КОМПАКТНЫЙ, НО ПУЛЬТ
Справедливо замечание, что микшерный пульт является нервным центром любой звукозаписывающей студии, неважно — домашней, проект-студии или профессиональной. Всё зависит исключительно от ваших возможностей и от амбиций в деле звукозаписи. Точно так же справедливо будет сказать, что компактные микшерные пульты с числом каналов от 2 до 8 применяются не только в студийной работе, но и при озвучивании небольших концертных площадок, либо при работе с несложными схемами коммутации и маршрутизации звуковых сигналов — да хотя бы при выступлениях хип-хоповых исполнителей. Компактному микшерному пульту всегда найдется место и на сцене, и в студии в роли помощника центральной микшерной консоли или основного концертного (Front Of House, FOH) пульта, и в эфирной студии радио.
Достаточно обратить внимание на конструктив компактных микшерных пультов — они и созданы для оперативной работы «здесь и сейчас»: вся коммутация наряду с органами управления у таких компактных моделей вынесена на верхнюю панель. Если большая студийная или концертная микшерная консоль подразумевает достаточно жёсткую маршрутизацию сигнала в рамках пользовательских установок, то компактный пульт создан для оперативного и разумного эксперимента, что и определяет быстрый и лёгкий доступ во всем его разъёмам, включая микрофонные входы. Нужно понимать, что компактный микшерный пульт — никакая не игрушка, а столь же серьёзное устройство, как и его старшие собратья: в любом случае вы можете подобрать высококлассный пульт с количеством каналов, соответствующих принципу разумной достаточности для конкретных творческих и технических целей. К тому же, простоту пользования никто не отменял: многих просто пугает большое число каналов и работа с подгруппами на большом пульте.
Компактный микшерный пульт — он на то и компактный, чтобы быть у музыканта под рукой, в том числе на сцене. Клавишник или барабанщик могут сами контролировать микс своих отдельных, озвучиваемых поканально инструментов посредством такого пульта непосредственно в процессе игры, не полагаясь на FOH-звукорежиссёра и его работу с соответствующей подгруппой на большом пульте. Аналогично с компактным пультом может работать духовая секция или бэк-вокалисты. Как уже говорилось выше, при работе с небольшим набором инструментов, тем более в зале малого объема, вполне допустимо использовать компактный пульт и в роли основного FOH-пульта, благо многие современные модели имеют встроенные банки эффектов, позволяющие действовать без внешних обработок входных сигналов. Эта же деталь добавляет плюсов компактным пультам при их использовании в эфирных радиостудиях, где к тому же вечно не хватает места, а возможностей современных моделей для работы в эфире хватает с лихвой. Предсказуемо и то, что компактные пульты в наш век Интернета нашли широкое применение для записи подкастов и музыкального контента для сетевого вещания. И даже серьёзные любители караоке сейчас не могут обходиться без подобных пультов.
Одними из самых интересных универсальных моделей компактных микшерных пультов последнего года являются передовые разработки фирмы Yamaha — Yamaha AG03 и Yamaha AG06. Эти модели на первый взгляд кажутся компактными аналоговыми пультами, оснащенными соответственно одним и двумя входами Neutrik XLR / TRS 1/4" (микрофонный вход и микрофонный / инструментальный у AG03 и AG06 соответственно) и одним или двумя стереовходами (TRS 1/4" у AG03 и TRS 1/4" / RCA у AG06) плюс USB-входом. Но они скорее являются аудиоинтерфейсами с хорошими возможностями микширования, обработки и мониторного контроля. Пульты работают с записью и воспроизведением цифрового сигнала 24 бит / 192 кГц и допускают возможность использования потокового аудио с созданием бесконечной музыкальной подложки путём закольцовывания фрагмента звукового файла. Важная функция — наличие отдельного входа 1/8" для хедсета (микрофон + наушники) с адресацией на микрофонный канал, что очень удобно при записи подкастов. Такой набор возможностей делает данные пульты очень удобными при одновременном редактировании аудио- и видеосигналов. В цепи