КАК СДЕЛАТЬ РАБОТУ С СЕССИОННЫМ МУЗЫКАНТОМ МАКСИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВНОЙ
Для начинающего артиста приглашение сессионных музыкантов для одного концерта, записи или тура может быть довольно сложным предприятием. Однако далеко не все музыканты находят единомышленников на ранних стадиях. Или, наоборот, вдоволь наигравшись в разных коллективах, некоторые решают сочинять все самостоятельно и привлекать сторонних музыкантов на поздних стадиях. Как бы то ни было, найдя идеально подходящих музыкантов, нужно сразу обговаривать с ними компенсацию их труда, объяснять то, чего вы от них ждете, и предоставлять все необходимые материалы. Конечно, каждая ситуация уникальна (и у каждого правила есть исключения), однако есть некоторые стратегии, которые помогут обеим сторонам – нанятым музыкантам и лидеру – работать вместе эффективнее. Вот они:
ОБГОВАРИВАЙТЕ ВСЕ ДЕТАЛИ
Верный путь сэкономить всем силы и время – это начать переговоры с очень подробного описания того, что требуется от музыканта. Перед тем, как дать свое согласие на участие в проекте, он должен понимать, сколько ему потребуется времени и усилий. Все идет наиболее гладко, если в своем первом письме или звонке вы упоминаете следующие вещи:
- Дата, время, длительность предприятия;
- Местонахождение (студии или площадки);
- Расписание репетиций (репетиции – это дополнительное время. И здесь вам нужно рассказать, платите ли вы за каждую репетицию, или это включено в общий гонорар);
- Требования к внешнему виду (если они есть);
- Количество материала (сколько композиций включает ваш сет – три или тридцать три?);
- Подводные камни (все, что может повлиять на размер компенсации. Может быть, это шоу в 10 часов вечера, а саундчек назначен на час дня? Будет ли оно записываться на видео? Нужно ли запоминать музыку или можно держать ноты перед собой на сцене? Будет ли концерт на открытом воздухе на холоде? Может быть, вся группа должна играть в костюмах медвежат? Ожидаете ли вы, что музыканты сами смогут арендовать эти костюмы? И т.д.);
- Компенсация (конечно, это совершенно нормально, когда у музыканта есть фиксированный гонорар. Но вы всегда можете сами инициировать предложение, исходя из своих возможностей, личного и музыкального обаяния. Если оплата будет по каким-то причинам задерживаться, именно вы обязаны сообщить об этом всей группе).
В дополнение к этим простым вещам не стесняйтесь упомянуть все то, что может сделать ваше предложение привлекательнее – будь то хорошая еда в клубе, где вы играете, крутой продюсер, с которым вы собираетесь записываться, или звездная ритм-секция.
Хотя музыканту это может показаться чем-то нелогичным, ясная и деловая коммуникация поможет задать спокойный тон для дальнейшей работы. Спекуляции и путаница в деталях всегда гораздо хуже прозрачности и полноты информации, и опытные музыканты начинают нервничать, когда к ним обращается кто-то, кто с трудом может связать два слова. Прозрачность помогает создать хорошую атмосферу и избежать логистических сюрпризов, которые влекут за собой недопонимание между участниками проекта.
ГОТОВЬТЕ СЕБЯ (И ОСТАЛЬНЫХ) К УСПЕХУ
Как и во многих других случаях, в музыке работа, которой, на первый взгляд, незаметно, является основной определяющей успеха. Нанимая профессиональных музыкантов, сделайте все возможное, чтобы помочь им помочь вам. Это значит, что вы должны предоставить им все возможные материалы, которые могут им понадобиться. Посылаете ли вы ноты или записи, все это должно быть высокого качества, написано и записано очень разборчиво. Если вы в чем-то сомневаетесь, всегда помните о правиле: чем больше информации, тем лучше. Если живая аранжировка конкретной песни сильно отличается от студийной записи (но единственная запись с выступления очень плохого качества), посылайте музыканту обе версии, с ясной пометкой о том, что играть вы будете именно концертную версию.
Если у вас есть несколько версий песни (или несоответствий между аппликатурой и записью), четко укажите, в какой именно аранжировке вы будете ее исполнять. По возможности, не посылайте низкокачественные записи с телефона, особенно, если там есть неясности или ошибки. Музыкант будет лучше подготовлен, если посвятит свое время нюансам вашей музыки, а не попыткам продраться через неясности демо, чтобы уловить хотя бы ее основы.
Некоторые артисты предпочитают посылать каждому музыканту сами партии, которые им нужно будет исполнять, но это уже более чем достаточно. Самое важное – это чтобы у него был доступ к законченной песне, включая вокал или мелодию. Многие музыканты полагаются на вокальные и мелодические нюансы, чтобы определить форму песни и уловить ее общую атмосферу и эмоцию.
По этой причине законченные мастера или даже черновые миксы – это гораздо лучше, чем инструментальные версии. Если ваша запись еще не закончена, сделайте все возможное, чтобы хотя бы обозначить гайд-вокал. Если нет даже этого, пришлите самое простое демо с вокалом.
Если вы нанимаете музыкантов для записи, пришлите им все рабочие записи и демо. Если на демо есть какие-то тонкие детали, важные для вас, обязательно сделайте текстовые пометки для приглашенных музыкантов.
УПРОЩАЙТЕ РАБОТУ ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ
Чтобы добиться лучшего от музыкантов, связывайтесь с ними и предоставляйте им материалы насколько это возможно заранее. Даже если вы работаете с очень опытными музыкантами, если песню нужно выучить в день выступления, качество концерта может пострадать - если не для зрителей, то для вас лично.
В то время как музыканты, играющие друг с другом в коллективах на безвозмездной основе, могут себе позволить импровизировать в принятиях быстрых решений, то с сессионными музыкантами такие случаи лучше сводить к нулю. Например, грядет ваш сет в 45 минут. Если вы захотите втиснуть в него восемь песен средней длительности, то в ходе выступления от чего-то придется отказаться. Учитывайте время на аплодисменты, болтовню со сцены, смену инструментов и все прочее. Вы можете сэкономить на репетиционном времени, заранее понимая, сколько времени у вас будет на шоу.
ЗАДАВАЙТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ТОН
Даже самый непревзойденный профессионал работает гораздо лучше, когда он всем доволен. Вы платите музыкантам, но старайтесь позаботиться о том, что можете сделать сами бесплатно. Например, быть пунктуальным. Даже если ваши музыканты берут гонорар за день, а не за час, показывайтесь на студии или саундчеке вовремя. Также важно различать границы между профессиональными и личными просьбами. А это значит, что вы нанимаете барабанщика, чтобы он выучил вашу музыку и сделал ваш звук лучше, а не для того, чтобы он был вашим шофером или типографией.
Вы всегда можете попросить ваших музыкантов поделиться новостью о концерте на страницах в их соцсетях, но они это делать совсем не обязаны. Поэтому давить ни в коем случае не нужно. Конечно, если случается что-то непредвиденное, и без услуги вы обойдетесь, не нужно впадать в крайности – все вокруг люди, и можно попросить об одолжении. Главное, делайте это максимально вежливо и предлагайте что-то взамен.
Разумеется, работа профессионала – это справляться со всем, что бы вы ни предложили, и в каких бы то ни было обстоятельствах. Но всегда помните, те люди, которым вы платите, все равно остаются людьми. И работают они гораздо лучше, когда в коллективе царит хорошая атмосфера. Поэтому старайтесь сделать все возможное, чтобы эти люди помогли вам звучать и выступать еще лучше.