ГРОМКИЙ ГОЛОС АКУСТИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ
Акустическая гитара — не самый громкий инструмент. Поэтому попытки заставить звучать её во весь голос делались еще пару-тройку веков назад: эксперименты с материалом струн, необычные корпуса, разнообразное расположение резонаторных отверстий… Но только XX век с его свободой инженерной мысли и введением в практику самого понятия «электрический музыкальный инструмент» дал акустической гитаре действительно громкий голос. Понятно, что без специального усилителя для акустической гитары этого голоса не получится, но ведь источник звука — не усилитель, а шесть струн под ваши руками.
Вышеупомянутые эксперименты с формой корпусов гитар и законное желание гитаристов «сделать погромче» привели в 1916 году к созданию компанией Martin (она же C.F. Martin & Company) акустической гитары с увеличенным корпусом для получения более громкого звучания. Новинка получила актуальное и модное на текущий момент (Первая Мировая война была в разгаре) имя «Дредноут» (Dreadnought) — по имени британского линейного корабля революционной конструкции. В 1934 году к выпуску модели Jumbo с аналогичным корпусом приступила компания Gibson, и вскоре такие гитары стали своего рода стандартом для исполнителей фолк-музыки. Мы не случайно остановились на акустических гитарах подобной конструкции — мало того, что они оказались важным шагом на пути создания современного гитарного звука в применении к акустическому инструменту, но и большое количество современных моделей акустических гитар со звукоснимателем (или, в англо-американских терминах, акустико-электрических гитар) имеют корпуса именно типа дредноут. Это неудивительно — большой объем корпуса позволяет разместить в нем и качественный звукосниматель, и усилитель-темброблок с необходимыми регулировками и тюнером. Именно гитары подобного типа получили необычайное распространение с конца 80-х годов — их популярности необычайно поспособствовала тогдашняя мода на акустические концерты, превратившаяся ныне в традицию и передача музыкального телеканала MTV «Unplugged».
Таковы и гитары бренда Ibanez серии PFPerformance с корпусами типа дредноут с вырезом (CutawayDreadnought), обеспечивающие музыканту профессиональные качества в эксплуатации и отличное качество звучания за приемлемую цену. Одной из наиболее универсальных моделей этой серии является гитара PF15ECE, доступная в трёх расцветках: PF15ECE-NT (натуральный), PF15ECE-BK (черный лаковый) и PF15ECE-TBS (прозрачный синий санбёрст). Верхняя дека гитары этой модели изготовлена из ели, что придает звучанию отчетливые и громкие верха, а обечайка и задняя дека выполнены из красного дерева, обеспечивающего должную теплоту и естественность звучания в средне- и низкочастотном диапазоне. Полная глубина корпуса равна 127 мм; внутренние ребра жесткости корпуса установлены по икс-образной схеме XBracing. Покрытие корпуса во всех трех расцветках — глянцевый лак. 20-ладовый гриф с длиной мензуры 650 мм и радиусом скругления 250 мм также выполнен из красного дерева, а накладка грифа — из палисандра. На гитаре устанавливаются закладные булавки бриджа IbanezAdvantage, обеспечивающие более легкую установку и снятие струн, а также их более устойчивое крепление. Фурнитура колкового механизма — литая хромированная. Звукосниматель — собственной разработки IbanezUnderSaddle; темброблок-предусилитель — также собственной разработки IbanezAEQ-2T, оснащенный регулятором уровня выходного сигнала, двухполосным эквалайзером (Bass / Treble) и встроенным тюнером. Питание — от батареи 9 В вставляемой непосредственно в корпус усилителя, а внешняя коммутация — через стандартный джек 1/4".
В свою очередь, гитара Ibanez PF17ECE-LG имеет характеристики и номенклатуру комплектующих аналогичную предыдущей модели, однако ее верхняя дека изготовлена из кедра, что прибавляет ее звучанию глубины и, можно сказать, ответственности. Её другая отличительная особенность — матовое лаковое покрытие корпуса и задней стороны грифа.
Знаменитый гитарный бренд Fender с самого начала своей деятельности стремился создавать инструменты, не только с прекрасным звучанием, но и отлично выглядящие — и в этом смысле уклоняющиеся от сложившихся стандартов. Именно таковы такие современные гитары серий Stratacoustic и Telecoustic, ставшие в последнее время более чем популярными у рок-музыкантов, регулярно играющими серьезные акустические концерты. Уже из названий этих серий следует, что они внешне весьма схожи с общеизвестными электрогитарами Stratocaster и Telecaster — и неудивительно, что на них установлены соответствующие названиям головы грифов и настоящая рок-н-ролльная, хромированная фурнитура. Одними из главных моделей этих серий являются гитары Strataсoustic (V2) и Telecoustic Black (V2) с передовой конструкцией корпуса: задняя дека и обечайка является здесь единой деталью из армированного углеродоволоконной нитью стекловолокна, аналогичного стратегическим конструкционным материалам, применяемым в авиации. А верхняя дека этих гитар совершенно традиционно изготовлена из ели. Гриф с длиной мензуры 25.5" (648 мм) и 21 ладом — кленовый, накладка грифа и бридж — палисандровые. Гитары оснащаются комбинацией звукоснимателя и предусилителя Fishman Isys III System с трехполосным эквалайзером, регулятором уровня выходного сигнала и встроенным тюнером. Гитара FenderStrataсoustic (V2) поставляется в трёх расцветках: чёрной — Strataсoustic Black (V2), серой — Strataсoustic Plus (V2), и санбёрст — Strataсoustic Premier (V2). Полную современность и гибкость этим инструментам придает наличие дополнительного цифрового выхода Mini USB, который позволяет коммутировать гитару напрямую с портостудиями и i-устройствами.
