КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЗВЕЗД СОНГРАЙТИНГА, О КОТОРЫХ МЫ СЛЫШАЛИ НЕ ТАК МНОГО

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЗВЕЗД СОНГРАЙТИНГА, О КОТОРЫХ МЫ СЛЫШАЛИ НЕ ТАК МНОГО

Эта статья появилась на сайте Soundfly.com, автор – Эван Цвислер.

Когда мы думаем о том, как самая популярная в мире музыка была написана, записана и исполнена перед публикой, удобнее думать, что все это заслуги какого-то отдельного исполнителя или коллектива. Эти прекрасные люди с экрана телевизора, редкие гении…

В поп-музыке очень часто громкие хиты сочиняются совершенно другими людьми, нам это известно, но не так-то часто мы интересуемся их авторами. Даже если сам исполнитель сочиняет мелодию или текст, необходим продюсер, чтобы песня засияла и стала объемнее. В последние годы маркетинговой машине музыкальной индустрии этот факт стал мешать. Продать миф об уникальной звезде, авторе и продюсере собственных песен, оказалось выгоднее, чем отдать должное всей цепочке талантливых людей, которые внесли свой вклад в песни, которые мы любим.

Поэтому здесь мы хотим пролить немного света на исторические отношения между популярными исполнителями, авторами и другими участниками процесса, которые помогли этим исполнителям стать популярнее.

КТО РАБОТАЛ С ЭЛВИСОМ?

Исполнители 50-х и 60-х годов редко писали собственные песни. Если вы были важной шишкой на студии, с чего вам было доверять какому-то сладкоголосому никому неизвестному певцу из глубинки Миссисипи написание песни, если в вашем офисе получал зарплату хорошо натренированный человек, который отлично знал, что делать? 

Элвису Пресли посчастливилось работать со множеством талантливых сонграйтеров на протяжении долгих лет, и почти в каждом случае это сотрудничество было очень успешным – разумеется, талант Элвиса усваивать и подавать песни нельзя недооценивать. Элвис был идеальной иконой своего времени – прекрасный внешний вид, южный шарм, движения, от которых сходила с ума молодежь – все это объединяло людей в контркультуре, возникшей на фоне консервативного маккартизма. Да, он был иконой, но та музыка, которая была написана для него, сделала его доминирующей фигурой в истории музыки.

Джерри Либер и Майк Столлер, сонграйтинг-дуэт, создавший одни из главных хитов Элвиса, среди которых были “Hound Dog”, “Jailhouse Rock”, и “Kansas City”. Они были одними из первых, кто использовал музыку черной Америки в сложных студийных процессах, они понимали ее ценность и обратили на нее внимание масс. Элвиса как хвалили, так и критиковали за то, что он крадет музыку у черных и отдает ее индустрии, где белые зарабатывают на ней деньги. Либер и Столлер, будучи евреями, и сами были маргинализированны в то время, писали музыку для черных и черпали вдохновение в то, рядом с чем выросли. Они считали, что черная музыка очень недооценена, и им, в свою очередь, удалось найти идеальную поп-звезду, которая показала эту музыку миру.

Отис Блэквелл был еще одним известным автором песен, работавшим с Элвисом. Если вы любите пре-Битлз рок-н-ролл, то наверняка вам он известен. В 50-е и 60-е афроамериканцам дозволялось быть только звездами R’n’B, но мало кто-то пробивался в чарты. Блэквелл написал “All Shook Up” и “Don’t Be Cruel”, и еще с десяток песен для Короля Рок-н-ролла. Также он написал супер-хиты “Great Balls of Fire” для Джерри Ли Льюиса и “Hey Little Girl” для Ди Кларка.

Американцы любили музыку, написанную черными или евреями, но платить они за нее хотели, только если она была исполнена белыми христианами. И ситуация исправилась только спустя десять лет.

МАЭСТРО MOTOWN

Записи, сделанные на детройтской студии Motown 50 лет назад, до сих пор звучат потрясающе и вдохновляют множество исполнителей. С 1962 по 1967 год команда сонграйтеров, Ламон Дозье и братья Брайан и Эдди Холланд (известные как Холланд-Дозье-Холланд), были ответственны за подавляющее большинство песен, выходящих на Motown Records.

