К ОБНОВЛЕННОМУ ЗВУЧАНИЮ КЛАВИШНЫХ
Казалось бы, сама формулировка немного абсурдна: куда уж улучшать звучание современных электронных клавишных инструментов, если даже в не самых дорогих моделях ныне предусмотрена масса опций, чтобы звук был максимально близок к естественному? И, там не менее, забота о лучшем звуке преследует музыканта с естественными и правильными амбициями постоянно. К счастью, если ваш инструмент – клавишные, вам не понадобится для этого сверхусилий и глубоких познаний в области схемотехники или программного обеспечения. Но собственное представление о нужном звуке, как и готовность финансово обеспечить такой звук не помешают.
Когда мы приобретаем клавишный инструмент, то предполагаем, что его звучание и в домашних условиях, и, допустим, на малой сцене, будет если не идеальным, то приближающимся к таковому. Тем не менее, идеала, тем более в звуке, не существует – но есть приближение к нему. Первая и главная ступень этого приближения – ваш собственный звуковой комфорт при игре на инструменте. Однако понятие звукового комфорта оказываемся разделённым пополам, то есть при игре через внешние акустические системы и при игре с контролем звучания через наушники. Вот с проблемы наушников и начнём, благо они позволяют заниматься на инструменте или писать на нём музыку в любое время суток и при любых внешних помехах, звуковых и не только.
Вопрос естественности звучания инструмента в наушниках сводится к качеству самих наушников, точнее – к их принципу звукопередачи. Коль скоро человеческое ухо создано природой для восприятия звука через воздух, то оптимальными видятся закрытые наушники, обеспечивающие этот самый воздушный промежуток, и имеющие динамики диаметра того же порядка, что и внешнее ухо человека (обычно 40… 50 мм). Использования вкладных наушников надо избегать по причине передачи звукового сигнала в значительной степени через мягкие ткани головы и кости черепа, а также смещённого вверх диапазона воспроизводимых частот. Таким образом, оптимумом видится использование простых моделей мониторных наушников, к примеру, Superlux HD662 (либо модификаций HD662B или HD662F). При всей простоте конструкции и небольшом весе в них использованы динамики с неодимовыми магнитами диаметром 50 мм, обеспечивающие широкий диапазон воспроизводимых частот 10–30 000 Гц. Также несомненно рекомендуемыми моделями являются Axelvox HD242 и HD271 с аналогичными характеристиками, однако первые из этих наушников могут коммутироваться с двумя поставляемыми в комплекте кабелями длиной 1 и 3 м.
Несмотря на то, что наушники Sennheiser HD 205 II рекомендуются в наш век ди-джеям, они являются со своим диапазоном воспроизводимых частот 14–20 000 Гц также одной из лучших скромных мониторных моделей, более чем пригодных для коммутации с клавишными. Хотя для работы с клавишными хватит наушников именно такого уровня, никогда не надо забывать о том, что их правильный выбор в смысле веса, эргономики и звучания является залогом удобства работы и здоровья вашего слухового аппарата. Всегда хорошим выбором мониторных наушников оказывается самая дорогая модель из самой бюджетной линейки конкретного бренда, и об этом никогда нельзя забывать.
Однако в наушниках работать не всегда удобно и физически, и психологически – исполнителю необходим внешний источник звука. Отвлекаясь от вопроса качества звучания акустических систем, встроенных в не самые сложные модели клавишных инструментов, остановимся на грамотном внешнем усилении их выходного сигнала. Самое простое и очевидное для нашей эпохи решение – использование активных стереофонических акустических систем с выходной мощностью не менее 20 Вт на канал (20 Вт × 2); можно использовать и аналогичную трёхкомпонентную акустику с сабвуфером, хотя необходимость сабвуфера в данном случае – предмет для обсуждения. Очень неплохо, если у вас имеется бытовая компонентная аппаратура с возможностью подключения внешнего источника по линейному входу: в этом случае вы сможете добиться качественного звука даже при наличии не самых больших акустических систем, особенно при условии, что в них смонтированы длинноходовые динамики. Однако радикальным решением проблемы (как об этом уже говорилось ранее) будет приобретение специального комбоусилителя для клавишных инструментов. Понятно, что по цене подобные портативные усилители Vox VX50-KB и стереофонический Roland KC-220 уже сравнимы с клавишными инструментами начального и нижнего среднего уровня, однако их использование полностью оправдано, поскольку они отлично работают не только в бытовых и репетиционных условиях, но и при исполнении на малых клубных сценах. Обе модели допускают подключение, помимо клавишного инструмента, внешнего источника сигнала или микрофона, что бесценно в том случае, если музыкант работает в формате «человека-оркестра». Для тех, у кого имеется электропиано, небезынтересен именно VX50-KB – производитель позиционирует его ориентированным на работу именно с этим инструментом.
