История Marshall JCM 800 и Marshall JCM 900
Marshall – легендарный бренд, которому доверяют миллионы гитаристов во всём мире. Предлагаем вашему вниманию обзор по-настоящему культовых моделей JCM 800 и JCM 900, вошедших в историю мировой музыки, а также сформировавших стиль и звучание нескольких поколений.
Легендарный усилитель, звучание которого определило саунд целого поколения музыкантов. В первую очередь, этот усилитель пришелся ко двору исполнителям тяжелой музыки, таким как Джеймс Хэтфилд, Кэрри Кинг, Дэйв Мастейн, Слэш и многим другим. Однако даже такие далекие от тяжелой музыки музыканты как Джефф Бек или Эрик Клэптон использовали JCM 800 в своем творчестве. Следует заметить, что JCM 800 это не один усилитель, а целая серия моделей, которые довольно сильно отличаются друг от друга, поэтому неопытному гитаристу не всегда легко разобраться в них. Мы попробуем сделать это в рамках нашей статьи.
Впервые серия JCM 800 была представлена в 1981 году, и произошло это в первую очередь потому, что именно в этом году закончился 15-летний дистрибьюторский контракт Marshall с фирмой Rose Morris. На момент окончания контракта на складах Rose Morris еще находилось немало усилителей Master Volume и Super Lead, и они продолжали их активно продавать, что осложняло продажи таких же усилителей для самого Джима Маршала. В этот момент Джим решил пойти на небольшую хитрость, анонсировав рождение новой серии JCM 800, хотя, по сути, первые усилители, продаваемые под этой маркой, были теми же самыми Master Volume и Super Lead, только в другом корпусе с измененным дизайном (за исключением модели Super Bass).
Усилитель Marshall Master Volume JMP 2203, который стал основой одних из первых моделей JCM800
Был изменен дизайн панели управления, которая стала полноразмерной, передняя сторона была обтянута тканью с белой окантовкой, на панели можно было увидеть автограф самого Джима Маршалла. К чести Джима, эти модели все же сохранили старые названия 1959, 1986, 1987, 1992, 2203 и 2204, только индекс модели изменился с JMP на JCM, так что коммерческая хитрость все же не переросла в полноценный обман. Кстати, название серии JCM 800 происходит от номерного знака автомобиля ее создателя, и означает попросту «James Charles Marshall».
А вот так выглядела та же модель, выпущенная под маркой JCM800
Изменилось название только комбоусилителей. 50 – ваттная модель с одним динамиком 12” получила новое название 4010, 50-ваттная 2х12” стала называться 4104, а 100-ваттная 2х12 – 4103.
Удивительно, но та же самая классическая модель JMP 2203 Master Volume и ее 50-ваттный собрат 2204 получили огромное признание и стали культовыми усилителями уже под маркой JCM800. В первую очередь это было связано, с тем, что музыканты, сделавшие звук этого усилителя эталонным, творили уже после 1981-го года и, соответственно, использовали усилитель JCM, а не JMP. Это одноканальный усилитель с минимальным количеством регулировок и без петли эффектов обладал таким сногсшибательным звуком, что до сих пор остается нетленной классикой. Недавно эта модель, снятая с производства в конце 80-х годов, стала выпускаться вновь. Отличие переиздания от оригинала кроется в присутствии последовательной петли эффектов, что сильно расширяет возможности усилителя.
Несмотря на то, что старые модели под новой маркой неплохо продавались, Джим Маршалл понимал, что настало время выпустить по-настоящему новый и революционный усилитель, тем более, что этого требовало время. Одноканальные усилители без петли эффектов уже не могли полностью удовлетворить музыкантов, и поэтому в 1982 году под названием JСM800 4220 был представлен абсолютно новый комбоусилитель, а затем в 1983 году и усилитель «голова». Впоследствии они претерпели некоторые изменения, и в итоге на их основе родился еще один усилитель JCM800, ставший классическим, а именно: модель 2210 и его 50-ваттный собрат 2205.
JCM800 2210 имел четкий ориентир на перегруженный звук. Он имел два канала с индивидуальными настройками эквалайзера для каждого, а также петлю эффектов и встроенный ревербератор. Перегруженный звук этого усилителя был выше всяких похвал, а вот чистый звук характеризовался музыкантами как довольно посредственный, что, правда, нисколько не мешало, так как все эти музыканты использовали чистый звук не так уж и часто. Пожалуй, именно эти две модели (2203 и 2210) важно знать и не путать, когда речь идет о серии JCM800.
В 90-х годах на смену серии JCM800 пришла новая серия JCM900, которая тоже стала классической, хотя отношение к этим усилителям среди музыкантов уже не такое исключительно положительное как к усилителям серии 800. Серия JCM900 изначально вышла под рекламным слоганом «усилитель, в котором вам не захочется ничего модернизировать». Предполагалось, что новые усилители будут иметь еще больший запас гейна и еще больший функционал, и, хотя так оно и было, сама структура звука также претерпела некоторые изменения, которые не всем пришлись по душе. Усилители серии JCM900 звучат более «остро» и «резко», на перегрузе, что одними музыкантами расценивается как шаг к более современному звуку, а другими критикуется. Зато нельзя не отметить, что чистый звук серии JCM900 намного более чистый и приятный, нежели у серии 800. Выделим, пожалуй, две важные модели серии JCM900.
Один из знаковых усилителей серии это Marshall JCM900 SL-X, который выходил в нескольких модификациях, самая популярная из которых называется 2100. Это усилитель мощностью 100 ватт с очень хорошим запасом гейна, двумя независимыми каналами, четырехполосным эквалайзером, отдельной регулировкой громкости каждого из каналов и петлей эффектов.
SL-X очень хорошо зарекомендовал себя как усилитель, на котором можно настроить практически любой звук. Универсальность и хороший перегруз стали знаком качества этой модели.
Еще один классический JCM900 - это модель 4100 Dual Reverb. Обладая всеми преимуществами двухканального усилителя с независимыми настройками каналов, он имел возможность настраивать ревербератор на обоих каналах, что и отразилось в названии.