Какой лучше микрофон конденсаторный или динамический

Как выбрать
#микрофоны
Какой лучше микрофон конденсаторный или динамический

Какой микрофон выбрать — конденсаторный или динамический? Этот вопрос встаёт перед начинающим музыкантом в тот момент, когда он вообще узнаёт о типах микрофонов. Плюс, вероятно, до музыканта уже дошла информация, что эти микрофоны используются для различной музыкальной работы. А раз так, то возникает неизбежный вопрос: какой микрофон лучше: конденсаторный или динамический? Но, как это и бывает обычно в технике (а тем более в музыкальном оборудовании), однозначного ответа на него не существует: тип микрофона определяется теми задачами, которые перед ним уместно поставить. Конструкция же и принцип действия конденсаторного и динамического микрофона различны.

Объясняя сложное совсем просто, динамический микрофон — это тот микрофон, с которым мы сталкиваемся в жизни, а вот чтобы увидеть конденсаторные микрофоны, нужно отправляться в студию звукозаписи либо на концерт, где присутствуют акустические инструменты и каковой концерт записывается. Даже одно это объясняет нам, насколько же разными устройствами являются эти разные типы микрофонов. У каждого у них есть и свои достоинства, и свои недостатки, но что самое важное для нас — у этих типов совершенно разные, если так можно выразиться, «места работы». Итак, в чём разница?

Особенности динамических микрофонов

Динамический, он же электродинамический микрофон — это, фактически, динамик (громкоговоритель) наоборот. Любой тип микрофона — это электрический преобразователь акустического сигнала, и динамический микрофон осуществляет такое преобразование за счёт перемещения катушки индуктивности, к которой крепится диафрагма микрофона, помещённой в постоянное магнитное поле. Таким образом, катушка индуктивности, перемещаясь вместе с диафрагмой — получается, что её перемещают звуковые волны, за счёт электромагнитной индукции генерирует электрический сигнал, точнее — переменный ток, моделирующий звуковые волны.

Простота и известная прочность подобной конструкции полностью обуславливают все особенности, преимущества и недостатки динамических микрофонов, а также и область их применения. Несомненные плюсы динамических микрофонов — это устойчивость к высокому звуковому давлению; простота и известная грубость конструкции, что обеспечивает высокую надёжность динамического микрофона; хорошая устойчивость к обратной связи и, как следствие простоты конструкции — широчайший ассортимент и доступную стоимость. Из одного этого списка понятно, что динамический микрофон идеален для вокальной сценической работы, а также для подзвучивания громких музыкальных инструментов, начиная от духовых и заканчивая гитарными и басовыми усилителями при классическом методе подзвучивания «через воздух».

Именно динамические микрофоны являются самыми распространёнными в мировом масштабе. Достаточно сказать, что буквально всем известные модели Shure SM57 (инструментальный и вокальный микрофон) и Shure SM58 (вокальный микрофон) и их модификации являются динамическими и выпускаются серийно соответственно с 1965 и 1966 гг., а связка «гитарный усилитель — микрофон Shure SM57» являются классикой при записи рок-гитары. Само собой, Shure SM57 прекрасно работает и с традиционными ударными, и с духовыми инструментами.

Минусы динамических микрофонов — прямое продолжение их достоинств, обусловленных «полумеханическим» (строго говоря, именно динамическим принципом действия): это низкая чувствительность за счёт далеко ненулевой массы катушки индуктивности. Также поэтому частотная характеристика динамических микрофонов является несколько заниженной (например, 50–16 000 Гц у модели Shure Beta 58). Всё это в сумме всегда позволяет правильно передать нюансы звучания инструментов, особенно акустических, и вокальных партий. Зато, как уже говорилось, идеальная «среда обитания» динамического микрофона — это сцена, и вообще те жизненный ситуации, когда в первую очередь надо думать не о нюансах, а о самом звуке — к примеру, мероприятия на открытом воздухе.

Особенностью динамических микрофонов является их в основном кардиоидная (сердцевидная в плане) диаграмма направленности — то есть та область, где микрофон способен улавливать звуки. Эта особенность — также следствие конструкции микрофона, поскольку задняя часть диаграммы «съедается» электромагнитной системой микрофона. Хотя, конечно, прогресс не стоит на месте, и из этого правила есть исключения.