Однако может случиться и такое, что владельца принципиально не устраивает звук инструмента – в этом случае придётся осваивать науку сопряжения собственно «клавиш» и внешнего генератора звука, то есть компьютера или ноутбука. В этом случае коммутация осуществляется посредством разъёма MIDI IN/OUT на инструменте и USB-порта на ноутбуке или компьютере. Понятно, что традиционный MIDI-разъём стандарта DIN (пятиштырьковый) требует переходного кабеля DIN/USB. После этого нужно минимизировать задержку звучания при нажатии клавиш инструмента при помощи использования протокола ASIO, то есть посредством установки универсального драйвера для звуковой карты asio4all. Также необходима программа моделирования физического фортепиано, такая как 4Front TruePianos или Modartt Pianoteq. Именно после установки драйвера и любой из этих программ при помощи экранного интерфейса в виде рояльной клавиатуры необходимо провести абсолютную минимизацию задержки звучания посредством регулировок параметров буфера драйвера и установок программа моделирования фортепиано. После этого музыкальный инструмент будет работать с компьютером в роли генератора звука, и наушники или внешний усилитель будут подключаться к аудиовыходу компьютера.
Естественным финальным шагом работы исполнителя на клавишных становится запись демо-фрагментов либо наброска целой пьесы для последующего разбора и создания партий иных инструментов, а также вокала. В наш век микроминиатюризации всё большую популярность набирает подобная демо-работа в портативных студиях, созданных на безе компьютера, ноутбука или даже i-устройства. Но понятно, что клавишные инструменты нуждаются в интерфейсах для сопряжения с подобными «студиями в кармане». Одно из лучших возможных решений в этом случае – сверхкомпактный и воистину карманный интерфейс iRig Pro I/O производства итальянского бренда IK Multimedia. Будучи разработанным на базе интерфейса iRig Pro, он позволяет сопряжение инструмента и программного ПО с использованием аудиовхода. При всей своей, казалось бы, несерьезности в смысле габаритов, данный интерфейс обеспечивает передачу на выход цифрового сигнала с разрядностью вплоть до уровня 24 бит/96 кГц, да и к тому же является универсальным: он также допускает подключение микрофона или электрогитары, или бас-гитары. Стереофонический выход с разъёмом типа «джек» 1/8" оснащён предусилителем и регулятором уровня сигнала совместим с i-устройствами. Этот интерфейс совместим с iOS, Android, Windows и Mac OS. При подключении интерфейса к сети питания обеспечивается зарядка скоммутированных с ним i-устройств, что обеспечивает непрерывный процесс записи. Отличным дополнением к этому устройству и совершенно незаменимым в домашней «клавишной» студии будет также интерфейс IK Multimedia iRig MIDI 2, ориентированный на работу с MIDI-сигналами и с возможностью коммутации кабелем Lighting, а также совместимый со всеми вышеупомянутыми операционными системами. MIDI-разъёмы IN, OUT и THRU допускают подключение сразу нескольких инструментов. Управление интерфейсом – внешнее, а коммутация с i-устройством или компьютером осуществляется кабелями Mini-DIN/iOS Lightning либо Mini-DIN/USB, и эти кабели длиной по 0.6 м оба входят в комплект поставки. Что ж, лёгкое сопряжение клавишного инструмента и портативной студии – это тоже путь к улучшению звучания клавишного инструмента, только уже на записи.
Всеволод Баронин