ИДЕАЛЬНЫЕ ПОСРЕДНИКИ. ВНЕШНИЕ ЗВУКОВЫЕ КАРТЫ ДЛЯ СТУДИИ И НЕ ТОЛЬКО

ИДЕАЛЬНЫЕ ПОСРЕДНИКИ. ВНЕШНИЕ ЗВУКОВЫЕ КАРТЫ ДЛЯ СТУДИИ И НЕ ТОЛЬКО
Переход к цифровым технологиям превратил в реальность вечную мечту музыканта — создание действительно портативной студии, обеспечивающей вполне нормальное, можно сказать коммерческое, качество записи. Однако «есть проблема»: традиционные инструменты, прежде всего микрофоны и гитары, имеют аналоговые выходы. Об экспериментах по лихой «оцифровке», скажем, гитар, имевших место еще в 80-е годы, мы упоминать не будем… То есть у музицирующей части человечества возникла необходимость в устройствах согласования аналогового выхода музыкального инструмента и цифрового входа полностью компьютерной или просто компьтеризированной студии.

Легко догадаться, что подобными устройствами оказались системы, носящие в современном английском языке имя «аудиопроцессоров» или «аудиоинтерфейсов» (Audio Processor / Audio Interface), объединяющие в едином портативном конструктиве высококачественный аналогоцифровой преобразователь (АЦП), необходимые схемы согласования входных и выходных сигналов и частотные фильтры. В русском же языке к ним относят определение «(внешние) звуковые карты» — масса музыкантов помнит те времена, когда такие устройства были еще внутренними, то есть устанавливались прямо в корпус компьютера. Но с развитием миниатюризации самих компьютеров и появлением на рынке ноутбуков и в особенности i-устройств звуковые карты вместе со всей необходимой коммутацией стали практически полностью внешними. Нужно добавить, что некоторая часть таких устройств имеет включенный в схему микшер для полного формирования выходного сигнала карты, являющегося входным сигналом для студийного оборудования.

Лучшие звуковые карты подобного рода разработаны не молодыми чисто цифровыми компаниями, а брендами, имеющими доцифровой опыт работы со звуком. Такова и линейка Focusrite Scarlett разработки британской компании Focusrite, созданной в 1985 году легендарным аудиоспециалистом и конструктором Рупертом Ниве (Rupert Neve, р. 1926). До наступления цифровой эры Focusrite являлись создателями микрофонных усилителей и аналоговых процессоров высочайшего класса, предназначенных для использования в студийных микшерных пультах. Согласно этой логике, представители разработчика подают сердцем линейки Focusrite Scarlett бескомпромиссные микрофонные усилители, созданные на основе 30-летнего опыта компании — первый строкой в описании устройств данной серии идет именно число таких усилителей. Все звуковые карты этой линейки имеют питание по USB-шине и комплектуются высококачественными АЦП / ЦАП с разрядностью 24 бита и назначаемыми пользователем частотами дискретизации 44.1, 48, 88.2 и 96 кГц. Диапазон рабочих частот 20–20 000 КГц. На всех платах, кроме старшей модели Scarlett 18i20 используются кольцевые индикаторы на регуляторах входного сигнала, меняющие окраску с зеленого на красный при перегрузке, что позволяет моментально реагировать на подобные неприятные изменения. Все платы, кроме опять же Scarlett 18i20, предназначенной для монтажа в рэк, выполнены как настольные устройства в прочных корпусах их анодированного алюминия, окрашенных в белый цвет либо цвет красного дерева.

Едва ли не самой популярной моделью линейки Focusrite Scarlett является Scarlett Solo с одним балансным входом XLR для микрофона, одним инструментальным / линейным входом TRS 1/4" с переключателем Line-Inst и одним микрофонным предусилителем. Помимо порта USB 2.0 имеются небалансный стереовыход 2 x RCA. Возможность использования фантомного питания +48 В позволяет работать с высококлассными конденсаторными микрофонами. Имеется разъем для мониторных наушников TRS 1/4", регулятор уровня выходного сигнала и переключатель режимов мониторинга Direct Monitor Off-On. Эта функция призвана облегчить контроль выходного сигнала — известно, что задержка сигнала в цифровой линии мешает музыканту. Предустановленное программное обеспечение — Ableton Live Lite , плагины Novation Bass Station (VST / AU) и Focusrite Scarlett и сэмплы Loopmasters (1 Гб).


Модель Scarlett 2i2 является более гибкой в работе, чем ее предшественница — у этой платы имеются два универсальных входа Neutrik XLR / TRS 1/4" (с переключателями Line-Inst) и два микрофонных предусилителя. Прочий функционал аналогичен Scarlett Solo USB, однако плата имеет балансный стереовыход 2 x 1/4", а в комплект предустановленного ПО входят Ableton Live Lite и плагины Focusrite Scarlett. А плата Scarlett 2i4 является дальнейшим развитием предыдущей модели — она имеет два аналогичных универсальных входа, два микрофонных предусилителя и четыре выхода — USB, два небалансных стереовыхода 2 x RCA и балансный стереовыход 2 x 1/4". Мониторный контроль возможен как для входных сигналов, так и для записи, а при контроле сигнала в наушниках можно выбирать сигнал по каждой паре выходов. Имеется отдельный регулятор уровня сигнала в наушниках. сигнала в мониторной линии мешает музыканту. На плате установлены вход и выход MIDI, что позволяет интегрировать ее с MIDI-клавиатурами и контроллерами. Предустановленное ПО — Focusrite Scarlett Plug-in Suite и набор Focusrite Xcite+.


