КАК НЕ ПЕРЕСТАРАТЬСЯ, РАБОТАЯ С ВОКАЛЬНЫМИ ЭФФЕКТАМИ НА ЗАПИСИ?
В вокальных эффектах, которые предлагают DAW в наши дни, очень легко потеряться. Чем больше копаешься в библиотеках и плагинах, тем идея использовать как можно больше обработок кажется более привлекательной. Это как стоять напротив огромного шведского стола, где все бесплатное: тебе хочется попробовать все, что на нем есть. Но значит ли это, что пиццу нужно поливать шоколадом, или что надо объедаться, запихивая в себя четыре тарелки рыбного шашлыка? Конечно, можно использовать большое количество эффектов, но делать это нужно разумно. Возьмем к примеру, Radiohead. Их альбом “Kid A” открывается песней “Everything In Its Right Place” - голос Тома Йорка здесь изменен массой разных способов, на него наложено множество эффектов, однако за всем этим мы отчетливо слышим пронзительный человеческий голос Йорка. Так что, экспериментируя с эффектами, следите за тем, чтобы не переусердствовать. Вот пять признаков того, что вы уже это делаете:
1. ВОКАЛЬНЫЙ МИКС ЗВУЧИТ ГРЯЗНО
Одна из первых вещей, на которые стоит обратить внимание, используя “тяжелые” эффекты - это то, насколько сбалансированно звучит голос в общем миксе. Если вы слушаете трек на колонках, и понимаете, что звук слишком грязен, и какие-то частоты тонут, стоит проверить, как обстоят дела с эффектами. Выключите реверб, дилэй, дисторшн и все остальное. Если звук стал чище, подумайте, от каких эффектов стоит отказаться, или хотя бы убавить их интенсивность.
2. НЕВОЗМОЖНО РАЗОБРАТЬ ТЕКСТ
Раз мы уже упомянули Radiohead, возьмем их пример снова. Вокал Тома Йорка обожают (и ненавидят) по всему миру, но фанаты знают, что разобрать то, что он поет, далеко не всегда легко - даже если на него не наложено никаких эффектов. Разумеется, преградой к пониманию слов могут быть вовсе не эффекты, а сам стиль пения или общая эстетика. Но давайте представим, что у вас хорошая дикция и все слова вы пропеваете предельно четко, а главное, хотите, чтобы текст было хорошо слышно. Если людям, которые не знают текста, приходится спрашивать, о чем мы, собственно поете, то это не очень хороший признак. Возможно, такие эффекты как дилэй, сделают ваш фальцет воздушным и красивым, но это может также привести к тому, что никто не разберет ни слова из вашего важного манифеста.
3. ПРОПАДАЮТ ЭМОЦИИ
Одна из причин, почему люди любят голоса Адель или Кристины Агилеры (неважно, как вы к ним относитесь, мы приводим их в пример с академическими целями) - это эмоции, которые есть в их вокале. Вы можете проследить, что стоит за их вибрато, моментами, когда голоса начинают “скрипеть”, когда они кричат или мурлыкают. Если вы похороните голос под океаном эффектов, все эти тонкости могут ускользнуть от уха слушателя, ему будет трудно почувствовать то, о чем вы поете. Подумайте об этом - наверняка, вам случалось слышать песню на языке, на котором вы не говорите, и все равно отчетливо понимать, о чем поется. Это происходит постоянно, и именно поэтому мы называем музыку универсальным языком. Прежде чем начать забавляться с эффектами, убедитесь, что эмоция, которую вы хотите передать, все еще ясно прослеживается.
4. ВОКАЛ СЛИШКОМ СИЛЬНО СМЕШАН С ДРУГИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Вокалист Sigur Ros Джонси иногда использует свой вокал не по прямому назначению, а как совершенно другой инструмент. Он не выдает никакого текста, а просто завывает своим фальцетом, поверх которого наложен ворох эффектов. Если вы стремитесь к подобному, то вперед! Но для большинства артистов - от метала до фанка и инди-рока - вокал является “главным героем” музыки, который должен стоять впереди и по центру. Если вы слишком заиграетесь с вокальными эффектами, то рискуете получить что-то, что будет похоже на невразумительные бэки, на которые слушатель предпочтет не обращать внимания. Если вы уже не можете разобрать, где шугейзовая гитара, а где фальцет, хорошенько приправленный ревербом, то лучше немного приостановить своим эксперименты с эффектами.
5. ГОЛОС НЕ ПОХОЖ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
Многие популярные артисты используют вокодеры, AutoTune и другие эффекты, чтобы помочь вокалу. И если они звучат немного как киборги, то все равно есть чувство, что поет человек. Разумеется, чувство, которое мы получаем от музыки совершенно субъективно, но все же крик Канье в конце “Blood on the Leaves” воспринимается как человеческий, даже если там использовано очень много автотьюна. Если ваша концепция не требует того, чтобы вы звучали как робот, постарайтесь, чтобы через ваш вокал прослеживались отличительные черты вашего голоса - напряжение, диалект или даже акцент. Каждый может заставить компьютер произносить слова, однако никто кроме вас не заговорит вашим голосом. Не позволяйте соблазну улучшить голос эффектами лишить вашу запись вашей собственной энергии.