КУДА ПРИВОДЯТ МЕЧТЫ О ВЫСОКОМ. ИНСТРУМЕНТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ГРУППЫ DEPECHE MODE

КУДА ПРИВОДЯТ МЕЧТЫ О ВЫСОКОМ. ИНСТРУМЕНТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ГРУППЫ DEPECHE MODE

Для слушающих музыку жителей России британская группа Depeche Mode – это не просто мировые звёзды синти-попа и электро-рока, но зачастую просто само олицетворение зарубежной рок-музыки в целом. Вспомним, что во времена высочайшей популярности CD-формата, Depeche Mode на протяжении чуть не двух десятков лет крепко держала за собой третье место по продажам среди импортных музыкальных носителей, сразу после Queen и Pink Floyd. А в этом году, коль скоро в рамках своего мирового турне «Global Spirit Tour» группа вновь посещает Москву, вполне естественен всплеск очередной волны интереса к Depeche Mode именно в нашей стране. Но помимо интереса широкой аудиотории, существует и интерес профессионалов: как Depeche Mode обретают своё индивидуальное звучание в студии и на сцене?

Естественно, что группа, позаимствовавшая своё имя у канувшего в Лету французского журнала мод, не могла не обращать внимание на должный уровень, выразимся так, модности собственного звука. С другой стороны, корни Depeche Mode – в любительской группе No Romance In China, творившей себе кумиров из The Cure. Сочетание актуального на каждый момент клавишного звучания и мощных гитарных подкладов стало вкладом группы в рок-звук 80-х и 90-х, тем более что в 90-е Depeche Mode стали относительно малоклавишной группой.

Однако XXI век даровал нам превращение коллектива в ретро-группу имени самой себя – и теперь в арсенале Depeche Mode в меру сердитые атмосферные гитары соседствуют с намеренно старообразно звучащими сэмплами почти исчезнувших с лица Земли 8-битовых синтезаторов зари 80-х. Выход в марте этого года альбома «Spirit» и заявленное в его поддержку мировое турне «Global Spirit Tour» лишь подхлестнули и без того стабильно высокий интерес слушателей и, что гораздо важнее для нас, музыкантов, к творчеству Depeche Mode. И не только к творчеству, но и к студийному и сценическому звуковому оборудованию группы. Да ведь и не только музыканту интересно, как Depeche Mode ухитряется одновременно звучать и современно, и от собственных корней, то есть минималистического британского синтипопа грани 70-х и 80-х, не отрываться. Хотя, возможно, у Depeche Mode число музыкальных идей постоянно было обратно пропорционально изощренности текущих музыкальных технологий… Однако стоит начать, как всегда, с самого простого звена инструментальной цепи Depeche Mode – микрофонов Дэйва Гэхэна (Dave Gahan). Здесь всё без неожиданностей: на сцене Дэйв предпочитает известные всем и каждому микрофоны Shure – вокальный SM58 и универсальный SM57, а в студии – Shure SM7B. Выбор данного микрофона для студийной работы объясняется манерой исполнения самого Дэйва – перед микрофоном он ведет себя подобно актёру, приближаясь и удаляясь от него, а SM7B с его мягким звучанием («как будто в микрофон уже встроен компрессор») хорош именно для записи всех нюансов и динамики вокальной подачи. В процессе студийной работы с SM7B используются микрофонные усилители – ламповый LaChapell 992EG, через который и записывается большинство вокальных дублей Дэйва, и BAE (Brent Averill Enterprises) 1073. Усилитель BAE 1073 является аутентичной копией легендарного пультового модуля Neve 1073 и допускает установку в винтажные системы Neve и пульты серии Neve A.

Клавиши и хитрости

На сцене у Depeche Mode – целая клавишная батарея, точнее – три сета клавишных инструментов: у Энди Флетчера (Andy Fletcher), Мартина Гора (Martin Gore) и дополнительного музыканта Питера Гордино (Peter Gordino). Естественно, что клавишная система группы устроена несколько сложнее, как это было заведено с первых дней существования коллектива (и, конечно, нежели видится из зала), однако имеет смысл перечислить эти инструменты. Итак, основной клавишный инструмент Энди – это Virus Polar, на котором исполняется примерно половина сольных партий в материале группы, а две клавиатуры Edirol PCR-800 выполняют роль контроллеров, но речь о месте контроллеров в клавишной системе Depeche Mode пойдёт у нас позже. У Питера имеется цифровое фортепиано Roland RD-700 с 88 полновзвешенными клавишами, ориентированное именно на сценическую работу. В его память загружено 64 Мб стереофонических сэмплов звуков различных акустических роялей, а также иных инструментов. Вторая клавиатура Питера – синтезатор Virus TI2, так же, как и Roland, ориентированный на самостоятельное, «музыкантское» исполнение ведущих и сольных партий. Клавишные инструменты Мартина Гора, совмещающего, как известно, роли гитариста и клавишника – Virus TI2 и Edirol PCR-800, используемые строго в качестве контроллеров.

