MARSHALL и AC/DC: СОЮЗ НЕРУШИМЫЙ

MARSHALL и AC/DC: СОЮЗ НЕРУШИМЫЙ

Рок-н-ролл был и остаётся предельно простым искусством, и ничто не подтверждает этот постулат лучше, нежели почти 45-летняя карьера всем известной главной группы Австралии, а именно AC/DC. Простота музыки и эмоций AC/DC как «коллективного Чака Берри» (Chuck Berry) всегда требовала и простого технического обеспечения, тем не менее даровавшего коллективу свой совершенно индивидуальный звук, в первую очередь гитарный.

Впрочем, каждый, кто хоть раз видел концертную фотографию AC/DC прекрасно понимает, что основой этого звука являются не менее легендарные, чем сама группа, усилители и кабинеты Marshall.

Братья-гитаристы Ангус (Angus Young) и Малькольм Янг (Malcolm Young) никогда не скрывали, что краеугольный камень гитарного усиления их группы – это именно системы Marshall. Естественно, разные модели разных годов выпуска. Альянс AC/DC и усилителей Marshall стартовал прямо в 1973 году, в момент основания группы. Ангус: «Наш старший брат Джордж (George Young, ритм-гитарист и композитор самой популярной группы Австралии 60-х годов The Easybeats) как раз тогда переключился на продюсерскую работу, и у него в студии было полно всякого оборудования. Сперва мы попробовали усилители Ampeg, но нам показалось, что их звучание не очень хорошо подходит для тех простых песен, что мы уже успели написать. Поэтому выбор был единственным – Marshall. Кроме того, мы хотели звучать на концертах точно так же, как и в студии, и выглядеть отлично – а группа всегда выглядит хорошо, если музыканты играют на фоне усилителей Marshall. Особенно, если этих усилителей на сцене много».

Сразу же нужно упомянуть об одной особенности, резко выделяющей AC/DC прямо-таки из всех прочих рок-групп мира, не говоря уж об исповедующих нелёгкую музыку: ни Ангус, ни Малькольм Янг (а теперь – и их старший племянник Стиви Янг, Stevie Young) никогда не пользовались ни на концертах, ни в студии никакими гитарными обработками. Их «обработки» – это сами усилители Marshall. Даже масса бумажных и интернет-источников записывает в обработки братьев-гитаристов динамики, установленные в кабинетах Marshall, а именно Celestion G12M Greenback и Celestion G12-65 (диаметр 12", сопротивление 8 Ом). Единственное расширение произошло только во время турне в поддержку последнего альбома группы, «Rock Or Bust Tour»: Ангус использовал шумоподавитель Rocktron Hush с единственной целью устранения излишнего шума винтажных усилителей, входящих в сценический комплект. И то регулировка шумоподавления была выставлена на минимально возможное значение, поскольку Ангус никаких призвучий не терпит. Также в какой-то мере непредвиденной обработкой у Ангуса можно считать радиосистему Schaffer-Vega Diversity System 1977 года выпуска, использовавшуюся и в студийной работе над рядом альбомов, которая помимо своих прямых обязанностей выполняла роль бустера в среднечастотном диапазоне и «малого компрессора» строго при записи гитарных соло. В настоящий момент у Ангуса имеется реплика этой системы, изготовленная американской компанией SoloDallas – Schaffer Replica Gold Tag Edition.

Однако вновь предоставим слово Ангусу. В одном из интервью 1983 года он заявил буквально: «Я использовал усилители Marshall с самого момента создания группы, на концертах я точно никогда не играл ни на каком ином оборудовании. Мой первый сценический комплект состоял из четырех 100-ваттных стеков Marshall, причем я разгонял их чуть не на максимальную мощность, мне это нравилось. Чтобы не повредить слух, я всегда пользовался чистым каналом усилителя и выставлял все регулировки «Treble», «Middle» и «Bass» примерно на 50%, но не всегда с такой точностью. О положении регулировки «Presence» я вообще не заботился, и поднимал её только в том случае, если мне ощутимо не хватало высоких частот. Как мне кажется, этот приём позволял мне поднять слышимую громкость».

