История монофонического синтезатора Korg MS-20

История монофонического синтезатора Korg MS-20



Новинка-2013 - Korg MS-20 mini


Классический аналоговый синтезатор Korg MS-20 пережил новое рождение в формате "мини": на выставке NAMM в январе 2013 года был представлен MS-20 Mini, который поражает своим абсолютно аутентичным аналоговым звучанием. Схема новинки воспроизводит оригинальную конструкцию 1978 года. В мае MS-20 mini поступит в продажу в МузТорг, а пока мы познакомим вас с увлекательной историей создания инструментов серии MS.

Синтезатор Korg MS-20, выпущенный в 1978 году, стал воплощением концепции "модульный синтезатор на письменном столе". Хотя этот инструмент и был монофоническим, при его создании максимальное внимание уделялось тому, чтобы снизить издержки настолько, чтобы синтезатор стал доступен для как можно для большего числа музыкантов, но при этом сохранить гибкость настоящего модульного синтезатора. Такой подход позволил безоговорочно завоевать сердца не только начинающих, но и профессиональных музыкантов — MS-20 сразу же оказался в центре внимания. С момента выпуска владельцами различных вариантов MS-20 стало более 300 000 человек (общие объемы продаж). Сегодня, спустя 35 лет, этот инструмент возродился, перевоплотившись в новой модели MS-20 Mini. Сегодня мы хотим рассказать об истории создания и триумфального шествия MS-20 по всему миру, упомянув при этом и про другие интересные разработки из серии MS.



Предыстория MS-20: все началось с Polysynth
PS-3100 / PS-3200 / PS-3300 (выпущены в 1977 / 1978 / 1977)

Для своего времени серия Polysynth (PS) обладала просто потрясающими характеристиками. PS-3100 со встроенной клавиатурой был полностью полифоническим. Для каждой из 48 клавиш были предусмотрены собственные генераторы VCO, VCF, VCA и EG, что позволило обеспечить 48-голосную полифонию. Этот инструмент отличался большой гибкостью при настройке тембра и очень легко мог перенастраиваться на варианты строя, отличные от равномерной темперации. В инструменте PS-3200 звуковой генератор был отделен от клавиатуры; в нем было предусмотрено два генератора VCO и программируемая память для хранения 16 пресетов. Наконец, PS-3300, флагманская модель семейства PS, представляла собой три синтезатора PS-3100 (то есть фактически 144 монофонических синтезатора!) в одном гигантском корпусе. Этот инструмент просто обожали Кит Эмерсон и Жан-Мишель Жарр.




Супер-хит – "модульный синтезатор на письменном столе"
MS-20 (выпущен в 1978)

Одна из важнейших технических проблем, которую инженеры Korg решали с самого момента выпуска PS-3100, заключалась в том, чтобы "упаковать" схемотехнику профессионального модульного синтезатора в корпус компактного размера. Задача обеспечить компактность, не поступившись при этом качеством, стала по-настоящему серьезным вызовом. В итоге в схеме, созданной для MS-20 и вполне сравнимой по характеристикам с "бегемотом" PS-3100, была реализована концепция монофонического синтезатора с двумя наборами генераторов VCO, VCF, VCA и EG, а также коммутационной панелью и модулем с внешним аудиовходом и входом для CV-контроля. Поскольку во главу угла была поставлена идея создания инструмента одновременно мощного и доступного по цене, на всех этапах проектирования максимальное внимание уделялось минимизации издержек. В том числе это касается выбора листовой стали в качестве материала корпуса. Характерной особенностью MS-20 был очень мощный по звучанию фильтр, ставший в дальнейшем фирменной "фишкой" звука Korg.



Базовая модель — катализатор лавинообразного роста популярности синтезаторов
MS-10 (выпущен в 1978)

Синтезатор MS-10 стал самым компактным синтезатором серии MS. Он был монофоническим инструментом с одним набором генераторов VCO, VCF, VCA и EG. Несмотря на простоту, в нем была предусмотрена коммутационная панель, позволяющая использовать различные способы для создания новых тембров. В то время как у MS-20 была клавиатура с 37 клавишами, MS-10 хватало и 32. Несмотря на одиночный генератор VCO, этот инструмент мог выдавать очень узнаваемый, жирный и плотный звук. Что самое главное — цена полностью соответствовала размеру и была невероятно доступной (ок. 300 долларов США). В результате эта модель определила бурный рост популярности синтезаторов. Огромное количество молодых исполнителей того времени выбирало в качестве своего первого синтезатора именно MS-10. Этот инструмент завоевал признание таких коллективов, как The Orb, Chemical Brothers, Juan Atkins, Underworld и многих других.



