КАК ОТНОСИТЬСЯ К МУЗЫКЕ КАК БИЗНЕСУ, ОСТАВАЯСЬ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, МУЗЫКАНТОМ?

КАК ОТНОСИТЬСЯ К МУЗЫКЕ КАК БИЗНЕСУ, ОСТАВАЯСЬ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, МУЗЫКАНТОМ?


Мы не раз затрагивали тему бизнеса в наших статьях, от одного раза к другому призывая молодых независимых музыкантов быть прагматичнее. И все же мы уверены, у большинства исполнителей такой подход вызывает совершенно естественное отторжение. И отторжение это связано с тем, что в наших головах очень глубоко засели стереотипы, связанные с образом художника и образом дельца. Первый образ – это свобода, интуиция, отрешенность от мира, импульсивность, чувствительность и т.д. Второй – холодный расчет, прагматизм, отсутствие вкуса (!), заинтересованность только в материальной стороне вопроса.

Поскольку мы уже писали о том, как составлять бюджет, грамотно распоряжаться деньгами, заработанными на концертах и т.д., сегодня рассмотрим бизнес как более широкое понятие, связанное не только с деньгами и заработком. Если вы почитаете интервью с крутыми бизнесменами, то заметите, откуда в большинстве случаев появлялся их успех – это не было жаждой наживы: кто-то хотел немного больше любви, кто-то хотел сделать мир лучше, а кто-то просто очень любил банановые капкейки и хотел, чтобы их полюбило еще больше людей. Звучит наивно, не правда ли? И куда менее наивным кажется желание выступать на больших аренах, раздавать направо и налево интервью и иметь возможность заниматься только музыкой. Для бизнесмена деньги – это возможность продолжать заниматься бизнесом и расширять его, а не конечная цель. Мы не говорим сейчас об обезумевших от власти магнатах, а берем в пример владельцев малого или среднего бизнеса. Итак, как же научиться относиться к своей музыке как к бизнесу, не вступая в компромисс с собственными эстетическими запросами? 


1. ПРИМИТЕ ТОТ ФАКТ, ЧТО НА КОМПРОМИССЫ ИДТИ ВСЕ ЖЕ ПРИДЕТСЯ

Компромиссы – это тяжело. Никто не хочет предавать собственные самые светлые убеждения и мечты. Но тут речь пойдет не о музыкальных компромиссах. Нельзя позволять своим же идеалам удерживать себя от того, чтобы пользоваться возможностями, проходящими мимо. 

Не забывайте, что музыкальная индустрия, как и любая другая, работаюет по принципу «брать» и «отдавать». Так что если вам дается возможность сыграть на разогреве у группы, которая лично вам не особо нравится, но вы понимаете, что вас услышит очень много новых людей, то не следует упускать эту возможность. Если вам предложили отличное шоу, а у вас личные планы на этот вечер, просто поменяйте свои планы. Если вас ужасно бесит звукорежиссер в клубе, но промоутер – очень хороший, и публика подобралась отличная, найдите в себе силы быть вежливым и не ругаться – в конце концов, кто знает, может у бедняги вечер сложился ужасно. А если он действительно так уж плох, то владельцы заведения рано или поздно это заметят и примут меры. 

Смысл в том, чтобы научиться отделять свои личные мотивы от своего дела. Как бы вы не романтизировали свою музыку, как бы плотно она ни прилегала к вашему телу, с тех пор, как вы выпускаете ее и играете на публике, она принадлежит уже не только вам – и вы несете за это ответственность. 


2. ЕСЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ СИЛЬНО ПРОТИВОРЕЧИТ ВАШИМ ГЛУБОКИМ УБЕЖДЕНИЯМ, СМЕЛО ОТКАЗЫВАЙТЕСЬ ОТ НЕЕ

И наоборот, в то время как проявления гордости иногда просто неуместны, бывают случаи, когда для принятия решений нужно обращаться к своим самым глубинным убеждениям. Например, вы живете в городе с сильно загрязненным воздухом, всех так или иначе касается эта проблема, в медиа, которые вы поддерживаете, постоянно об этом говорят. Да и вы с друзьями нередко отпускаете колкие комментарии относительно происходящего и выражаете недовольство. Стоит ли принимать предложение сыграть на корпоративе местного завода или давать музыку для рекламы корпораций, связанных с этими загрязнениями? Конечно же, нет. Даже если это сулит вам неплохой гонорар.  

Думайте о том, какой имидж вы хотите создать. Бывают также предложения концертов на городских праздниках, которые устраивает какая-либо политическая партия – здесь выбор за вами, но знать об этой политической партии все и понимать, от кого вы принимаете предложение, необходимо. Вы можете думать, что поклонники, особенно, пока их мало, могут не заметить этого. Но даже небольшое отклонение от курса, выступление на сомнительном мероприятии может оставить очень неприятный шлейф и бросить тень на вашу репутацию. Как не раз цитировали классику, берегите честь смолоду.


3. ВЕЩИ НИКОГДА НЕ БУДУТ ВЫГЛЯДЕТЬ ТАК, КАК ВЫ ИХ ПРЕДСТАВЛЯЛИ ЗАРАНЕЕ – И ЭТО НОРМАЛЬНО

Этот факт принять не так уж и легко, но чем быстрее вы привыкните к тому, что результат в 100% случаев отличается от ожиданий, тем быстрее для вас настанет светлое будущее. 