Однако наличие в каталоге Fender таких модернистских в хорошем смысле слова инструментов не означает, что бренду чужды традиционные акустические гитары со встроенными усилителями, имеющие корпуса типа дредноут. Мы говорим о модели CD-60CE Dreadnought, рекомендуемой массой мировых экспертов как универсальный инструмент, одинаково пригодный и для начального обучения, и для концертов на любых клубных сценах при наличии соответствующего звукоусиления. Так ведь CD в ее обозначении и означает Classic Design… Секрет заключается в удобстве игры на этой гитаре и в общем чувстве комфорта — а, следовательно, и уверенности в себе — которые она дает музыканту. Хотя некоторые эксперты не очень-то рекомендуют корпуса с вырезом (CutawayDreadnought) новичкам, преимущества этого инструмента перевешивают: с удивлением отмечается, что на ней можно исполнять даже жесткий блюз — достаточно полностью выкрутить «вниз» регулировки частот. В результате правота практикующих музыкантов, считающих, что эта гитара является вообще одним из лучших инструментов для юного гитариста, подкрепляется статистикой продаж бренда. Эта гитара поставляется в трех расцветках — натуральной (CD-60CE Dreadnought Natural), чёрной (CD-60CE Dreadnought Black) и коричневый санбёрст (CD-60CE Dreadnought Brown Sunburst). При создании гитары применяются традиционные материалы, дающие уверенное качество звучания: верхняя дека изготовлена из массива ели, обечайка и нижняя дека — из нато (колумбийского красного дерева). Гриф с длиной мензуры 25 1/3" (643 мм) и 20 ладами также изготовлен из нато, а накладка на гриф — из палисандра. Бридж — палисандровый, с классическим креплением струн закладными булавками. На гитаре при продаже устанавливаются струны D'Addario. Электроника — пьезоэлектрический звукосниматель с темброблоком и предварительным усилителем Fishman MiniQ Preamp со встроенным хроматическим тюнером, имеющим яркий цифровой дисплей, не теряющийся из вида при любой световой обстановке на сцене. Регулировки темброблока — уровень выходного сигнала и трехполосный эквалайзер (Bass / Mid / Treble). Наличие таких компонентов и производственной тщательности бренда суммируется в инструмент, звучащий как некая идеальная акустическая гитара — отчетливо и одновременно глубоко, причем в любом помещении за счет регулировки темброблока.
Бренд Epiphone всегда знал толк в конструктивно несложных гитарах, рассчитанных однако же не на новичков, а на продвинутых полупрофессионалов — тех, кому нужно подчеркнуть звучание инструмента, хоть при сольном выступлении, хоть при игре в малом акустическом фолк- или рок-составе. Для такой работы очень удобна гитара модели Pro-1 Ultra, подаваемая в информации бренда как «совершенно не требующая напряжения музыканта при игре». Действительно, гриф из красного дерева с укороченной длиной мензуры 24 3/4" (628 мм) и 20 удобными ладами JumboPRO и палисандровой накладкой с профилем закругления EZ-ProfileD и покрытием PRO-Ease, а также предустановленные легкие струны Epiphone Ultra Light .009–.047 так и провоцируют на игру. Тем более что звучание гитары за счет изготовления верхней деки из массива ели, а обечайки уменьшенной высоты и нижней деки из красного дерева является отчетливым и чистым. Сочетание звукоснимателя NanoFlex и предусилителя-темброблока ShadowPerformerнемецкой разработки очень аккуратно передает индивидуальное звучание этого инструмента, а двухполосный эквалайзер (Bass / Treble) и отключаемая схема подавления обратной связи сильно помогает встраивать звучание гитары в общую звуковую панораму вашего комбо или корректировать акустические недостатки помещения. Предусилитель также оснащен регулятором уровня сигнала, хроматическим тюнером и индикатором разрядки батарей.
А гитара Yamaha CPX500IIBL — это тот инструмент, который приковывает внимание к исполнителю, играющему на ней, на сцене любых размеров. Корпус типа уменьшенный джамбо и глянцевое черное покрытие не обманывают — этот инструмент с верхней декой из ели и нижней декой и обечайкой из нато отличается мощным звуком с ярко выраженными средними частотами и богатыми басами. 20-ладовый гриф с длиной мензуры 650 мм изготовлен также из нато, а его накладка — из палисандра. Гитара комплектуется предусилителем System 66, оснащенным трехполосным эквалайзером (Low / Mid / High), схемой параметрического контроля средних частот (80–10 000 Гц), регулятором уровня выходного сигнала и хроматическим тюнером. Питание — от общеупотребительных батарей типоразмера AA. Согласитесь, что этот инструмент соответствует главному принципу современной музыки: вооружен и готов!
Всеволод Баронин