КАК НАУЧИТЬСЯ ДЖЕМИТЬ С КЕМ УГОДНО?
Возможно, вы привязаны к своему коллективу и никогда не играли больше ни с кем, кроме определенного круга людей. Или же занимаетесь сольными проектами. Однако для поддержания музыкального тонуса очень полезны джемы с другими музыкантами.
Один из самых сильных барьеров, удерживающих нас от того, чтобы просто взять и поиграть с другими людьми – это наши представления о том, что существует правильный и неправильный способы исполнения музыки. Подобное представление формируется благодаря многим разным факторам, но оно само по себе «неправильно». Почему это происходит:
- Вы учились в музыкальной школе/ВУЗе, и переоценили значение музыкальной теории, которая якобы диктует правила, которым необходимо следовать;
- Вы участвуете в коллективе, в котором люди постоянно критикуют вас;
- Вы в принципе окружены людьми, которые привыкли вас критиковать.
Эти факторы накладывают на вас тяжелое бремя постоянной самокритики, которое заставляет вас бояться сыграть что-то не так, как нужно. Проблема подобного образа мышления с ног на голову переворачивает фундаментальную природу и цель музыки, которая заключается в том, чтобы передавать то, что вы думаете и чувствуете.
Первое, что необходимо сделать – это найти способ заглушить свою или чужую критику у себя в голове и постараться начать доверять собственным ушам. Запомните, в любой музыкальной ситуации финальное решение остается именно за ними, и никогда – за чужим мнением. Это ваше собственное выражение мыслей и чувств, а не чей-то музыкальный вкус.
ВАЖНОСТЬ РИСКОВ
Чтобы найти то, что вам нравится слышать, нужно научиться брать на себя музыкальные риски и не бояться делать ошибок. Музыкальный джем не опасен ни для чьей жизни, не сулит никому болезней, от него не страдает ничья репутация или финансовое положение, поэтому слово «риск» здесь – это просто фигура речи. Многие крутые идеи рождаются именно из ошибок – на репетициях, во время сессий записи, концертов и других ситуаций, когда вам нужно исполнять музыку. И поскольку ошибки могут быть настолько ценными, лучше всего нарочно вводить себя в зоны риска:
- Сыграть тот аккорд, который «не предполагается» в конкретной песне;
- Играть случайный набор нот на вашем инструменте;
- Хотя бы иногда слушать альбомы с экспериментальной музыкой и пытаться понять ее структуру.
Чем больше вы будете практиковаться в этих «рисках», тем больше вероятность появления хороших идей. Не забывайте записывать свои джемы, чтобы вы всегда могли вспомнить идею и воспользоваться ей позже.
С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?
Конечно, прочтения этой статьи недостаточно для того, чтобы сразу схватить телефон и позвонить знакомому музыканту с предложением. Потренируйтесь немного в одиночестве. Запишите под метроном самую простую басовую партию (мы имеем в виду, ОЧЕНЬ простую) и играйте под нее. Это будет своеобразным джемом с самим собой. Также можно включить известную песню – но не из любимых. Возможно даже ту, которая вам не нравится, или в которой, как вам кажется, чего-то не хватает.
Разумеется, не нужно приходить на первую джем-сессию с полным отсутствием идей. Принесите с собой какие-то мелодии и риффы, ритмы – пусть у вас будет несколько заготовок. И убедитесь, что те или тот, с кем вы собираетесь встретиться, тоже принесут что-то с собой. Так вы сможете настроиться друг на друга и получить максимальное количество удовольствия и пользы.