Kazuhito Yamashita - "Шестиструнный самурай"

Kazuhito Yamashita -

На днях мне попался очень интересный диск 1999 года. Yamashita Kazuhito, весьма крутой японский гитарист-классик, играет цикл пьес "Картинки с выставки" Мусоргского и "Жар-птицу" Стравинского в варианте для "нейлоновой" гитары соло. Сыграно все невероятно здорово - переложения очень точны по части музыкальной мысли, техника исполнения на самом высшем уровне виртуозности какой бывает в классической гитаре. Море нюансов в каждом такте. Качество записи близкое к идеальному. И, конечно, исходный материал очень хорош - ведь речь идет о шедеврах мировой музыки.


Обычно классических гитаристов очень сложно слушать, поскольку они очень часто играют один и тот же репертуар - Бах, Таррега, Сор, Вилла-Лобос, Понсе и другие великие имена, чьи пьесы записаны сотни раз тысячами гитаристов по всему миру. Что-то новое появляется тут крайне редко, поэтому для меня услышать Мусоргского и Стравинского на классической гитаре было по большому счету подарком.


Пришлось немного покопаться в интернете, чтобы выяснить хоть чуть-чуть про этого музыканта. Оказалось, что он родился в 1961 году. В 8 лет приступил к изучению классической гитары, обучавшись поначалу у своего отца, а затем в Академии Музыки в Нагасаки. А потом во второй половине 70-х он стал выигрывать разные международные конкурсы в Японии, Испании, Италии, Франции и т.д. К 32 годам у него за плечами было 52 альбома, как его сольной игры, так и в составе тех или иных ансамблей. А когда ему в 2011 году стукнуло 50 лет, то число альбомов составляло 78. Невероятный результат, не правда ли?


Но если вдуматься в это все поглубже, то удивительного ничего нет, если учесть, что перед нами японец. Люди из некоторых азиатских стран (Япония, Китай и др.) известны своим особенным менталитетом и совсем иной философией нежели наши российские или американо-европейские, к которым тяготеет большая часть русскоязычного населения нашей страны. Отношение к труду и поставленным целям - вот в чем мы глобально различаемся.

Не могу не вспомнить китайскую систему подготовки спортсменов, которая выдает невероятный результат. Со всей страны в самом раннем детстве отбирают детей, которые под руководством лучших тренеров занимаются все возможное время. То есть они это делают столько, сколько может выдержать их организм. В результате получаются спортсмены мирового уровня.

А как люди становятся крутыми музыкантами классического профиля? Труд с раннего детства. Люди учатся играть, играют и постоянно слушают правильную музыку, рекомендованную профессиональными преподавателями. А дальше уже в силу талантов одни отсеиваются, другие остаются. В Азии всегда умели работать так много, что по нашим меркам это считалось чересчур. Поэтому нет ничего удивительного, что в классической музыке, которую изначально придумали в Европе несколько веков назад, сейчас очень много музыкантов из Китая, Японии и других развитых азиатских стран. И почему-то кажется, что со временем они будут доминировать в классической музыке. И не только в классической.

Что по большому счету нужно, чтобы вырасти хорошим рок-музыкантом? По сути то же самое, что и в классике - хорошо научиться играть, и плюс еще кое-что большее. Рок-музыкант он всегда немного композитор. И пусть не каждый рокер придумывает песни, но уж партию своего инструмента, как правило, нужно создавать самому. Если конечно ты не играешь вторым гитаристом у Вая и Сатриани, которые все сами за тебя придумают.

Кто помешает тем же китайцем попытаться начать выращивать рок-звезд конвейерным методом? Собирать детишек, выбирать из них наиболее одаренных и дальше тренировать с утра до вечера. Более того, если человек с самого раннего детства будет слушать правильно подобранную музыку и заниматься у грамотных преподавателей, то у него не будет иного выхода, как стать хорошим музыкантом.

В этом месте кто-то скажет, а как же талант? Элементарно. Когда вы обучаете 10 тысяч детей, то из них кто-нибудь обязательно окажется невероятно одаренным. А когда 100 тысяч, что по китайским меркам совсем немного, то шансов еще больше. Возможно, кто-то подумает, что рок-музыка - это такая вещь, что тут мало таланта и умений, нужен еще особенный жизненный путь, специальный характер и прочие романтические штуки. Если честно, я вот в это не особо верю. Отличие рок-музыки от других видов искусств как раз и состоит в том, что там нет единых правил - и у всех музыкантов очень разные пути. И есть очень много тех, кто посвятил все свое детство учебе. Или вы думаете, что юные John5 или Malmsteen очень много играли в футбол, катались на роликах и бегали на лыжах? Вот уж вряд ли.

В будущем, я уверен, рок будет азиатским. И это будет естественным положением вещей. Ездит же весь мир на азиатских машинах, питается в ресторанах восточной кухни по всей планете, а уж про одежду и говорить нечего. Рок-музыка в наше время такой же товар, как и все остальное. Групп и музыкантов в Азии очень много. И они уже играют достаточно круто. И со временем это выстрелит по всему миру. А пока этого не случилось, можно послушать классическую музыку в исполнении японских, китайских, корейских музыкантов.



Автор текста: Сергей Тынку

Предыдущая Следующая