КАК МУЗЫКА ФУНКЦИОНИРУЕТ В ВИЗУАЛЬНЫХ МЕДИА

КАК МУЗЫКА ФУНКЦИОНИРУЕТ В ВИЗУАЛЬНЫХ МЕДИА

Музыка существует в кино для того, чтобы помочь его создателям наиболее полно передать историю. И если вас интересует перспектива написании музыки для фильмов, нужно научиться понимать, как она работает в разных сценах. Функции, которые она выполняет, почти безграничны. 

Но здесь мы сфокусируемся на отдельных аспектах:

  • Передача чувства времени и пространства/локации;
  • Помощь аудитории в восприятии сцены;
  • Передача чувств героев;
  • Связывание частей сюжета;
  • Передача подтекста;
  • Усиление эмоции, которая уже представлена визуально;
  • Передача развития нарратива;
  • Передача предполагаемой атмосферы;
  • Добавление энергии и движения;
  • Манипулирование ожиданиями аудитории;
  • «Транспортировка» зрителя куда-то еще;
  • Добавление комедийного элемента.

ПЕРЕДАЧА ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА/ЛОКАЦИИ

Выбор камерного ансамбля в стиле барокко указывает на нечто совершенно иное, чем саундтрек в стиле гранж или симфоническое фэнтези. Решения, принимаемые режиссером и/или композитором в отношении жанра, стиля, инструментария и оркестровки, способствуют ощущению публикой того, где они находятся во времени и пространстве.

Иногда кинематографисты используют смешение старого и нового стилей, чтобы передать ощущение места, добавить современные элементы в атмосферу давно ушедшего прошлого или удивить вас неожиданным выбором. Например, в «Великом Гэтсби» (выпущенном в 2013 году) было много джазовых звуков биг-бэнда, которые напоминали о эпохе джаза 1920-х годов, смешанных с треками более современных исполнителей, таких как JAY-Z, Лана Дель Рей и will.i.am.

Музыка Дэнни Эльфмана для «Эдварда руки-ножницы» передает чувство фантазии, которое помещает нас в своего рода сказку. Послушайте, как высокие колокола и детский хор переносят вас в другой мир в этом вступительном номере.

КАК ЗРИТЕЛЬ ДОЛЖЕН СЕБЯ ЧУВСТВОВАТЬ?

Иногда эмоциональная составляющая сцены очевидна, а иногда она более тонкая. В таких случаях музыка может передать больше информации, чем сюжет. Во многих фильмах Золотого века музыка использовалась таким образом, который может показаться современному зрителю немного преувеличенным. Если любовная сцена всегда изобилует романтической оркестровкой, и при поцелуе  получает фанфары, нам это кажется устаревшим. Стоит быть осторожными, чтобы не делать слишком очевидные ходы, работая с современным материалом.

Послушайте, как романтика сочится из оркестровки в конце «Касабланки» - это трагическое прощание, момент драмы, когда Ласло и Ильза убегают. В каждый авторы момент нам говорят именно то, что они хотят, чтобы мы чувствовали.

ПЕРЕДАЧА ЧУВСТВ ГЕРОЯ

В конце «Девушки с татуировкой дракона» Дэвида Финчера Руни Мара покупает подарок для другого главного героя истории. Когда она собирается отдать его ему, она обнаруживает, что он садится в машину своей возлюбленной.

Сначала музыка кажется немного обнадеживающей, но затем вступает интенсивно звучащий синтезатор, подчеркивающий ярость персонажа, когда она бросает подарок в мусор и уходит.

СВЯЗЫВАНИЕ ЧАСТЕЙ СЮЖЕТА ВОЕДИНО

Музыка может помочь связать части повествования вместе, повторяя определенные темы или звуковые элементы. Композиторы делают это с помощью лейтмотивов, повторяющихся музыкальных тем, связанных с конкретным персонажем, местом или идеей, но также эту функцию может выполнять определенная звуковая палитра или музыкальная концепция.

