ЛУЧШЕЕ ЗВУЧАНИЕ ГОЛОСА — ЭТО ПРОСТО. ОБЗОР ВОКАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОРОВ
Вопрос о том, как улучшить звучание голоса вокалиста с точки зрения внимающей ему публики появился, очевидно, в тот момент, когда само пение стало искусством. Но если на протяжении столетий эта проблема решалась исключительно акустическим расчётом театральных залов, то технический прогресс второй половина XX века даровал человечеству приборы, способные разумно обрабатывать голос вокалиста, а также строить вокальные гармонии и даже дуэтные партии. В 70-е годы подобные процессоры сделали первые шаги из стен студий на концертную сцену, и к настоящему моменту благодаря успехам развития схемотехники стали совершенно доступными и общеупотребительными.
Использование вокальных процессоров в ряде случаев пересекается с проблемой создания достоверно звучащего виртуального оркестра, но сегодня мы не будем углубляться в подобную умеренную экзотику, а рассмотрим эти устройства в нормальной ситуации, то есть при работе вокалиста с инструментальным составом или в одиночку, чаще всего под гитару. Сразу оговоримся, что луперы, предназначенные для записи вокальных петель, не являются, строго говоря, вокальными процессорами и в первую очередь рекомендуются вокалистам, в совершенстве владеющим техникой скэта, либо исполнителям-экспериментаторам. И заметим, что не стоит бояться вокальных процессоров — коррекция вокала и построение дополнительных вокальных партий при помощи гармонайзеров режут слух только тогда, когда за них отвечают люди не только с кривыми руками, но и далеко небезупречным музыкальным слухом.
Одним из основных брендов, занимающихся разработкой и производством вокальных процессоров, является канадская компания TC-Helicon, чье имя стало синонимом качественной сценической обработки вокала еще в 80-е годы. А самой популярной линейкой подобных процессоров в номенклатуре производителя являются устройства VoiceTone Single. В эту линейку входит четыре процессора (VoiceTone T1, VoiceTone C1, VoiceTone D1 и VoiceTone R1), о каждом из которых стоит поговорить поподробнее. Причем эти устройства могут работать как по отдельности, так и включенные последовательно — причём числом до четырёх включительно, и в последовательности, указанной выше. Их сердцем является высококачественный микрофонный усилитель, унаследованный от вокального процессора VoiceLive 2 с чистой передачей сигнала и крайне низким уровнем собственных шумов. Процессоры имеют балансные XLR входы и выходы для коммутации вокального сигнала и USB-порт, по которому могут посредством приложения VoiceSupport загружаться обновления базы эффектов. Абсолютно все упомянутые ниже процессоры допускают возможность подачи фантомного питания на микрофон.
Процессор VoiceTone T1 сочетает в себе интеллектуальный эквалайзер, комбинированный компрессор / деэссер (de-esser) и дополнительный фиксированный эквалайзер, включаемый клавишей «Warmth». Интеллектуальный эквалайзер управляется регулятором «Shape» — он анализирует частотный спектр вашего голоса и добавляет ему необходимой яркости. Компрессор здесь смягчает броски уровня, а деэссер, естественно, работая как дополнительный интеллектуальный компрессор, устраняет шипящие звуки. Фиксированный эквалайзер добавляет в голос необходимое тепло и объем. В свою очередь, VoiceTone C1 является, по мнению самого производителя «устройством для вокальной гимнастики» — он позволяет задавать тональность вокальной коррекции как простой установкой регулятора, так и посредством музыкального сигнала на гитарном входе; регулировать атаку вокального сигнала вплоть до получения эффекта «HardTune», своего рода радикальной версии всем известного автотюна, и даже менять голосовой пол исполнителя посредством регулятора «Gender»! А процессор VoiceTone D1 обеспечивает певца набором студийных техник наложения вокальных партий в режиме реального времени в одном из восьми стилей («Tight», «Loose», «Group», «Detune», «Thick», «Octave Up», «Octave Down» и «Shout») с возможностью контроля уровня сигнала этой второй партии. Регулятор установки входного сигнала у D1 утоплен в боковину корпуса для предотвращения его случайного вращения и, соответственно, неприятных последствий. Наконец, VoiceTone R1 — вокальный ревербератор с также восемью стилями реверберации («Hall», «Plate», «Theater», «Club», «Room», «Studio», «Arena» и «Ambience») и точной регулировкой её уровня.
Еще три процессора TC-Helicon подобного форм-фактора и дизайна рекомендуются для одиночного использования. VoiceTone E1 является универсальным дилеем / ревербератором с набором из 13 эффектов реверберации и возможностью регулировки громкости реверберации и длительности повторов, а клавиша «Analog» придает сигналу звук винтажного ленточного ревербератора. VoiceTone H1 — весьма изощрённый интеллектуальный гармонайзер, работающий с вокальной коррекцией либо выбором тональности регулятором, либо определением тональности сигналом на гитарном входе. Два используемых голоса и восемь вариантов гармоник в сочетании с регулятором их уровня превращают H1 в вокальную студию в кармане. А если вам нужна радикальность — добро пожаловать к процессору VoiceTone X1, обеспечивающему незаменимые в современной электронной музыке эффекты мегафона, телефона и «грязного усилителя» с возможностью точной подстройки эффекта телефона регулятором «Filter», плюс общей регулировкой уровня искажений «Distortion». При своих малых габаритах все вышеперечисленные процессоры — никакие не игрушки: среди их пользователей — и прославленный британский продюсер и звукорежиссер Алан Парсонс (Alan Parsons), лидер группы The Alan Parsons’ Project. И все они допускают совместную работу с вокальными луперами. Идеологически близки к линейке VoiceTone и процессоры TC Helicon VoiceTone Mic Mechanic и TC Helicon Harmony Singer — первый из них сочетает функции ревербератора с восемью пресетами и коррекции тональности, а второй наоборот, является вокальным гармонайзером-аранжировщиком с восемью голосами и отключаемым ревербератором с тремя пресетами.
А бренд BOSS в деле создания даже простых вокальных процессоров движется по пути «всё в одном»: доказательством этому является линейка BOSS VE. Так, процессор VE-1 Vocal Echo — это в первую очередь ревербератор с семью типами данного эффекта, но он также оснащен функциями коррекции тона (вплоть до эффекта жёсткого вокодера) и «Enhance», придающей вокальной партии пространственность и яркую окраску; возможно и удваивание партии. VE-2 Vocal Harmonist сочетает интеллектуальный гармонайзер с минимум 24 одно- и двухголосыми гармониями с возможностью их выбора вручную или посредством сигнала на гитарном входе (допускается и смешанный способ построения гармоний) и набор эффектов реверберации и дилея. Еще более продвинутые модели, VE-5 / VE-5-RD и VE-20, сочетают все возможности своих предшественников, в том числе по формированию пользовательских пресетов с полноценной функцией лупера. VE-20 ко всему прочему располагает возможностью работы в режиме классического автотюна и встроенными эффектами, в числе которых «Distortion», «Radio» и «Strobe». Учитывая, что большинство процессоров BOSS допускает крепление к микрофонной стойке, легко понять их популярность: у настоящего профессионала все обработки для его голоса должны быть под рукой.