МАЛ МЕДИАТОР, ДА ДОРОГ: НА ОСТРИЕ ГИТАРНОГО ЗВУКА

МАЛ МЕДИАТОР, ДА ДОРОГ: НА ОСТРИЕ ГИТАРНОГО ЗВУКА

Использовать гитаристу медиатор или нет — это дело умения, вкуса и избранного стиля музыки. Но никто не будет спорить с тем, что звучание гитары — и акустической, и электрической — при игре с медиатором становится совершенно другим, гораздо более ярким. Более того, оно зависит и от толщины медиатора, и от его материала, и от формы его рабочей поверхности. И чтобы правильно выбрать медиатор для себя, надо разбираться в его базовых характеристиках.

Человечество пользуется медиаторами (научно именуемыми плектрами) для игры на струнных инструментах с незапамятных времён. Ости птичьих перьев, кость, дерево, скорлупа орехов — из этих материалов медиаторы изготавливались и кустарно, и промышленно вплоть до конца XIX века. И лишь примерно 120 лет назад, когда окончательно сложилась форма гитарного медиатора — треугольник с закруглёнными углами — встал вопрос о стандартизации его материала, дающего естественную тональность звучания, относительно громкий звук и не ускользающего из пальцев музыканта. Первоначально стандартизированным материалом для медиаторов был внешний слой панциря одного из видов морских черепах, но уже к 1922 году стараниями компании D'Andrea Picks он уступил место нитроцеллюлозе, из которого в то время изготавливали киноплёнку. Тогда же был изобретен медиатор, широкая часть которого была оклеена тонким слоем пробки для удобства музыканта и более уверенной игры. Вскоре нитроцеллюлоза уступила место целлулоиду, и медиатор фактически стал именно таким, каким мы его знаем и держим в руках сейчас. И большинство общеупотребительных медиаторов в наши дни изготавливается именно из целлулоида и его модификаций — при игре подобные медиаторы совершенно естественно ощущаются в руке и обеспечивают тёплое звучание гитары.

Бренд Fender, к примеру, утверждает, что именно целлулоид обеспечивает медиаторам 351 серии (точнее, формы), в том числе моделям Fender 351 Shape Shell Extra Heavy, Fender 351 Shape Shell Thin и Fender 351 Shape Black Medium, натуральное звучание при использовании с любыми гитарами при игре в любом стиле музыки. 351 серия — это своего рода знаменитость, именно эти медиаторы часто именуются просто «медиаторами Fender». Прочие материалы медиаторов — это разнообразные виды пластиков, а также акрил, металл, стекло, углеродный композит и дерево. Правда, деревянные медиаторы индивидуальны по свойствам каждого из них. Вместо металлических медиаторов многие музыканты, в том числе лидер Queen Брайан Мэй (Brian May) и Билли Гиббонс (Billy Gibbons) из ZZ Top применяют монеты как таковые; известно и про эксперименты гитаристов-шреддеров Ингви Мальмстина (Yngwie J. Malmsteen) и Криса Импеллиттери (Chris Impellitteri) с медиаторами, изготовленными из обточенных монет. Но это уже экзотика, а нам нужно обратить внимание на такой понятный параметр, как толщина медиатора. Понятно, то от его толщины зависит и звук, и удобство игры. Медиатор с большей толщиной имеет более низкое, «тёмное» и размазанное звучание, и наоборот.

Толщина медиаторов градируется в миллиметрах (или дюймах) и аббревиатурах: сверхлёгкий (Ex Lite / Extra Light) имеет толщину менее 0.44 мм; тонкий, или лёгкий (T / L, Thin / Light) — 0.45–0.69 мм; средний (M, Medium) — 0.7–0.84 мм; тяжёлый или жёсткий (H, Heavy) — 0.85–1.15 мм и сверхтяжёлый или сверхжёсткий (XH, Extra Heavy) — более 1.15 мм. Это — общепринятая шкала, и лишь немногие бренды (к примеру, Red Bear Trading Co.) избегают её. Средние и тяжёлые медиаторы одинаково пригодны для игры как на гитарах, так и на бас-гитарах. Хороший пример таких медиаторов — Gibson APRGG-74H Black Standard Style/Heavy и Gibson APRGG-73M Black Wedge Style/Medium, имеющие достаточную жёсткость и упругость для обеспечения таких универсальных свойств, а фирменная маркировка является не просто декоративным элементом, но предотвращает скольжение пальцев. Аналогичными свойствами и отличной износоустойчивостью обладает медиатор Epiphone Heavy Black 1.0 mm, являющийся воистину универсальным.

Говоря о сочетании толщины и материала медиатора, нельзя пройти мимо медиаторов из совершенно выдающегося конструкционного полимера дюралина (известном также под торговыми марками «ацеталь» и «делрин»), некогда разработанного специально для изготовления вставок во втулки и подшипники скольжения в общем машиностроении. Уже из этого описания понятно, что дюралин по прочности и износостойкости практически не уступает металлу, но значительно легче даже алюминия. Понятно, что дюралин оказался одним из идеальных материалов для медиаторов. Такие медиаторы выпускает бренд Planet Waves — это Planet Waves 1DGN4-100 Medium, 1DPR6-100 Heavy и 1DBK7-100 Extra Heavy с толщинами соответственно 0.85, 1 и 1.15 мм. Гибкость, устойчивость к истиранию и низкий коэффициент трения в паре «дюралин — металл» делает эти медиаторы близкими к идеальным по извлекаемому звуку: он оказывается очень ярким и чистым. Понятно, почему этим медиаторам отдают предпочтение многие профессионалы, активно пользующиеся при игре эффектом тремоло. Так что для героя-гитариста выбор очевиден — это медиаторы из дюралина.

Предыдущая Следующая