ГУБНАЯ ГАРМОНИКА: ОРКЕСТР В КАРМАНЕ
Мало какой инструмент может похвастаться тем, что он изменил лицо всей мировой музыки и поспособствовал рождению её новых стилей. Тем более, если это музыкальный инструмент весьма небольшого размера, с экзотической родословной и вроде бы ограниченных возможностей. Однако без губной гармоники было бы невозможным возникновение и первичное развитие традиционного американского блюза и, следовательно, рок-музыки. Сейчас губная гармоника во всем мире ассоциируется в первую очередь именно с блюзом, однако создавалась она не для блюза и уж точно не там, где родился блюз.
Губная гармоника восходит по своей конструкции к китайским народным духовым инструментам со свободным креплением язычка, известным на Дальнем Востоке уже более двух тысячелетий. В конце XVIII века подобные китайские диковины попадают в Европу и, естественно, почти сразу же обретают свои цивилизованные аналоги, своего рода «духовые органы в коробке». Создание губной гармоники в привычном нам облике часто приписывается немецкому мастеру Кристиану Бушману (Christian Buschmann), впервые сделавшему подобный инструмент в 1821 году, однако у него было немало конкурентов, оспаривавших право на это изобретение. Как бы там ни было, а губные гармоники распространились на европейском рынке уже к 1830 году. Правда, предназначались они вовсе не для новаций, а для исполнения классической музыки: распространенное до сих пор одно из англоязычных названий гармоники «mouth organ» прямо указывает на это, да и описывались они в те годы как «серьёзный музыкальный инструмент в вашем кармане». Нужно отметить, что все тогдашние губные гармоники были диатоническими, то есть их музыкальный строй не имел полутонных интервалов. В 1857 году произошло историческое событие — Маттиас Хонер (Matthias Hohner), он же основатель компании Hohner, приступил к серийному производству гармоник, да так успешно, что в 1868-м начал поставлять эти инструменты в США. Собственно, бренд Hohner и является в наши дни синонимом понятия «качественная губная гармоника». За океаном же случилось известное — губная гармоника стала подлинно народным инструментом Америки, дойдя до самых социальных низов. «Миссиссипский саксофон», как в те годы прозвали губную гармонику в США, стал, наравне с гитарой, одним из двигателей только-только вышедшего из разряда «низовой музыки» блюза. В 1924 году Hohner оформляет патент на хроматическую губную гармонику с полным нотным строем, первые модели которой появились на рынке лет за 15 до того, и в результате этот инструмент окончательно обретает легитимность в глазах музыкантов. А остальное — просто история: о том, что без развития самого инструмента и техник игры на нём не случилось бы эволюции блюза в чикагский ритм-энд-блюз; всё дальнейшее понятно… И сейчас губная гармоника остается сверхпопулярным инструментом благодаря малым габаритам, невысокой цене, гибкости как музыкального инструмента и достаточной простоте обучения на ней.
Вот с обучения и стоит начать. Бренд Hohner предлагает массу моделей губных гармоник, и среди них имеются инструменты начального уровня, в том числе диатоническая детская гармоника Happy Blue 515/20/1 C в тональности до-мажор, разработанная в рамках программ музыкального образования. Корпус голубого цвета выполнен из акустического пластика ABS, плата из меди толщиной 0.9 мм имеет 20 язычков. Изготовитель рекомендует данный инструмент как позволяющий изучить основы музыки и заложить фундамент для дальнейшего обучения исполнителя. Но начинать учиться на губной гармонике никогда не поздно — не только для детей, но и для взрослых брендом рекомендуется диатонические гармоника Blues Band C-Major (тональность до-мажор) и Blues Band A-Major (тональность ля-мажор), одинаково хорошо подходящая для исполнения в любых стилях музыки. Среди конструктивных особенностей этой гармоники — улучшенные профили духовых каналов, позволяющие продлить срок службы инструмента в три раза, применение штамповки для точного изготовления резонаторной пластины и устойчивый к силовым воздействиям кожух из нержавеющей стали. Это очень «быстрый» инструмент — время его отклика не зависит от интенсивности воздушного потока, кроме того, он не фальшивит и при высоком напоре потока.
Несомненно рекомендуемыми моделями для новичков также являются Silver Star 504/20 C (тональность до-мажор) и Silver Star 504/20 E (тональность ми). Они имеют типичное блюзовое звучание, однако рекомендуются и для исполнения рок-музыки. Корпус этих моделей выполнен из пластика ABS, плата и язычки — из меди. Собрат этих гармоник — модель Alabama Blues 502/20 в тональности до-мажор, также позволяющая легко работать с такими важными для диатонических инструментов приёмами звукоизвлечения, как бенды (bends). По мнению специалистов, её также можно рекомендовать исполнителям с изначально резким типом дыхания и неотработанной артикуляцией, то есть именно начинающим исполнителям. Данная модель поставляется в пластиковом футляре. Зато модель Special 20 560/20 C предназначена уже для полупрофессиональных музыкантов — её звучание отличается не просто высокой громкостью и отличной разборчивостью, но и известным теплом и мягкостью, что делает эту гармонику просто незаменимой для исполнения музыки в стилистике фолка и кантри. И это притом, что корпус инструмента изготовлен из пластика ABS.
Иные полупрофессиональные модели губных гармоник — это Big River Harp 590/20 C и Blues Harp 532/20 MS C. Их отличает чуть хрипловатое, но мощное и динамичное звучание, учитывающее возможность микрофонного подзвучивания инструмента — они и рекомендуются в первую очередь исполнителям электрического блюза и традиционной рок-музыки. Дополнительную аутентичность звучания Blues Harp 532/20 MS C придает деревянный корпус, обладающий однако же завидной долговечностью. Обе модели поставляются в стильных пластиковых футлярах белого и синего цвета соответственно.
Весьма своеобразным звучанием обладает диатоническая гармоника Hot Metal С — громкий и чуть перегруженный звук идеально подходит для составов, исполняющих музыку в стилистике раннего хард-рока из 1960-х. При должных умениях исполнителя и правильной работе с микрофоном ее звучание может состязаться с гитарными соло старообразного типа, сыгранными на чистом перегрузе усилителя. Еще одна в меру экзотическая модель — 2540/48 Ocean Star C с настройкой тремоло, обеспечиваемой горизонтальным разделением воздушных каналов. При этом язычки в парных каналах настраиваются с ничтожной разницей, что и обеспечивает при игре лёгкую вибрацию, напоминающую эффект тремоло. У этой гармоники с пластиковым корпусом 24 спаренных канала и, соответственно, 48 язычков. Несколько необычное звучание этой гармоники весьма подходит для исполнения восточной музыки. Но если вам чужды всякие новации, и вы просто ищете вечный инструмент — обратите внимание на модели Pro Harp 562/20 MS C и Marine Band Crossover C, как раз и предназначенные для долгой работы дома, в студии и на сцене. У второй из этих моделей корпус изготовлен из бамбука, что обеспечивает классическое звучание при исполнении любого музыкального материала. И все эти гармоники достойны того, чтобы стать верным спутником серьёзного музыканта.