ЛУЧШИЕ РОМАНЫ О МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ

ЛУЧШИЕ РОМАНЫ О МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ

Мы привыкаем черпать вдохновение из музыки любимых исполнителей, их интервью и видео. Также учимся находить что-то для своей музыки и в других видах искусства – и это очень здорово. Кто-то может похвастаться тем, что слышит звуки красок на картине, или чувствует запах нот и т.д. Лирику могут вдохновлять стихи и проза. Двойную же порцию вдохновения можно получить, читая хорошую художественную литературу о музыке. Вот наш небольшой список романов, описывающих жизнь и ощущения вымышленных и реальных музыкантов.

«ПРОПАЩИЙ» ТОМАС БЕРНХАРД

Не читайте «Пропащего» Томаса Бернхарда, если хотите хорошо изучить биографию Гленна Гульда. Эксцентричный канадский пианист появляется в книге как главный персонаж, но все биографические факты не имеют никакого отношения к реальности. Со всей присущей ему тщательностью, Бернхард переписывает историю так, чтобы она соответствовала его замыслу. Роман этот стоит прочитать, если вы хотите знать о том, что может требовать от себя музыкальный гений, и как это может разрушать жизни других, менее талантливых музыкантов, находящихся в тени этого гения.

«ТЕЛЕГРАФ АВЕНЮ» МАЙКЛ ШЕЙБОН

Американский писатель, лауреат Пулитцеровской премии, Майкл Шейбон не раз переносил своих читателей в замечательные места – в золотую эру комиксов в Нью-Йорке, воображаемое еврейское поселение на Аляске и т.д. В романе «Телеграф Авеню» мы оказываемся в Окленде, старом маленьком магазине винила, которым управляют товарищи по группе, старые друзья и создатели музыкального лейбла. После прочтения этой книги вы поймете, что такие магазины – это не просто места для покупки пластинок. Это святыня, место встречи, классная комната и много всего другого.

«ВРЕМЯ СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ» ДЖЕННИФЕР ИГАН

Все еще ищете «великий рок-роман»? Эта книга подходит достаточно близко к подобному описанию. Единственное предупреждение: Иган на страницах этого романа занимается разбором гораздо большего количества вещей, нежели только музыки. Действие охватывает почти полстолетия, включая 20-е годы прошлого века. Юность героев совпадает с зарождением панк-рока, и он навсегда входит в их жизнь, а для кого-то становится призванием. Сама книга построена как музыкальный альбом: две ее части так и называются - "Сторона А" и "Сторона Б", а у каждой из тринадцати самостоятельных глав, как у песен, своя тема. Успешный продюсер Бенни Салазар и его помощница Саша окружены целым созвездием ярких персонажей. Их судьбы сплетаются в единый сюжет, где есть любовь и музыка, слава и нищета, надежды и измены. Жизнь щедра не ко всем, но каждый по-своему пытается противостоять времени и сохранить верность себе и своей мечте.

«ЖЕСТЯНОЙ БАРАБАН» ГЮНТЕР ГРАСС

О музыке ли эта книга? Главный герой, Оскар Мацерат, отказывается расти и постоянно бьет в свой любимый жестяной барабан. Грасс виртуозно вплетает историю Германии в историю маленького одержимого перкуссиониста. Если вы хотите начать исследовать музыку, как метафору социополитических событий, то это книга – отличное начало.

«КОРОЛИ МАМБО ИГРАЮТ ПЕСНИ О ЛЮБВИ» ОСКАР ИХУЭЛОС

Конечно, мы все любим читать истории о суперзвездах. Однако неудавшиеся, провалившиеся, те-кто-должен-был-стать-звездой – зачастую тоже очень и очень интересные персонажи. В этом романе, получившем в 1989 году Пулитцеровскую премию, два кубинских брата наслаждаются короткими моментами славы, исполняя заглавную песенку в комедийном сериале «Я люблю Люси» - и понимают, что даже со столь скоротечной известностью довольно тяжело справиться. Ихуэлос, умерший спустя несколько дней после своего 62-летия, стал первым писателем латиноамериканского происхождения, который получил престижную литературную премию. «Короли Мамбо…» - один из его первых романов.

«HI-FI» НИК ХОРНБИ

Еще одна книга, где винил играет одну из главных ролей. "Hi-Fi" - смешная и печальная, остроумная и порой глубокомысленная, трогательная и местами циничная история любви симпатичного тридцатипятилетнего увальня, который стоит за кассой в магазине пластинок. Музыка и любовь наполняют его жизнь смыслом, но и ставят перед ним множество проблем, которые он пытается разрешить. Сам автор Ник Хорнби, один из самых читаемых и обласканных критикой современных британских авторов - определяет свое творчество как "попытку заполнить пустоту, зияющую между популярным чтивом и литературой для высоколобых".

«ДОКТОР ФАУСТУС» ТОМАС МАНН

Конечно, Томас Манн был вундеркиндом, и уже в 26 лет получил Нобелевскую премию, выпустив великолепный большой роман («Будденброки»). Но как ему удалось выучить так много из теории музыки? Этот вопрос можно задавать себе бесконечно, читая легенду о Фаусте, переработанную в историю о модернистском композиторе-иконоборце Адриане Леверкюне. На самом деле, работая над книгой, Манн много советовался со своими приятелями, Игорем Стравинским и Арнольдом Шёнбергом. Конечно, это многое объясняет, однако результат от этого впечатляет нисколько не меньше. Как и Грасс в «Жестяном Барабане», писатель показывает в книге дисфункцию нацистской эры в музыкальных терминах, но некоторые отрывки о композиции и контрапункте могут служить отдельным примером блестящей музыкальной критики и анализа.

«ПЕСНЯ – ЭТО ТЫ» АРТУР ФИЛЛИПС

Всем нам известны истории об одержимости фаната кумиром. А как насчет одержимости кумира фанатом? «Песня – это ты» - это мрачная комедия о дистанционных отношениях певицы Кейт О’Дуайер и ее поклонника Джулиана. Они постоянно переписываются и созваниваются, оставляют друг другу сообщения, но никак не могут встретиться. Джулиан ведет свою новую подругу через все сложности, связанные со славой, а она становится одержима им. Названный Washington Post одним из лучших писателей Америки, автор бестселлера «Прага» в этой своей книге рассказывает о любви в цифровую эпоху, которая размывает грань между стремлением к близости и стремлением к забвению, и конечно же, много говорит о музыке, которая становится фоном к происходящему.

«МЕДВЕДЬ ИДЕТ ДОМОЙ» РАФИ ЗАБОР

Герой этой книги – виртуоз-саксофонист, который, слушая Колтрейна и Роллинза, пытается найти свой собственный стиль. А еще он – говорящий, ходящий и цитирующий Шекспира… медведь! Несмотря на такую фантасмагорию (а может, и благодаря ей), автору удалось создать одну из самых интересных и человечных историй о джазе. Сам автор Рафи Забор – профессиональный джазовый журналист и барабанщик, и пишет о музыке со страстью и вдохновением, что не так часто встречается в литературе на эту конкретную тему. Эта книга – задумчивая басня о становлении музыканта, блестящее сатирическое описание музыкального бизнеса и джазовой критики.

Предыдущая Следующая