КАК ПОБОРОТЬ «СИНДРОМ КРАСНОГО СВЕТА»?

КАК ПОБОРОТЬ «СИНДРОМ КРАСНОГО СВЕТА»?

Red Light Syndrome, как объясняет Urban Dictionary – явление, связанное с боязнью процесса записи. Например, кто-то невероятно талантлив и отлично справляется со своими партиями, но как только включается красный свет «Запись» все умения улетучиваются. Признаки: особая бледность, холодный пот и частые ошибки. И это не шутка. Это может выражаться не так ярко, но наверняка многим из вас, кто участвовал в процессе записи, знакомо это напряжение, когда все начинает разваливаться на части. Аарон Рэй, опытный барабанщик и создатель популярного приложения для записи Trackd, рассказывает о своем опыте и делится советами о том, как побороть благоговейный ужас перед записью. 

Моей первой страстью были барабаны. Я начал играть, когда мне было четыре года, и с тех пор занимался, не останавливаясь. Мне очень повезло с преподавателями – среди них были Майк Шапиро (Sergio Mendes, Macy Gray, Justin Timberlake), Ральф Хампфри (Frank Zappa, George Duke), и Крэйг Тэтчер (October Project, Christopher Cross). Один из самых важных уроков (помимо техники), которые я выучил – это умение играть под давлением, коим и является процесс записи. 

Зажигается зловещий огонь RECORDING, ты в комнате с инструментом, который знаешь лучше, чем собственную маму, продюсер нажимает заветную кнопку. Ну, давай же, ты все сможешь. Что идет не так? Почему в этот самый момент ты просто-напросто забываешь, что такое барабанные палочки? Все дело в осознании того, что в данный момент ты находишься под микроскопом, и любая маленькая ошибка, любое несовершенство – все будет замечено и будет преследовать тебя всю оставшуюся жизнь. И самый большой облом, что пережить, «прорепетировать» эту ситуацию нельзя никаким другим способом, кроме как начать по-настоящему записываться. Другими словами, тренироваться не лажать можно только лажая – и этим самым неизбежно раздражая собственных товарищей по группе, звукорежиссера, всех, кто работает в студии, не говоря уж о твоих родителях, которые вложили деньги в твои занятия по барабанам. Благо, нет традиции таскать родителей в студию, но вы понимаете, о чем я. Да, через этот болезненный обряд должен пройти каждый музыкант. 

Несколько недель назад я записывал дома кое-какие идеи для барабанов в своем же приложении и понял, что накачать эту самую «мышцу», отвечающую за реакции на красный свет, все же можно. В конце концов, речь идет о выстраивании дружеских, уважительных и здоровых отношений с метрономом.  Отношений, можно сказать, в глубокой степени интимных – когда вы можете убедиться в том, что каждая нота, которая вылетает из-под ваших палочек, ложится именно туда, где ей быть положено. В том числе, во время записи.

Вот несколько идей, как натренироваться до такой степени, чтобы записывать все быстро и не бесить всех окружающих нервическими ошибками. Я рассказываю свою историю с позиции барабанщика, но как можно догадаться, она подойдет для каждого музыканта – вспомним мудрые слова Джеймса Брауна о том, что «каждый инструмент – это барабан». 


1. ДОВОДИТЕ СЕБЯ ДО ПРЕДЕЛА, ИГРАЯ ПОД МЕТРОНОМ

Включите клик и запись и сыграйте одну из своих партий, стараясь попадать в каждый удар. Затем, когда метроном все еще включен, проиграйте записанное. Вы наверняка заметите некоторые несовершенства – что-то опаздывает или торопится. Обращайте внимание на то, как долго вы держитесь без ошибок, какие между ними расстояния. Сколько минут вы можете играть идеально, попадая в клик? Это может быть сложнее, чем вам кажется, поэтому не торопитесь сильно обламываться, если целую неделю вы не выключали метроном, и все еще замечаете мелкие ошибки. Соль в том, чтобы, готовясь к записи, на протяжении нескольких недель вообще не позволять себе играть без метронома, как бы его безразличный звук вам ни опостылел. 


2. ПОДРУЖИТЕСЬ С КЛИКОМ

Много людей сопротивляются, когда им предлагают играть под клик на записи. Когда он включен, многие упорно притопывают ногой, думая, что это действительно помогает. На самом деле, это дает обратный эффект – топанье создает препятствие между вами и кликом. Пользуйтесь только ушами во время записи. Вы знали, что невозможно слушать, когда вы разговариваете? Подумайте об этом секунду. Так что притопывание – это что-то вроде говорения поверх клика, и лучше просто расслабиться и позволить себе услышать клик, по-настоящему услышать. Не забывайте, что ваша нога – это часть органической жизни, а где жизнь, там хаос. В слухе хаоса гораздо меньше, и просто слушая, вы можете подружиться с этим звуком, издаваемым маленьким роботом, лишенным жизни и представляющем из себя эталонный порядок. 


3. ЗАПИСЫВАЙТЕ МУЛЬТИТРЕКИ

Включите клик и запишите только удары бас-бочки (или постучите кулаком по столу, если баранов нет поблизости). Вторым треком запишите паттерн рабочего барабана (или прихлопывайте, щелкайте пальцами, ну, вы поняли). Так же, слой за слоем запишите остальные барабаны. 

Если вы пользуетесь микшерным пультом при тренировке, попробуйте записывать рабочий, не слыша бочку, и остальные барабаны – не слыша предыдущих. То есть, убавляйте громкость каждого трека, чтобы оставался только метроном. Когда вы записали все восемь треков, выведите громкость каждого и послушайте то, что вы сотворили. Возможно, от того, что вы услышите, у вас заболят уши – так, скорее всего, и будет в первый раз. Но это тренировка, и раз за разом будет получаться все лучше, поверьте. Тренируйтесь до тех пор, пока не получится что-то такое, подо что захочется танцевать. Стирайте записи и пробуйте проделывать это под совершенно разные темпы – от медленных и заунывных до самых быстрых.


4. БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ

Конечно, если после 10 000 часов занятий у вас все равно ничего не получается, то наверняка вам захочется найти новое хобби – it’s up to you, как говорится. Но терпение и здоровая порция занудства и усидчивости просто необходимы, в таком деле, как игра под метроном. 

Большинство музыкантов репетирует под клик, но играя с Trackd, вы записываете себя, каждый раз, когда репетируете. И каждый раз, подсознательно, вы испытываете некоторое чувство ответственности. Это тоже тренировка, и если вы привыкаете к такому формату репетиций и делаете успехи, то находясь в процессе записи под той самой красной лампочкой, вы будете чувствовать себя как дома.  

Предыдущая Следующая