Музыка к фильму «Скотт Пилигрим против всех» - отличный тому пример. Композитором выступил продюсер Radiohead Найджел Годрич. Самые напряженные моменты фильма определяются интенсивными, рычащими басовыми партиями и звуками видеоигр, напоминающими чиптюн с небольшим количеством микки-маусинга.

Специфичная звуковая палитра помогает обеспечить непрерывность сюжета и связать все боевые сцены в серию уровней, в то время как для романтических сцен используется отдельная, более спокойная музыка.

ПЕРЕДАЧА ПОДТЕКСТА

В своем мастер-классе Ханс Циммер говорит о том, что музыка в кино лучше всего проявляется, когда она освещает идеи, которые напрямую не передаются через изображения. Это позволяет вам рассказать более глубокую историю и затронуть темы, которые могут быть скрыты под поверхностью фильма.

Например, иногда цифровая электронная музыка может поддержать идею режиссера о бездушности современных технологий. Или тяжелый индустриальный бит может проиллюстрировать идею о том, что персонажи — всего лишь винтики в механизме.

Основная тема Клинта Мэнселла в фильме «Реквием по мечте» нервирует зрителя и часто повторяется, и используется на протяжении всего фильма, чтобы отразить падение главных героев в пропасть и отчаяние. Это основная музыкальная идея, вокруг которой развивается все действие фильма, и мы слышим ее почти в каждый важный момент фильма, чтобы почувствовать, как все выходит из-под контроля.

Повторяемость и нарастающее напряжение темы помогают связать все с центральной концепцией фильма и основным посланием, которое пытается донести режиссер Даррен Аронофски, о разрушительной силе наркомании.

УСИЛЕНИЕ ЭМОЦИИ, КОТОРАЯ УЖЕ ПРИСУТСТВУЕТ ВИЗУАЛЬНО

Издание Scientific American опубликовало отчет об исследовании, в котором участники слушали веселую или грустную музыку, а затем смотрели на серию изображений людей, которые либо улыбались, либо грустили, либо не выражали особых эмоций. Веселая музыка усиливала восприятие изображения счастливых людей, и то же самое с грустной музыкой.

Другими словами, музыка может углублять или усиливать эмоциональный опыт — делать вещи более смешными, печальными, страшными, более напряженными и т. д. Если за кем-то крадется убийца, высокие удары скрипки могут помочь зрителям испытать более глубокое чувство испугу, чем  если бы они смотреть исключительно на изображение.

[Внимание, спойлер!] В оркестровом саундтреке Дарио Марианелли к фильму «Искупление» в самом конце играет медленная и задумчивая музыка. Мы, как зрители, только что узнали, что жизнь двух главных героев на самом деле закончилась, а они так и не успели испытать украденную у них любовь. Это душераздирающий момент истории, который еще больше усиливается меланхоличными гармониями оркестра, нарастающими и растекающимися густыми эмоциональными аккордами.

ПЕРЕДАЧА РАЗВИТИЯ НАРРАТИВА

Человек входит в комнату, и играет диссонирующее усиленное арпеджио. Вы сразу понимаете, что этот человек — злодей. Музыкальные темы можно использовать, чтобы выделить воспоминания, отметить появление определенных персонажей или указать на то, что что-то изменилось в сюжете.

В «Гарри Поттере и узнике Азкабана» (музыка Джона Уильямса) есть момент, когда Гарри Поттер сталкивается с высасывающим радость демоноподобным существом дементором. Дементор ужасает, и музыка помогает передать это всевозможными струнными гармониками, звуками рожков и другими жуткими звуками.

Затем на сцену выходит новый персонаж и обдает дементора светом. Зрителям немного неясно, что происходит, за исключением того, что музыка, которая несколько мгновений назад была драматичной и жуткой, внезапно сменилась божественно звучащим вокалом. Мы не сомневаемся, что этот новый персонаж хороший, а зло изгнано.

Позже в фильме чары патронуса, отгоняющие дементоров, регулярно сопровождаются ангельскими голосами. Изменения в музыке помогают нам двигаться по сюжету.