Как работает конденсаторный микрофон и что это даёт?

Конденсаторный микрофон был изобретён в 1916 г. и является куда более тонким акустико-электрическим преобразователем, нежели динамический микрофон. О его конструкции сообщает одно только название «конденсаторный»: диафрагма микрофона сперва изготовлялась из сверхтонкой металлической пластины (а ныне — из полимерного материала с качественной металлизацией), и она является одной из обкладок физически большого конденсатора, на который подаётся постоянный ток — сейчас это стандартное фантомное питание 48 В. Колебания диафрагмы приводят с изменению ёмкости конденсатора, что вызывает разность между напряжением на конденсаторе и напряжением фантомного питания и выравнивающих эти напряжения токов заряда и разряда конденсатора. Это и есть сигнал, идущий с микрофона на усилитель. У конденсаторного микрофона огромное выходное сопротивление, поэтому микрофонный предусилитель размещается как можно ближе к микрофону, прямо в его корпусе. Он может быть выполнен на лампе или полевом транзисторе и также обеспечивает балансное подключение конденсаторного микрофона к прочей аппаратуре.

Исходя из такой достаточно тонкой технологии преобразования акустического сигнала в электрический, у конденсаторных микрофонов высокая чувствительность и широкая частотная характеристика, вплоть до диапазона 20–20 000 Гц. Что ещё лучше — у них завидный динамический диапазон. В силу этих достоинств без конденсаторного микрофона невозможно обойтись в студийной работе при записи вокала и «тихих» акустических инструментов, до экзотической перкуссии включительно, когда необходимо передавать тончайшие нюансы индивидуального звукоизвлечения — словом, везде, где требуется исключительно качество звука. Ещё один плюс конденсаторных микрофонов — всенаправленная, фактически шаровая, диаграмма направленности у большого числа моделей, представленных на рынке. Либо, как у микрофона модели Audio-Technica AT2020, ко всему прочему допускающему работу с высоким звуковым давлением (в отличие от «классических» конденсаторных микрофонов) — хорошая боковая направленность.

Однако в силу большой чувствительности конденсаторные микрофоны устанавливаются на достаточно большом расстоянии от источника звука — например, для акустической гитары оно может составлять примерно 0.4 м. Живые студийные акустические записи «на раз» в студии — допустим, малого джазового состава — это тоже прерогатива конденсаторных микрофонов.

Недостатки конденсаторных микрофонов вытекают из их конструктивных особенностей: прежде всего, это необходимость фантомного питания и относительная хрупкость конструкции. Поэтому конденсаторный микрофон прежде всего предназначен для студийной работы, причём в хорошо акустически подготовленной студии — дабы в силу большой чувствительности такого микрофона избежать понятных звуковых помех, каковой может оказаться самый тихий звук. Кроме того, конденсаторный микрофон очень чувствителен к температуре и влажности окружающей среды.

Однако современное развитие технологий превратило конденсаторные микрофоны из некогда дорогих приборов в общедоступные: можно смело сказать, что любой, кто приобрёл себе микрофон для стрима, уже знаком с конденсаторным микрофоном. То есть USB-микрофоны — это именно конденсаторные микрофоны, способные, несмотря не на самые внушительные габариты, передавать все нюансы голоса. Эти микрофоны снабжаются встроенным аналогово-цифровым преобразователем (АЦП), а их кардиоидная диаграмма направленности позволяет отсекать нежелательные шумы в помещении или вне его. Если вы хотите добиться высокого качества звучания вашего стриминга — то вашим выбором легко могут оказаться такие модели конденсаторных USB-микрофонов, как Behringer C-1U, Mackie EM-91CU или .

И последнее, но крайне немаловажное замечание: всегда помните о том, что микрофон — неважно, динамический или конденсаторный — тоже своего рода музыкальный инструмент, не допускающий грубого обращения. И поэтому будет гораздо лучше если ваш микрофон (или микрофоны) будет храниться в чехле, а ещё лучше — в отдельном футляре или кейсе с мягкой обшивкой внутри. Бережное обращение с прибором, созданным на основе современных технологий необходимо для максимального срока службы микрофона, к какому бы типу он не относился.

Предыдущая Следующая