микрофонного входа имеются предусилитель D-PRE собственной разработки Yamaha с возможностью подключения фантомного питания +48 В и отключаемые компрессор-эквалайзер и стереофонический ревербератор SPX. Микрофонный / инструментальный вход AG06 оснащен отключаемым эффектом Amp Sim, моделирующим ламповый звук классических британских усилителей и аналогичным вышеуказанному ревербератором. Настройки параметров этих эффектов возможны посредством бесплатного приложения AG DSP Controller, запускаемого на управляющем компьютере (Mac или PC). Каждый пульт имеет линейные (RCA и TRS 1/4" соответственно) и мониторные (TRS 1/4") выходы и возможность подключения ножного переключателя через разъем TRS 1/4". Выбор выходного сигнала осуществляется трехпозицонным переключателем: Input Mix / Loopback (выходной сигнал + USB-сигнал с компьютера) / Dry Ch 1/2. Последний из этих режимов позволяет прослушивать в мониторах обработанный сигнал и посылать его на запись без обработки и микширования. Питание пультов осуществляется по USB-шине либо от внешнего источника, а прочный и лёгкий стальной корпус делает их надёжными в работе. В комплекте с пультами поставляется звуковое ПО Cubase AI Digital Audio Workstation. Плюс к вышеописанным моделям Yamaha в данный момент выпускает те же пульты, но комплектующиеся суперкардиоидным микрофоном Yamaha DM305 — это AG03DM305 и AG06DM305.
Гораздо более простым и компактным устройством является пульт Behringer Xenyx 302USB, в первую очередь предназначенный для оперативной, фактически репортёрской работы с портативными и i-устройствами. При наличии только одного микрофонного входа (Neutrik XLR / TRS 1/4") в его цепи использован предусилитель Xenyx, а в обоих каналах имеются движковые двухполосные эквалайзеры (Low / High) и аналогичные регуляторы панорамы. Коммутация с внешними устройствами — через USB-порт. Пользователю предоставляется ПО для редактирования записей плюс набор плагинов из 150 эффектов и VST-инструментов. Простота, качество и простота в работе — вот причина, по которой этот пульт стал весьма популярен у интернет-журналистов, заботящихся о качестве обработанных телефонных и скайп-интервью, а также у создателей любительских аудиокниг.
А 8-канальный пульт Mackie Mix8 ориентирован в первую очередь на музыкантов, занимающихся сольным творчеством и записывающих демо-ленты в домашней студии. По мнению экспертов, он очень хорош и для сольных и дуэтных концертных выступлений в небольших залах. Наличие качественных микрофонных усилителей с входами XLR и TRS 1/4" на каналах MIC / LINE и привычного трёхполосного эквалайзера (80 — 2 500 — 12 000 Гц) обеспечивает пульту консервативного портативного дизайна студийное качество звучания. Плюс в рамках этой консервативности имеются два стереовхода TRS 1/4", один посыл на внешние эффекты и один стереовозврат, а также отдельный стереовыход на мониторы — вся коммутация выполнена разъемами TRS 1/4". Коммутация для подключения внешнего источника сигнала и записи — две пары стереофонических разъёмов RCA.
В свою очередь 8-канальный пульт Alesis MultiMix 8 USB FX сочетает традиционный и «модернистский» подходы — он может работать благодаря USB-порту как компьютерный интерфейс записи. С другой стороны, он, безусловно, рекомендуем для сведения групп ударных или клавишных инструментов, обладая такими важными традиционными функциями, как эквалайзеры с переменным числом полос (4 на каналах 1 и 2, 3 на 3 и 4, и 2 на 5/6 и 7/8). Микрофонные входы имеют фантомное питание +48 В. Линейные входы TRS 1/4" имеются на всех каналах, плюс наличествует вход (пара RCA) для подключения внешнего источника звукового сигнала. Превосходная особенность этого пульта — наличие встроенного процессора эффектов, причем эффекты реверберации, дилэя и фэйзера выбираются поворотом пре- или пост-фейдерного регулятора нужного канала. Плюс выход посыла сигнала и вход стереовозврата для работы с внешними обработками — всё это в сумме с прочным корпусом делает этот пульт одним из лучших компонентов для оперативного микширования музыки и работы в домашней студии. Попробуйте и убедитесь сами!