komplete Kontrol S49 Mk2, являющиеся универсальными для работы в студии и на сцене и отличающиеся только размерностью клавиатуры – 61 и 49 клавиш соответственно. На обоих моделях применена полувзвешенная клавиатура с послекасанием и механикой Fatar, оснащённая подсветкой. Управление инструментами чрезвычайно облегчено за счёт применения различной подсветки функциональных клавиш и двух жидкокристаллических дисплеев высокого разрешения – они наглядно отображают все настройки клавиатуры и обеспечивают максимально оперативный контроль. Эти инструменты совместимы с ОС Windows от версии 7 и выше и MacOS, а также с большинством широко распространённого музыкального ПО, в том числе, естественно, Ableton Live и Cubase. Коммутация – вход и выход MIDI, разъемы ¼" TRS для педалей экспрессии и сустейна и USB-порт; USB-кабель входит в комплект. Также в распоряжении Армина MIDI-контроллер M-Audio Keystation 88 II USB MIDI Keyboard, имеющий полноразмерную клавиатуру из 88 полноразмерных динамических полувзвешенных клавиш. Этот контроллер прежде всего ориентирован на работу с компьютером – соединение с ним по USB-порту даёт возможность организовывать коммутацию иных устройств через вход и выход MIDI. При этом встроенный USB-MIDI интерфейс даёт возможность видеть и контролировать все три MIDI-порта; при подключении к компьютеру питание контроллера осуществляется по USB-порту. Контроллер поддерживает сопряжение с i-устройствами при совместном использовании с Apple iPad Camera Connection Kit. Как у любого серьёзного MIDI-контроллера, здесь также имеются назначаемые органы управления: 22 назначаемые MIDI-кнопки и 24 назначаемых MIDI-регулятора плюс назначаемый ползунок (фэйдер).

Среди важнейших источников звуковой информации под рукой у Армина всегда находятся виниловая вертушка Technics SL1200 Mk2 и DJ-плеер Pioneer CDJ-2000NXS2. Pioneer – профессиональный DJ-плеер, причем данных моделей артист иногда задействует в своих сценических сетах до четырёх штук одновременно! Это совершенно естественно, поскольку данная модель поддерживает проигрывание и DJ-обработку звуковых файлов всех известных форматов (в том числе loseless) с носителей формата как CD- и DVD-дисков, так и USB-носителей и карт формата SD. Возможна и работа с mp3-файлами. Звуковая карта данного плеера имеет частоту дискретизации 96 КГц /24 бит, а встроенный ЦАП – 32 бит. Конструкция и ПО плеера допускают коммутацию посредством MIDI-интерфейса с внешними контроллерами; также имеется интерфейс Pro DJ Link. В плеере реализована функция сохранения точки запуска (Memory Cue), сохранение «горячих точек» (два банка по четыре точки) и графическое отображение волновой характеристики трека при наличии функции отсчёта Needle Countdown.

Еще два важных устройства, без которых трудно представить сценический сет Армина – это процессор эффектов Pioneer RMX-1000 DJ и цифровой микшер Pioneer DJM-900 Nexus. Первый из них – революционная обработка, объединяющая в единой системе специальные DJ-функции, в том числе ритм-программирование (и допрограммирование), полный набор студийных эффектов и достаточное количество VST-плагинов. Встроенное ПО Remixbox допускает настройку процессора под пользовательский набор сэмплов. А вышеназванный микшер стал к настоящему моменту фактически стандартом для профессиональных DJ’в – он допускает полную совместимость с компьютерами, рассчитан на работу с четырьмя аудиоканалами и двумя микрофонными каналами и звуковой картой с частотой дискретизации 96 КГц /24 бит. Данная карта сертифицирована для использования DJ-программы Traktor. Регулятор X-PAD даёт возможность управления пятью эффектами (Beat Effects)  касанием одного пальца.

Кроме того, в студии Армин использует большей частью для записи партий ударных инструментов и просто ритмических партий процессор Native Instruments Maschine Mk3, позволяющий ему максимально оперативно подбирать ритмические рисунки путём их выбора заранее подготовленных и загруженных сэмплов. Имея хорошую совместимость с компьютерами с ПО Windows и MacOS и звуковую карту с аналогичной частотой дискретизации 96 КГц /24 бит, этот процессор работает у Армина просто как гигантский ритм-бокс – возможности микшера музыкант в нём не использует.

А что же более традиционные компоненты DJ-сета? Будучи перфекционистом во всём, Армин предпочитает в работе динамический кардиоидный микрофон Shure SM7B с полосой воспроизводимых частот 40–16 000 Гц. Да, этот микрофон в первую очередь ориентирован на студийную работу, однако, будучи снабжён дополнительной ветрозащитой, он используется артистом и в процессе выступлений на открытых сценах. Немаловажен и вопрос о наушниках – и здесь Армин склонен выбирать лучшее: его основными «ушами» являются Beyerdynamic DT 770 PRO, теоретически рассчитанные опять же на студийную работу, однако их совершенно невероятный диапазон воспроизводимых частот 5–35 000 Гц делает их незаменимыми и для сцены, тем более большой сцены. Не отказывается артист и от более простых моделей DJ-наушников, ориентированных как раз на живые выступления – это Technics RP-DH 1200 E-S и Technics RP-DJ 1200 E-K, имеющие заявленный диапазон частот 8–30 000 Гц, которого, как вы понимаете, с запасом хватит для любой DJ-программы даже с самыми смелыми ритмическими и аранжировочными наворотами. Может, и вам стоит обратить внимание на эти наушники?

Всеволод Баронин

Предыдущая Следующая