Данные платы доступны также в составе студийных мини-комплектов Focusrite Scarlett Solo Studio и Focusrite Scarlett Studio, в cостав которых входят соответственно платы Scarlett Solo и Scarlett 2i2, конденсаторный студийный микрофон с кардиоидной диаграммой направленности Scarlett Studio CM25 и студийные наушники Scarlett Studio HP60 с диапазоном воспроизводимых частот 10–30 000 Гц. Focusrite Scarlett Studio также комплектуется микрофонным XLR-кабелем длиной 3 м.


Дальнейшим развитием линейки Focusrite Scarlett являются настольные платы Scarlett 6i6 и Scarlett 18i8 и рэковая плата Scarlett 18i20 с двумя, четырьмя и восемью микрофонными предусилителями соответственно. Число входов / выходов у данных моделей — 6/6, 18/8 и 18/20, причем Scarlett 18i8 и Scarlett 18i20 имеют оптические входы ADAT, а Scarlett 18i20 и подобный оптический выход. Вход ADAT обеспечивает дополнительную работу с восемью каналами, которые возможно использовать с внешними микрофонными предусилителями.

Не менее преуспела в деле разработки внешних звуковых плат для портативных студий компания Lexicon, некогда бывшая первопроходцем в деле систем цифровой реверберации и цифровой звукозаписи. «Мы используем сигнальные процессоры Lexicon и гордимся этим!» — гласили надписи в буклетах не одного десятка альбомов самых заметных рок-исполнителей конца 80-х. А теперь обладанием платами Lexicon может гордиться даже начинающий рокер: настольная звуковая карта Lexicon Alpha является в настоящий момент одной из популярнейших бюджетных моделей подобного оборудования в мировом масштабе. Alpha начала свою жизнь как микшер для совместного использования с общеизвестным приложением Skype, однако быстро превратилась в популярное устройство для озвучки компьютерных презентаций и удобный входной микшер для домашних студий. Карта имеет питание по USB-шине, являющейся и ее внешним цифровым интерфейсом. АЦП позволяет работать с цифровым аудио до уровня 24 бит / 48 КГц. Коммутация — балансный микрофонный вход XLR и инструментальный вход 1/4" плюс пара выходов: 2 x RCA и 2 x 1/4". Регуляторы уровня входных сигналов имеют светодиодную индикацию перегрузки, есть и переключатель Stereo / Mono для мониторного сигнала. Назначение каналов по умолчанию: Channel 1 — левый и Channel 2 — правый. Мониторные наушники подключаются к карте посредством разъема 1/8". В комплект предустановленного ПО обычно входят Steinberg Cubase LE и ревербератор Lexicon Pantheon VST. Эксперты допускают использовать Alpha при записи подкастов либо для голосовых онлайн-трансляций, однако в первую очередь эта плата всё же рекомендуется для домашней музыкальной студии.


Еще две модели звуковых карт Lexicon, Lexicon Lambda и Lexicon Omega, призваны превратить ваш компьютер в полноценную студию и позволяют создавать на нем не то что демонстрационные, а даже коммерческие записи, не говоря уж об интернет- и радиоджинглах. Обе модели имеют питание по USB-шине (Omega допускает питание от сетевого адаптера), и работают с цифровым аудио до уровня 24 бит / 48 КГц. У них также наличествуют вход и выход MIDI и разъемы Insert 1/4", а также разъем для подключения наушников 1/8". При этом Lambda имеет два линейных входа 1/4" и один такой же инструментальный вход, при использовании которого вход Line 1 отключается, и два балансных микрофонных входа XLR с возможностью работы с фантомным питанием +48 В. Помимо цифрового выхода по USB данная модель располагает линейным выходом 2 x 1/4". Omega — дальнейшее развитие Lambda, и даже внешне эти платы очень схожи. У Omega имеется четыре линейных входа 1/4" с аналогичным алгоритмом отключения, а также цифровой вход и выход S/PDIF.



Звуковые карты, ориентированные прежде всего на использование с гитарами — это специализация компании Line6. Одной из весьма гибких моделей подобных карт — это Toneport GX Mk2 с минимальной коммутацией: инструментальный / микрофонный вход 1/4", USB-порт и выход для наушников (он же линейный) 1/8". Максимальный уровень цифрового аудио — 24 бит / 48 КГц, предустановленное ПО — POD Farm, Ableton Live Lite (Line 6 Studio Edition) и RiffWorks T4 обеспечивает работу с 6 виртуальными микрофонными усилителями и 81 гитарным и басовым виртуальным усилителем и прибором обработки. Карта оснащена системой мониторинга ToneDirect, которая абсолютно ликвидирует задержку выходного сигнала.

Совсем удивительной внешней звуковой картой, созданной для работы с гитарами и бас-гитарами, в том числе и на сцене, является устройство совсем игрушечного вида и вроде бы несерьезного размера — Fender Slide. Однако, будучи поставляемым с ПО IK Mulrimedia AmpliTube, AmpliTume Fender и Rock Prodigy Lite, оно является мощной обработкой для современного гитариста, допускающей работу не только с персональными компьютерами, но и в первую очередь с большинством i-устройств. Коммутация и управление сведено к минимуму: разъем Mini USB, инструментальный разъем 1/4", разъем для наушников 1/8", являющийся также линейным выходом и регуляторы Volume и Mix. Однако Slide работает с цифровым аудио до уровня 24 бит / 48 КГц и, по большому счету, показывает путь развития индивидуальных звуковых карт для отдельных инструментов с развитым встроенным ПО.



Всеволод Баронин
Предыдущая Следующая