Дозье и Брайан Холланд были композиторами и продюсерами, а Эдди Холланд писал тексты и вокальные партии. Среди сотен песен они создали хит Supremes “Stop! In the Name of Love” и “You Keep Me Hanging On”, “Baby Don’t You Do It” и “How Sweet It Is to Be Loved by You” Марвина Гэйя, и “Bernadette” Four Tops. Люди часто говорят об особом звуке Мотауна, и Холланд-Дозье-Холланд были основой этого звука. Вот что писал о них Rolling Stone: “Ни у одной продакшн-команды в середине 60-х не было столько власти в творческом процессе, как у этой троицы”.

ПРИНС

Конечно, эта часть статьи не очень, на первый взгляд, соответствует ее названию – о Принсе не слышали разве что только обитали острова Северный Сентинел. Принс сам писал, записывал, продюсировал свои песни, углубляясь в каждую деталь и заставляя ее сверкать, зачастую записывал все инструменты на студии. Он был смелым продюсером, который принимал решения, открывая для музыкальной индустрии совершенно новые горизонты. Вдобавок, он был потрясающим исполнителем, отличным танцором и одним из лучших гитаристов всех времен.

Помимо работы над внушительной дискографией с собственной музыкой, Принс каким-то образом находил время для того, чтобы писать песни для других – за годы своей деятельности он написал несколько дюжин хитов для других исполнителей. В отличие от других сонграйтеров из этого списка, которые более-менее работали в одном стиле, Принс любил экспериментировать и менял стиль в зависимости от того, с каким исполнителем ему нужно было работать. Один из ярких тому примеров – это “Manic Monday” для The Bangles. Каким-то образом Принсу удалось создать песню об обычной рутине и скучной работе, на которую не хочется вставать, в мечтательный поп-хит. Он, скажем так, как очень эксцентричный исполнитель, написал для простой девушки будничную песню, не претендующей на что-то возвышенное. 

Также Принс написал множество хитов, которые вполне вписались бы в его собственную дискографию. Среди них: “Sugar Walls” для Шины Истон,  “Nothing Compares 2 U” для Шинейд О’Коннор, “Love Song” для Мадонны и “I Feel for You” для Чаки Хан.

МАКС МАРТИН

Макс Мартин – один из самых успешных сонграйтеров нашего времени. Он написал хиты для Backstreet Boys, Бритни Спирс, Келли Кларксон, P!nk, Usher, Авриль Лавин, Кэти Перри, The Weeknd, Тейлор Свифт, Арианы Гранде и многих других.

Он является авторов множества хитов, звучащих из радиоприемников на протяжении последних 20 лет. За эти годы многое изменилось, но способность Мартина адаптироваться к запросам времени, понимать, что работает конкретно сейчас, и в чем каждый из исполнителей особенно хорош – это его особенный талант.

Его стиль, разумеется, варьируется от проекта к проекту, но есть кое-что, объединяющее многие его творения – легкие мелодии, намекающие на определенную опасность. Будь то “Baby One More Time” Бритни, “I Kissed a Girl” Кэти Перри или “Can’t Feel My Face” The Weeknd – в этих треках всегда есть что-то от «плохих» парня или девчонки, что-то скрывающееся за глянцевой поверхностью.

ДАЙАН ИВ УОРРЕН

Дайан Ив Уоррен часто называют “the song whisperer” (“заклинатель” или “шептун песен”). Она пишет песни для фильмов, которые идеально отражают (или усиливают) самые эмоциональные моменты картин. Девять раз она была номинирована на Оскар, она выигрывала Грэмми, Эмми и Золотой Глобус. А в 2011 году ее музыка была использована в 60 саундтреках!

Среди ее самых известных хитов “I Don’t Want to Miss a Thing” Aerosmith, “There You’ll Be” Фэйт Хилл и “Because You Love Me” Селин Дион. Каждая из этих песен использовалась в сопровождении самых мощных сцен блокбастеров. Отчасти это связано с ее умением писать песни, прекрасно существующие как вне фильма, так и внутри него.  

По-настоящему хорошие песни не так уж и часто пишутся одним единственным человеком. Конечно, такие исполнители как Принс являются исключением. Но сотрудничество во многих случаях является ключом к созданию музыки, которая найдет отклик у множества людей. Однако каждый участник должен проявлять гибкость в путешествии от изначальной идеи до окончательного варианта песни.

Нам никогда заранее не угадать, как кто-то другой может помочь нам превратить то, над чем мы работаем, во что-то более глубокое и сильное. И хотя в чартах и под видео онлайн мы зачастую видим лишь одно имя или названием, нужно помнить, что в большинстве случаев за каждым большим хитом всегда стоит целая команда, посвятившая этому хиту время и силы.

Предыдущая Следующая