Ibanez наращивает количество ладов
Ibanez включили в свой каталог этого года модель RG550XH, у которой 30 ладов. Выход этой гитары произошел по традиционной схеме. Сначала японцы выпустили такую гитару ограниченным тиражом, это было в 2011 году и модель называлась RG Extreme Shredding Machine RG2011SC. Затем когда Ibanez убедились, что рынок нормально принял этот инструмент и спрос на него будет присутствовать, пришло время для серийной модели.
Примеры подобного рода в творческой биографии Ibanez встречаются на каждом шагу. Из наиболее свежих, можно вспомнить RG331. В прошлом году она в оранжевом цвете дебютировала в качестве Limited Edition. В этом году ее делают желтого цвета на регулярной основе.
Кто-то возможно спросит, почему Ibanez не выпускает серийно гитары тех же цветов, что были в ограниченном тираже. В свое время на Fender мне объясняли так: если ты объявляешь об "ограниченном тираже", то это обозначает, что гитару выпускают какое-то определенное время и потом снимают с производства, чтобы больше никогда не производить. А иначе на тебя могут подать в суд за обман покупателей, которые думали, будто бы берут редкую гитару ограниченного тиража, а на самом деле приобрели "серийку". Поэтому в серию идет инструмент, который хоть чем-то (например, цветом), но должен отличаться от Limited Edition.
Одно из наиболее интересных решений в новой 30-ти ладовой гитаре - это то, как Ibanez поступили с конструкцией корпуса и грифа. Они взяли стандартную RG во всех ее размерах и контурах. Гриф крепится к корпусу в том же месте, что и 24-ладовый. Следовательно, бридж и датчики тоже остаются на прежних позициях. Просто гриф становится длиннее на шесть ладов (и крепят его пятью болтами, а не четыремя), а вырез для нижнего рога делают глубже ровно настолько, чтобы было удобно играть на 25-30 ладах.
Кстати, нечто похожее Ibanez уже делали с моделью Joe Satriani, которая стала выпускаться в 24 ладовом формате после десятилетий с 22 ладами. Попробуйте посмотреть на два красных Ibanez моделей JS1200 и JS2410 - там эта разница в вырезе на корпусе также хорошо видна.
Вообще, когда появилась модель JS с 24 ладами, то народу это подавалось как то, что у Джо изменились потребности и понадобилась гитара с 24 ладами. Если честно, то я не верю, что проиграв всю жизнь на 22 ладах, он вдруг стал придумывать песни под 24 лада. Мне видится в этом маркетинговый ход Ibanez. Все-таки продажи JS были не такими, как того ожидали. И одной из причин этого Ibanez видели в 22 ладах. Дескать, покупатели считают, что Ibanez должен быть всегда 24-ладовым. И, кстати, в пользу этой версии говорит еще и факт того, что серия S также вдруг из 22-ладовой превратилась в 24-ладовую, став таким образом ближе к тому, что люди видят в качестве "эталонного Ibanez".
Еще одним поводом для добавления ладов на Ibanez JS является попытка подтолкнуть фанатов Сатриани к покупке новой гитары. Если у вас уже есть инструмент типа JS1000 (которых по миру было продано очень много), то вряд ли вы станете покупать еще и JS1200. А вот на JS2400 (JS2410, JS24) вы вполне можете соблазниться по причине двух лишних ладов. Плюс на этих гитарах стоят новые другие датчики (откуда-то появившиеся). В бридже, например, вместо DiMarzio Fred стоит DiMArzio Mo'Joe. Вряд ли вы обнаружите разницу в звучании самого Джо в свете замены датчиков. Но для того, чтобы совершить покупку еще одной гитары - это может служить дополнительным стимулом. И не надо быть провидцем, чтобы понимать, что в мире уже появилось достаточно людей, у которых есть JS обоих форматов - 22 лада и 24 лада.
Но вернемся к 30-ладовому RG. Помимо количества ладов, на этой гитаре есть еще одна интересная вещь. Дело в том, что шесть дополнительных ладов располагаются там, где у обычного RG находится нековый датчик. Таким образом, новая гитара имеет конфигурацию HS. Однако, Ibanez предлагают сохранить традиционную HSH, поставив хитрую электронную систему Neck Pickup Simulator (имитатор некового датчика). Суть в том, что хотя гитара внешне и выглядит как HS, она работает в режиме HSH - у вас стоит пятипозиционный переключатель датчиков и вы слышите все те звуки, что у вас были бы при наличии датчика у грифа.
Ibanez не сообщают, как они этого добиваются. Но система активная (в корпусе стоит батарейка "крона"). Я думаю на самом деле там просто стоит какой-то фильтр, который корректирует частоты реальных датчиков ради получения звука виртуального нэкового хамбакера.
Это технология кажется мне невероятно интересной. По идее, если над ней поработать, то в будущем мы сможем получить гитары, в которых будет моделироваться звук датчика, который мог бы быть установлен в районе двенадцатого или седьмого лада, например. А это очень существенно расширит диапазон инструмента и обязательно откроет какие-либо новые горизонты.
Разумеется, при выходе любого нового продукта для гитаристов, всегда находятся скептики, которые начнут заваливать вас вопросами "дескать, да кому оно нужно?". И в случае с RG550XH такие вопросы также могут возникнуть.
Нет сомнений, что если вы любите поиграть соло в высоких позициях, то сколько у вас на гитаре будет ладов, столько вы и будете использовать. Поэтому лишние 6 ладов не помешают. Особенно если у вас в группе два соло-гитариста и вы часто играете одно и то же, но с каким-то интервалом (в квинту, терцию и т.д.). И даже если ваши пальцы не будут влезать в маленькие 25-30 лады, вы все равно сможете их использовать. Например, нанося по ним удары медиатором при игре теппингом, как это постоянно делают Joe Satriani, Kirk Hammet и море других крутых дядек соло-гитаристов. Еще одно соображение в пользу 30 ладов - на таком грифе даже если не вылезать за пределы 24 лада намного удобнее играть в позициях 20-24 лад, нежели на обычной RG.
В последние годы Ibanez представил много гитар, у которых диапазон вырос за счет нижних частот - семиструнные, восьмиструнные (а на выставке NAMM даже прототип девятиструнной показали) инструменты. А вот по части верхних частот никакого прогресса не наблюдалось. Ожидать в ближайшее время появление семиструнки, которая будет строится по принципу "обычная шеструнка и плюс еще одна струна потоньше" наверное не стоит. А вот шесть дополнительных ладов - они в любом случае вносят дозу разнообразия в мир удивительных высоких частот.
Автор текста: Сергей Тынку