Топ-модель серии — возвращение модульной концепции
MS-50 (выпущен в 1979)

Созданный в качестве модуля расширения для MS-10/20, MS-50 является очень редкой моделью в серии MS. Основанный на схемотехнике MS-20, он лишен клавиатуры, однако обладает гораздо более серьезными возможностями для создания звука. Например, у него есть делитель напряжения и интегратор, которых в MS-10/20 не предусмотрено. Сердца многих исполнителей на синтезаторе просто пленил вольтметр, установленный в правой части лицевой панели. Само собой разумеется, на этом инструменте можно было играть и автономно — используя CV/Gate-сигнал в качестве управляющего. В то время как инструменты MS-10/20 работали в основном с внутренней коммутацией сигнала (т. е. на них можно было играть и без патч-проводов), в MS-50 была реализована полноценная модульная концепция. В одной упряжке с MS-10/20 или SQ-10 (см. ниже) MS-50 позволял конструировать сложнейшие схемы создания звука.


Другие представители семейства MS: специализированные дополнения...
MS-01 / MS-02 / MS-03 / MS-04 (выпущены в 1979)

Чтобы помочь пользователям с коммутацией различных продуктов серии MS, вскоре были выпущены четыре специализированных модуля, предназначенные для реализации принципиально нового уровня управления синтезаторами MS. Педальный контроллер MS-01 позволял исполнителям контролировать напряжение управляющего сигнала ногой. MS-02 представлял собой удобный интерфейс для преобразования управляющих сигналов CV/Gate между различными стандартами. Сигнальный процессор MS-03 мог преобразовывать обычный аудиосигнал в управляющие сигналы CV/gate, что позволило использовать внешние источники звука, например гитару или вокал, для управления синтезатором. Последней в линейке стала педаль модуляции MS-04 со встроенным генератором низкой частоты для управления генераторами VCO/VCF подключенного к ней инструмента серии MS.

...и расширения
SQ-10 / VC-10 (выпущены в 1978)

Прибор SQ-10 поступил в продажу одновременно с MS-20. Это был 12-шаговый 3-канальный аналоговый секвенсор с синхронизацией, управляемой напряжением, что позволяло исполнителю изменять расстояние между шагами не дискретно, а постепенно и обеспечивало возможность работы с независимыми триггерными выходами для каждого из шагов. В результате разнообразие схем программирования музыкальных фраз ограничивалось исключительно фантазией музыканта. Более того, каждый шаг мог использоваться, например, в качестве ячейки памяти для хранения того или иного звука. А некоторые исполнители даже задействовали SQ-10 в качестве гибкого и мощного светового контроллера. VC-10, став первым в мире вокодером со встроенной клавиатурой, и привлек к себе особое внимание, поскольку реализовал возможность работы с вокодерными функциями "вживую". Его узнаваемое звучание широко использовали многие исполнители на клавишных, в частности, Джо Зэвинел. Дизайн, в котором специализированный микрофон устанавливался непосредственно на синтезатор, в дальнейшем будет использован при проектировании microKORG и многих других музыкальных инструментов.



Классические технологии в цифровую эпоху
MS2000 (выпущен в 2000)

От выхода MS-20 до выпуска цифрового синтезатора с аналоговым моделированием MS2000 прошло более 20 лет. И, несмотря на то что MS2000 разрабатывался как "новый синтезатор для нового тысячелетия", его внутренняя виртуальная коммутация реализует функции коммутационной панели проводов в MS-20, модуляционный секвенсор является прообразом используемого в SQ-10, а встроенный вокодер во многом напоминает VC-10. Все эти технологии были объединены в одном инструменте, максимально адаптированном под современные требования — как по звучанию, так и по дизайну. Пользователям также пришлись по душе деревянные боковые панели и наклонная стальная панель. MS2000 стал базовой моделью в серии синтезаторов Korg с аналоговым моделированием и в дальнейшем оказал существенное влияние на разработку таких инструментов, как microKORG и RADIAS.