А дальше начинается самое интересное – нужно вспомнить, что Depeche Mode на сцене всегда работали с предварительно записанными треками, для чего на заре карьеры вообще использовали катушечные магнитофоны Revox, которым на смену пришли сэмплеры Emax и EXS и эмуляторы. А теперь мозговым центром звука группы являются две всем известных студийных системы Atari Radar: основная и резервная. В память Radar занесены все уникальные «звуки былого», необходимые для воссоздания студийного звучания на сцене, а также частично партии мелкой перкуссии и все оркестровые партии. Первоначально в 2009 году после выхода альбома «Sounds Of The Universe» планировалось использовать в турне в его поддержку винтажные аналоговые синтезаторы из обширной коллекции Мартина Гора, но от этой идеи пришлось отказаться ввиду понятной изношенности пожилых клавиатур и постоянной сложности с их настройкой. В результате все старообразные звуки были засэмплированы ведущим концертным программистом группы Керри Хопвудом (Kerry Hopwood) с исходных 2" магнитных лент начала 80-х, и на концертах с Radar снимается до 18 звуковых дорожек. Особо нужно отметить, что Radar обслуживается за кулисами тем же техником, который много лет назад работал на концертах Depeche Mode с магнитофонами и сэмплерами. Atari Radar также является ведущим звеном цифрового сценического оборудования – он генерирует тайм-код для всей цифровой системы, включая её второй важнейший компонент: шесть музыкальных модулей Muse Research Receptor, по одному рабочему (A) и одному резервному (B) для каждого из трёх клавишников группы. Данные рэковые модули были выбраны, по словам клавишного техника и программиста Пола Истмэна (Paul Eastman), ввиду их абсолютной универсальности (в том числе возможности моментального переключения из режима сэмплера в режим процессора / обработки). Основные риффы композиций и все плагины, необходимые для концертной работы, занесены в память индивидуальных Receptor, а для переключения между модулями A и B в случае возникновения сбоев программисты пользуются заказным блоком переключателей, устанавливаемым сбоку сцены. Все банки звуков и плагинов в модулях A и B у каждого из троих музыкантов абсолютно аналогичны друг другу.

Помимо собственного программного обеспечения вышеназванных систем на концертах Depeche Mode используется общеизвестное ПО Pro Tools и Ableton Live, и эти программы разнесены по двум отдельным лэптопам MacBook Pro. Pro Tools используется для внесения моментальных изменений в программы прямо во время игры, при смене клавишных инструментов и для переключений в гитарной стойке Мартина Гора, причем данное ПО синхронизируется по тайм-коду, поступающему от Atari Radar. Программный интерфейс для взаимной коммутации лэптопов написан лично Полом Истмэном. У Ableton Live, в свою очередь, одна, зато очень важная задача – обработка звука барабанов сайдмена Кристиана Эйнера (Christian Eigner). Еще в конце 2000-х музыканты Depeche Mode приняли решение об использовании на концертах живого барабанщика, однако звук барабанов при этом должен был получаться электронным (или обычным в зависимости от исполняемого материала). Было принято не самое очевидное решение – снимать звук с барабанов не триггерами, а микрофонами, преобразовывать его в поток цифровой информации и обрабатывать в Ableton Live. Для аналогово-цифровых и цифроаналоговых преобразований в сигнальном тракте барабанов используются внешние цифровые карты MOTU 828 соответственно на входе и выходе системы. ПО Ableton Live выбрано группой для данной обработки в силу его гибкости и возможности работы с нужными сэмплами электронных барабанов в любых концертных ситуациях.

И совсем немного рок-н-ролла

Хотя сердцем комплекта сценической аппаратуры Depeche Mode являются Atari Radar и модули Muse Research Receptor, в нём находится место и для гитар Мартина Гора и обработок к ним. В турне Мартин использует 12 гитар, и основными из них являются инструменты Gretsch – G3156 Streamliner, G6136T-LTV White Falcon плюс заказные гитары Double Anniversary расцветок Green Knight и Sunburst. Также на сцене ныне используются гитары Gibson – Firebird Studio Non-Reverse, Les Paul Junior 1956 Sunburst и Les Paul Standard.

Основной гитарной обработкой Мартина является два надёжных процессора TC Electronic G-System (один основной и один резервный), управляемые посредством ПО Pro Tools – именно таким образом переключаются нужные наборы обработок. Сигнал с выхода G-System также управляется посредством Pro Tools, равно как и все гитарные педали – дисторшны (TC Electronic MojoMojo Overdrive, TC Electronic Dark Matter Distortion и T-Rex Engineering Bass Juice Distortion), фузз Maestro FZ-1A Fuzz-Tone плюс Maestro Fuzz Phazzer. Сложная система коммутации G-System и педалей с каналом управления обеспечивается заказным коннектором производства компании Whirlwind. Обработка сигнала идёт в стереофоническом режиме – и далее стереосигнал поканально разводится на два усилителя (головы) Rivera Venus 5, откуда идет на два кабинета, каждый с двумя динамиками 12". С каждого из кабинетов сигнал снимается двумя микрофонами – конкретно Shure SM57 и Shure KSM32. Все гитарные обработки и усилители установлены за кулисами.

До начала 2000-х группа не пользовалась усилителями и подзвучиванием их микрофонами – сразу после обработки гитарный звук шёл в пульт. Но сейчас Depeche Mode подают себя как ретро-группу с большой долей рок-н-ролльного звучания, что и оправдывает столь традиционную для клавишноориентированного состава коммутацию гитарного сигнала. Таким образом группа добивается мощного концертного звука, с которым всем нам вскоре предстоит вновь ознакомиться.

Предыдущая Следующая