Jonny Lang - с телекастером и лесполом

Jonny Lang - с телекастером и лесполом

В наше время семилетний перерыв в выпуске новых студийных записей может стать весьма опасным для популярности практически любого музыканта. В современном мире, где царит YouTube, мы выбираем что-то новое намного быстрее, чем это требуется для того чтобы просто успеть сконцентрироваться на чем-то конкретном. В прошлый раз, когда Jonny Lang выпускал студийный альбом (в 2006 году), в Америке президентом был Джордж Буш, вооссоединение группы Police было только несбыточной мечтой, а Facebook для большинства людей за пределами американских колледжей был тайной за семью печатями.

Как бы то ни было, в 2013 году вышел новый студийный альбом Jonny Lang. Однако, несмотря на такой длинный период вне студий, гастрольный автобус Джонни никогда не останавливался, чему наглядное свидетельство концертный альбом Live at the Ryman (2010), где вы обнаружите прекрасный микс соул и блюза на фоне потрясающих гитарных поливов.


Ты когда начинаешь работу над новым проектом, то держишь в уме какой-нибудь список целей?

Не совсем. Ибо по этой части я неорганизованный человек. Обычно я просто прихожу в студию с какими-то песнями и играю их для своих музыкантов. По большей части они сами уже дорабатывают свои партии, а я как можно меньше их регулирую.

Ты всегда так работал в студии или с годами пришел к этому?

Ну по большей части я так и делал, но надо сказать, за годы многому научился, типа как все сделать попроще. Ну и как взаимодействовать с народом, где-то нажимая на них ради получения максимально возможного результата. Люди типа Tommy Sims, с которым я работал над этим альбомом, настоящие мастера по этой части. Он может добиться так много без напряжных речей просто потому, что знает, как что нужно сделать и как все работает по части атмосферы в студии. Когда он в деле, все ощущают себя комфортно, видя, что есть результат, в котором есть доля каждого.

Ты на Tommy как набрел?


Ну мы знакомы лет 12-13, много всего вместе написали и хорошо знаем друг друга. Я всегда мечтал поработать с ним над альбомом, потому что давно был фанатом того, что он делает, особенно отметил бы его сольник Peace and Love, для меня это просто шедевр. За все эти годы он был первым в списке тех, с кем бы я хотел поработать.

Когда работаешь с продюсером, есть ли у тебя какие-то сложности, чтобы "дать порулить кому-то другому"?

Ну это точно не про Томми. С кем-то другим - может быть. Тут уж больше вопрос личных отношений, чем еще чего-то. У кого-то может быть море разных заслуг, и это по идее должно как-то гарантировать доверие с вашей стороны, но на практике, пока вы лично не узнаете человека, то вам сложно доверять. А вот Томми я знаю достаточно хорошо, чтобы доверять ему делать все так, как он считает правильным.

 



В блюзе есть традиция наставников. У тебя их было несколько. Что ты почерпнул у Buddy Guy?


Главное, что он не относился ко мне как к ребенку. Для него я был просто одним из парней и он никогда не давал понять, что я очень юн. Ничего типа "ну да, симпатичная фишка, малыш", как он вполне мог бы сказать. И для меня это много значило. Если к тебе уважительно относится сам Бадди, то значит больше ничьего одобрения и не надо. Если он говорит ок, то значит я чувствую себя прекрасно.

А что насчет Luther Allison? Он же один из самых недооцененных гитаристов в блюзе.


О да. Я очень хорошо его узнал с тех пор как у нас общий менеджмент. Я много раз видел его на концертах. Он действительно такой же легендарный, как Бадди или ему подобные парни. Это касается и того, как он держится на сцене, поет играет на гитаре - абсолютно все в нем безумно.

Лютер был известен как исполнитель на Les Paul. Но ведь он мог отжечь на чем угодно?


Это точно. Он просто срывал вашу башню.

 



А вот из более свежих гитарных веяний, тебя что-нибудь зацепило?