Когда вы только начинали, вы, конечно же, мечтали о том, что вас подпишет какой-нибудь лейбл, и вы никогда не будете прикасаться к деловой стороне вопроса. Но в сегодняшнем мире благополучие музыкантов напрямую зависит от их умения принимать решения самостоятельно. Первая вещь, которую стоит в себе изменить усилием воли – это привыкнуть к мысли, что результат не равен ожиданиям, и это вовсе не означает, что все плохо. И процессом можно наслаждаться в любой его точке. 

Прошло пять лет, и вы не стали всемирно известным музыкантом, как планировали? Повод ли это отчаиваться, если вы, например, уже зарабатываете деньги музыкой, играя с разными коллективами как сессионщик? Спокойно поразмыслив, изучив разные возможности, следующие несколько лет можно потратить на то, чтобы научиться играть еще лучше и познакомиться с еще бОльшим количеством людей. 

Каждый хороший владелец бизнеса понимает, что ключ к успеху (не говоря уже об удовольствии) лежит в том, чтобы работать, учитывая изменения и крутые повороты событий, а не против них.


4. НИКОГДА НЕ РАБОТАЙТЕ С ЛЮДЬМИ, КОТОРЫЕ В ВАС НЕ ВЕРЯТ

Никогда, никогда – какой бы хорошей ни казалась возможность – не позволяйте себе работать с людьми, которые в вас не верят или ведут себя с вами снисходительно и надменно. Окружайте себя теми, кто не только любит вашу музыку, но и верит в вас как в личность. Постарайтесь сотрудничать исключительно с теми, кто вас вдохновляет или бросает вам вызов (из лучших побуждений), и вы поймете, насколько это помогает делу. 

Это важно не только для бизнеса, но и для самого творческого процесса. Большинство из нас очень сильно зависит от окружения и в творчестве отражает все эти связи и отношения – даже если не замечает этого. Например, вас приглашает новый промоутер, которому о вас кто-то рассказал, он просто доверился и прислал вам приглашение отыграть. Если у вас есть достаточно времени, обязательно познакомьтесь с ним вживую, убедитесь, что он изучил ваши работы. Как он будет себя вести, внимателен ли он? Необязательно, чтобы он сыпал комплиментами – возможно, ему просто не близка ваша музыка. Но вы должны понимать, что он относится к вам с уважением в том или ином виде. Не забывайте, что уважение должно исходить и от вас. 

Вместе с тем при любой возможности старайтесь делать комплименты тем, кто вас окружает в профессиональном пространстве. Разумеется, искренние комплименты. Кто-то из друзей самостоятельно сделал классный фестиваль, дружественная группа дала отличный концерт, кто-то сделал крутое оформление альбома – искренние комплименты всегда подбадривают и вдохновляют людей, а вы остаетесь в памяти как доброжелательный человек, с которым приятно иметь дело.

Представьте себе, если у вас с промоутером не очень хорошие отношения, он зовет вас выступить в один вечер, когда нужно просто «заткнуть» зияющую дыру, образовавшуюся из-за отказа другого коллектива. Публика соберется совершенно не из вашей целевой аудитории. Кто получит удовольствие от этого вечера? Вы? Промоутер? Люди в зале? Вряд ли. Старайтесь избегать таких ситуаций. 


5. ПРИМИТЕ ТОТ ФАКТ, ЧТО АБСОЛЮТНО ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ВАС

Эту фразу мы слышим в тысяче рекламных роликов, она приелась, и от нее уже просто тошнит. И, тем не менее, несмотря на простую истину этой фразы, истину эту принять очень и очень сложно. Причина тому - боязнь ответственности. Тренинги, направленные на самосовершенствование, построение бизнеса и т.д. учат тому, чтобы свыкнуться с собственной ролью в собственной судьбе – в личной жизни, профессиональной/творческой и т.д. Разумеется, обстоятельства, дурной климат нашей музыкальной индустрии, враждебность очень сильно размагничивают нас, разочаровывают и, в некоторых случаях, ожесточают.  Лучше всего принять на себя роль очаровательного оптимистичного неудачника, который стучится во все двери, даже в какие-то моменты не будучи уверенным, что то, куда он стучится – это дверь. 

Не нужно поддаваться отчаянию, которое охватывает вас, когда вы слышите, что какие-то выскочки из далекого Безысходнинска за год выступлений добрались до Нью-Йорка и записываются с известными музыкантами. Везение дается далеко не каждому – да и при ближайшем рассмотрении, скорее всего, окажется, что выскочки провели еще несколько лет за составлением грандиозного маркетингового плана – а это тоже работа. А вы, например, пять лет играете в подвалах, но до сих пор никуда не сдвинулись с мертвой точки. В таких случаях нужно дистанцироваться, успокаиваться и менять стратегию поведения – в чем бы это ни выражалось: смене имиджа, мест для выступлений или звучания. Возможности всегда есть, нужно учиться их искать и, в конце концов, находить.  

Предыдущая Следующая