КЕМ БЫЛ КЛАУС НОМИ?

КЕМ БЫЛ КЛАУС НОМИ?

Эта статья появилась на сайте Soundfly.com, автор – Эван Цвислер.

24 января Клаусу Номи исполнилось бы 75 лет. Вполне возможно, многие из вас никогда не слышали его музыку. Но поверьте, некоторые из ваших кумиров упоминают о том, что именно он распахнул для них двери в совершенно новый мир. Он вдохновлял Дэвида Боуи, Леди Гагу, Жан-Мишеля Баскиа и многих-многих других. Он был самопровозглашенным пришельцем, и, вполне возможно, из-за своего странного стиля и диких представлений остался бы аутсайдером, но его невероятные вокальные данные сделали его легендой.

Кто-то его называет «тем самым фриком в клоунском костюме», для кого-то определяющим является то, что Номи стал одним из первых артистов, погибших от СПИДа, о котором в начале 80-х еще почти ничего не знали. Но самое главное – он был революционером на Нью-Йоркской арт-сцене того времени.

Клаус Номи родился в 1944 году в Баварии, и в возрасте 28 лет перебравшись в Нью-Йорк, работал пекарем, чтобы оплачивать аренду. В свободное время он играл в офф-бродвейских шоу (Офф-Бродвей - профессиональный театральный термин, которым обозначаются сценические площадки в Нью-Йорке с вместимостью от 100 до 499 посетителей. По своим размерам эти театры меньше бродвейских). И продолжал совмещать две работы до тех пор, пока не произошел его прорыв на Irving Plaza’s New Wave Vaudeville Series. Большинство выступающих на этих вечерах позиционировали свои представления как аутсайдерский театр и делали все возможное, чтобы отличиться от классического театра. Кто-то размахивал поролоновыми гитарами, кто-то катался по сцене и визжал, кто-то играл пантомимы и т.д. Однако Клаус Номи вывел эти вечера на совершенно новый уровень.

Его дебютное выступление (https://www.youtube.com/watch?v=I4sMKzT1uME) было впечатляющим, а МС приходилось все время повторять, что голос артиста не записан, а звучит вживую. Представьте себе, какого смотреть это выступление, находясь в театре и не имея ни малейшего представления о том, что этот новый артист планирует делать. Однако представление было очень красивым и трогательным – еще одно напоминание о том, что искусство не обязано иметь смысл, если оно трогает тебя.

Он был оперным певцом с академическим образованием, а голос его шокировал еще больше, чем его безумные наряды. Его оперный талант странным образом отлично сочетался с общей атмосферой и обитателями арт-сцены Нью-Йорка середины 70-х, а в его перформансах неоднократно появлялись Жан-Мишель Баскиа и Кит Харинг. О нем писали, что его музыка была «последовательной, но не формалистичной», он демонстрировал свой талант, легко прыгая с октавы на октаву. Его визуальный стиль можно было бы охарактеризовать как барокко, однако главным образом на него повлиял немецкий драматург и легенда театра Бертольд Брехт. https://www.youtube.com/watch?v=HmLk2vSXXtk

Брехт верил в то, что удерживать внимание публики на представлении нужно, выделяя определенные части, и помощью них нужно доносить свои идеи. Также он хотел оттолкнуть аудиторию, чтобы она критически задумалась о пьесе и ее теме. Одна из идей, которую Номи использовал в своих представлениях – это Verfremdungseffekt (или «эффект остранения», «Не приближение значения к нашему пониманию, а создание особого восприятия предмета, создание видения его, а не узнавания», - Шкловский).

Номи являлся воплощением этого самого Verfremdungseffekt, Его знаменитый фрак был сделан из резинового пластика и имел огромные наплечники. Его голос ловко перемещался с октавы на октаву, как если бы он был синтезатором. Он двигался как робот и выглядел как грустный Пьеро – тем самым в его представлении было не просто будущее или прошлое, а что-то между, лежащие за гранью представления и понимания.

Когда Дэвид Боуи увидел его перформанс в баре в Нижнем Ист Сайде, он немедленно пригласил его поучаствовать в своем выступлении на Saturday Night Live в 1979 году. https://vimeo.com/152500331. Именно тогда о нем заговорили в Америке. Нельзя сказать, что американский мейнстрим того времени принял его с распростертыми объятиями, но нельзя отрицать, что его влияние ощущается сейчас как в моде, так и в театре. А его записи обрели статус культовых.

Номи вдохновил и подтолкнул Боуи к новым инопланетным высотам, и Боуи помог ему заключить контракт на запись с RCA. На обложке своего дебютного альбома “Klaus Nomi” его фотография в знаменитом фраке. Выбор песен варьируется от оперной классики (адаптированная “The Cold Song” из оперы Генри Перселла “Король Артур”) и синтипопа (“The Nomi Song”) до кавера на Чабби Чекера “The Twist”. https://www.youtube.com/watch?v=m4TlbdQPohs

Альбом был очень хорошо принят поклонниками Номи, а сегодня считается классическим. Ему удалось вписаться в поток синтезаторной музыки, популярной в 80-е, все же оставаясь частью арт-сцены. То же самое случилось и с его вторым альбомом, “Simple Man”. https://www.youtube.com/watch?v=gFaZyHxQGYQ

В 1982 году Клаус Номи заразился СПИДом, о котором тогда почти ничего не знали, и который считался “раком гомосексуалистов”.  Его жизнь была невероятно короткой. А из-за невежества, которое окружало проблему болезни, последние свои дни он провел вдали от друзей и семьи.

В документальном фильме 2004 году “Песнь Номи” его друг Мэн Пэрриш говорит: «Многие люди отвернулись от него. Они просто не знали, как с этим справляться. Я не знал, как с этим справляться… а вдруг это заразно? Может, это как тиф или чума? У нас были только слухи, мы совершенно не понимали, что происходит».

Арт-директор его группы, Пейдж Вуд,  вспоминал: «Я помню, видел его за обедом… Обычно я приходил и по-европейски целовал его в обе щеки. В этот раз я боялся. Я думал, что могу заразиться. Я просто подошел к нему и замер в нерешительности. Тогда он положил руку мне на грудь и сказал: «Все хорошо, не беспокойся об этом». Тогда я чуть не расплакался… Думаю, это был последний раз, когда я его видел».

Клаус Номи скончался в одиночестве в раковом центре Memorial Sloan Kettering на Манхеттене в августе 1983 года. Никто не посещал его в последнюю неделю перед его смертью.

Его исполнение “The Cold Song” https://www.youtube.com/watch?v=3hGpjsgquqw в 1983 году – пожалуй, один из самых ярких медиа-моментов артиста. К этому году его тело начало разрушаться под воздействием болезни. Он угасал и становился тоньше, тело покрывалось лизиями, и ему приходилось надевать огромный воротник, чтобы скрыть их.

Это выступление – мощное, страстное и полно жизни, несмотря на то, что Номи сам был так близок к смерти. Номи здесь выглядит не как умирающий, а как тот, кто выбрал жить до того момента, пока просто не сможет продолжать.

Предыдущая Следующая