Возрождение MS-20 в виде программного синтезатора
KORG Legacy Collection / плагин MS-20 с контроллером MS-20 MIDI (выпущен в 2004)

Звуковой "движок" MS-20 был рожден в результате попытки "свернуть" и упростить уникальную электронную схему. Для реализации любой из его возможностей критически важное значение имел каждый из задействованных транзисторов. И это стало определяющим фактором звучания MS. Программный вариант MS-20, запущенный в качестве пробного проекта в отделе разработок и исследований компании Korg, смог безупречно смоделировать характеристики всех радиодеталей, входящих в схему. Вместо того чтобы отслеживать и воссоздавать звуковые параметры (что было очень характерно для программных синтезаторов того времени), в данном продукте моделировались электронные компоненты схемы. Полученная в итоге эксклюзивная технология была названа Component Modeling Technology, или сокращенно CMT. Одновременно использовались самые передовые графические технологии, что в результате обеспечило невероятно реалистичный результат. Вместе с MIDI-контроллером MS-20, являвшимся внешне уменьшенной до 84% копией "настоящего" MS-20, компьютерный плагин MS-20, наряду с остальными плагинами из коллекции Legacy Collection, по сей день остается одним из самых любимых музыкантами всего мира.

В 2006 году компания Korg выпустила расширение LAC-1: Legacy Analog Collection для сверхмощного синтезатора OASYS, разработанного в 2005 году. Далее последовал выпуск расширения MS-20EX — в качестве стандартной функции для революционных музыкальных рабочих станций KRONOS (2011 год) и KRONOS X (2012). Таким образом, фирменное звучание MS-20 остается востребованным в шоу-бизнесе вот уже на протяжении более чем 35 лет, и сам MS-20 стал одним из самых знаменательных и популярных продуктов компании Korg за всю историю ее существования.



Совершенно новые аналоговые звуки
monotron / monotron DUO / monotron DELAY / monotribe (выпущены в 2010 и 2011)

Серия Monotron/Monotribe возникла в результате реализации концепции аналогового синтезатора, помещающегося на ладони. Инструмент Monotron обладает в точности таким же фильтром VCF с возможностью самовозбуждения, как и MS-10/20. Monotron использует одиночный набор из генераторов VCO, VCF и LFO, в то время как синтезатор Monotron DUO оборудован двумя генераторами, а модификация Monotron DELAY — еще и встроенным эффектом задержки. В процессе разработки этих приборов приняли участие инженеры, создававшие в свое время MS-20 — в результате звучание стало еще более "пробивным". Добавив к синтезатору Monotron пошаговый секвенсор и аналоговую драм-машину, заимствованную у грувбоксов серии ELECTRIBE, специалисты компании Korg создали новый инструмент — Monotribe. Таким образом, возникло новое поколение аналоговых инструментов, в которых "даже процесс создания звука уже сам по себе является музыкой". Синхронизация также была полностью аналоговой, что позволяло использовать внешние источники аудиосигнала. Фильтр, само собой, использовал все те же самые схемотехнические решения, что и реализованные в синтезаторах MS-10/20.



Превращение iPad в аналоговую синтезаторную студию
KORG iMS-20 для iPad (выпущен в 2010)

Приложение iMS-20 iPad, созданное совместно с корпорацией DETUNE, не только использует эксклюзивную технологию Korg CMT для стопроцентно аутентичного воссоздания звука MS-20, но и эмулирует аналоговый секвенсор (основанный на SQ-10) и шестиголосную драм-машину, что превращает его в полноценную среду для создания музыки, предназначенную для настоящих профессионалов. Сенсорные функции KAOSS PAD обеспечивают интуитивно понятное и простое управление, в то время как интеграция с веб-сервисом SoundCloud открывает перед исполнителями принципиально новые возможности создания музыки. Помимо моделирования коммутационной панели MS-20, эта программа позволяет производить так называемое "подключение гроздью", когда управляющий сигнал с одного выхода может поступать сразу на несколько входов — и это только одна из уникальных функций, доступных только при использовании цифровых технологий.

Предыдущая Следующая