Есть несколько парней помоложе классиков, которые как будто близки к тому, о чем ты говоришь. Но я слишком ленив, чтобы пытаться кого-то еще имитировать. Например, Steve Lukather. Все знают группу Toto, но кроме музыкантов или людей из музыкального бизнеса, мало кто знает, кто это такой вообще. Я не могу в это поверить. Особенно если учесть, что он еще и поет так здорово. Для меня это один из самых блистательных музыкантов.
Я проникся Steve Vai, немного за последние несколько лет и недавно был на его концерте. Стив также принимал участие в трибьют-туре Джими Хендриксу, где я был несколько раз. Надо сказать, я раньше ошибался, считая, что у Стива технический аспект игры превалирует над эмоциональным. Он очень проникновенный гитарист и абсолютно уникальный в своем роде. Я ни разу не слышал, чтобы он играл что-то одинаково от концерта к концерту.

Когда ты только появился на людях, то стал известен как гитарист с Telecaster. А потом очень часто начал появляться с Les Paul. Какой инструмент у тебя основной?


Пятьдесят на пятьдесят. Тот Les Paul, что у меня есть, - он очень особенный. Базируется на модели '58 Re-Issue. У меня есть несколько друзей с очень крутыми лесполами. И вот как-то мы притащили их всех в студию, и там мой Les Paul всех отымел. Действительно очень хороший экземпляр. Мне с ним повезло.

 



А изначально ты почему на Telecaster стал играть?


Потому что Albert Collins и Tab Benoit играли на телеках. Причем Tab Benoit вообще не такой, как все. У него же был полуакустический телек. И это как раз меня вдохновило. Его звук был таким особенным и он высекал столько звонких средних частот из своей гитары. Когда я это увидел, то захотел.

 



Ну ты чувствуешь, что контуры телека - это как раз твой гитарный стиль?


Да. Причем телекастер это мое больше чем страт. Мне больше нравится ощущения струн фиксированного бриджа, нежели тремоло. Поэтому мне и Les Paul нравятся. Что-то есть особенное в маленькой мензуре Gibson, что вас цепляет своей необычной интонацией. На Les Paul надо быть более точным и аккуратным.

У тебя потрясающий жирный звук на "I'll Always Be", как ты его добился?

Я воткнул Les Paul в усилитель Mill Hill - это ручная бутиковая работа. Они борются за чистоту сигнала, поэтому там даже ручки громкости нет. Ты просто втыкаешь туда гитару и у тебя есть только лампа, трансформатор и динамик. Версия усилка, на которой я играл, называлась Love. Красивая штучка с японской символикой на корпусе. Это, конечно, "класс А". Я уверен, этот усилок просто ждал леспола.

Ты вообще когда пишешь гитару, то имеешь какую-то формулу в голове или каждый раз "с чистого листа"?

Обычно все начинаю на пустом месте. Особенно на этом альбоме. У меня был педалборд, достаточно простой, и несколько усилков. Ну и дальше наруливал пять-шесть вариантов звука и выбирал наиболее подходящую настройку. То есть просто пробуешь разные звуки.

Ты в студии и на концертах используешь один и тот же педалборд?

Один и тот же, хотя надо бы уже начать собирать отдельную коллекцию оборудования для студии. А так у меня педаль Visual Sound Route 66, это что-то типа Tube Screamer. Остальные примочки - Fulltone Ultimate Octave, Boss AW-3 Dynamic Wah, a Jam Pedals TubeDreamer+, Vox Wah, Whirlwind The Bomb. А когда мне нужен delay, то я использую Pro Tools.

А на концертах у тебя тоже нет педали delay?


Обычно нет. Раньше была Echoplex, но потом пропала.

А в студии ты по-прежнему играешь через пару усилков Fender Deluxe Reverb?

Да, я много их задействую. У меня новые серийные, но тюнингованные. Там немного перепаяли схему, чтобы оно звучало более винтаджно.

Что тебе конкретно нравится в этих усилках?

Все! Их резкость, тембр, громкость. Они продолжают оставаться быть резкими при задирании громкости. Они как маленькие Marshall. Я рулю все очень широко и настройки никогда не бывают совсем точными. И несмотря на то что я играю через два сразу, они не настроены в стерео. Это уже в миксе наш звукореж делает из них стерео.
 
Перевод: Сергей Тынку

 




Предыдущая Следующая