ПЕРЕДАЧА ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ АТМОСФЕРЫ

Два человека, смотрящие друг на друга, могут быть кем угодно. Добавьте ностальгическую музыку, и сцена может стать воссоединением старых друзей. Добавьте напряженную, пронзительную музыку, и они могут оказаться врагами, сражающимися лицом к лицу.

Один из самых важных способов, с помощью которых музыка передает атмосферу, — игра с напряжением и разрядкой. Решительный, теплый звук расскажет вам совсем другое, чем диссонирующий аккорд, висящий в напряжении.

Прекрасным примером этого является «Shepard Tone» Ханса Циммера в фильме «Дюнкерк». «Shepard Tone» — это серия перекрывающихся восходящих осцилляторов, создающих ощущение бесконечно растущего напряжения — идеально подходящее для передачи опыта персонажей на войне.

ДОБАВЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ И ДВИЖЕНИЯ

Представьте себе монтажную последовательность — почти всегда в ней звучит музыка, которая помогает двигаться. Музыка может привнести в сцену ритм и темп, которых в противном случае могло бы не хватать. Именно поэтому она часто отлично подходит для сцен погони.

В «Суперсемейке» есть монтаж, где Мистер Исключительный снова выполняет работу супергероя. Монтаж показывает, как он тренируется, занимается семейными делами, покупает новую машину, приводит себя в форму, приводит в порядок свой внешний вид — по сути, возвращает свое обаяние. Все сделано идеально в традиционном стиле нуклеарной семьи 1950-х годов, и все это сопровождается слегка неряшливой, джазовой интерпретацией основного мотива, который движет ею.

Музыка здесь делает вещи интересными и энергичными, но также намекает на некоторую фальшь. Эта новая уверенность героя на самом деле основана на лжи.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОЖИДАНИЯМИ АУДИТОРИИ

Представьте себе фильм ужасов, где кто-то ищет убийцу по всему дому. Музыка становится все более и более напряженной, когда герой движется к двери шкафа. Начинается крещендо, когда он открывают ее. И БАМ! Там ничего нет. На самом деле убийцы еще даже нет в доме. Поскольку музыка настолько мощная, ее можно использовать для того, чтобы манипулировать зрителями, заставляя их верить в то, во что хочет верить режиссер, даже если это неверно.

«ТРАНСПОРТИРОВКА» ЗРИТЕЛЯ В ДРУГИЕ ПРОСТРАНСТВА

Музыка может обеспечить переход от сюжета к воспоминанию. В фильме «Лев» 2016 года на музыку Дастина О’Халлорана и Хаушки главный герой ищет свой дом, потеряв деревню и семью в очень юном возрасте.

Когда он смотрит в Google Earth и думает, что обнаружил, откуда он, он переносится туда, а эмоциональная музыка помогает нам понять, что происходит.

ДОБАВЛЕНИЕ КОМЕДИЙНОГО ЭЛЕМЕНТА

Последний пример, о котором мы хотим поговорить, — это то, как музыка может заставить нас смеяться. Это похоже на передачу подтекста, но в данном случае комедийного. Такого эффекта можно добиться, резко контрастируя с тем, что происходит на экране, с юмором добавляя микки-маусинг или обрамляя конкретную кульминацию.

В телешоу «Задержка в развитии» есть повторяющаяся тема, в которой персонажи печально ходят по экрану с опущенными головами. Это преувеличенный жест, который по сути комичен, и авторы сериала решили усугубить его, добавив к нему грустную, медленную песню.

Чтобы взяться за упражнения, составьте два списка: один будет состоять из фильмов, которые вам очень нравятся (и вы необязательно должны помнить музыку из них), и фильмов, музыка к которым вам очень запомнилась. Пересмотрите их очень внимательно, останавливаясь и перематывая на разные моменты, где звучит музыка. Задайте себе вопрос, как и почему работает музыка в этих моментах, что вам нравится и что не нравится. Также можете взять фильмы, где вы совершенно не согласны с выбором саундтрека или оригинальной музыки – попробуйте предложить собственную тему! Критический просмотр кино с усиленным вниманием к саундтреку будет вам полезен так же, как и критическое активное прослушивание любой другой музыки.

Предыдущая Следующая