Выбор был сделан с самого начала, однако за свою карьеру гитаристы AC/DC играли на самых разных моделях усилителей Marshall. Молодая группа работала на самых мощных усилителях, что имелись в наличии, ведь усилиями Джорджа Янга в их распоряжении оказались 100-ваттные усилители Super Lead 1959 производства начала 70-х годов, как раз имевшиеся в те годы в студии Джоржа и его коллеги по группе Easybeats, гитариста Харри Ванды (Harry Vanda). В установлении истины – когда и на каких усилителях играли музыканты AC/DC как раз очень помогает их вышеупомянутое нежелание пользоваться никакими обработками. Звучание двух первых австралийских альбомов группы, «High Voltage» и «T.N.T.» (оба – 1975) и двух её первых интернациональных релизов, «High Voltage» и «Dirty Deeds Done Dirt Cheap» (оба – 1976) оказалось тёплым, блюзообразным и насыщенным обертонами в средненизкочастотном диапазоне. Оно и позволяет однозначно заявить, что и в студии музыканты использовали Super Lead 1959, благо это подтверждается и фотографиями той эпохи.

После первых в меру успешных плодов сотрудничества AC/DC с издателями-мэйджорами произошло обновление парка усилителей: группа получила совершенно новые усилители моделей 2203 и 2204 (с регулировкой «Master Volume») и 1959 и 1987 без этой регулировки, серий JMP и Super Lead Mk II соответственно. Был получен и комплект новых кабинетов с динамиками Celestion G12-65, но и со старыми группа не рассталась – их использовали в роли резервных. В результате альбом «Let There Be Rock» (1977) был записан в основном на усилителях JMP 2203 и 2204, и впервые на записи была применена вышеупомянутая радиосистема Schaffer-Vega Diversity System, несколько расширившая звук гитары Ангуса в диапазоне высоких частот. Данная радиосистема и вышеназванные усилители и кабинеты использовались группой и в процессе концертной работы, однако Малькольм остался верен кабельной коммутации на сцене чуть не до середины 80-х. Однако получая в свое распоряжение всё больше усилителей, братья продолжили эксперименты с различными их наборами – в результате на концертнике «If You Want Blood» (1978) очень хорошо слышно, что гитаристы работают исключительно с усилителями Marshall 2203. Усилители Super Lead Mk II 1959 и 1987 были оставлены на тот момент исключительно для работы в небольших залах, вместимостью до 1 500 зрителей. Кроме того, группа окончательно завершила переход к исключительному использованию кабинетов с динамиками Celestion G12-65. Так что и студийный альбом «Powerage» (1978) был вновь записан на усилителях 2203 и 2204 и таких же кабинетах. Ровно такой же подход оказался применен при записи альбома «Highway To Hell» (1979), однако на сей раз Ангус записывал все соло с применением радиосистемы Schaffer-Vega Diversity System. Американские эксперты считают, что именно с этого момента гитарный звук братьев Янгов сформировался окончательно, то есть настолько, что перестал по большому счету зависеть от применяемых при записи или сценической работе моделей усилителей Marshall (об исключениях будет сказана буквально пара слов ниже) и динамиков, установленных в кабинетах. На концертах турне в поддержку этого альбома были применены усилители Marshall Master Model 2203.

Безвременная кончина вокалиста Бона Скотта (Bon Scott, 1946–1980) и приход в группу Брайана Джонсона (Brian Johnson), обладавшего более резким вокалом, потребовал некоторых перемен в гитарном усилении группы. На концертах продолжали применяться те же Master Model 2203 и кабинеты с динамиками G12-65 – на тот момент считалось, что эта комбинация придаёт гитарному звуку необходимую резкость, а радиосистема Schaffer-Vega продолжала использоваться Ангусом и на сцене, и в студии. Однако при записи исторического альбома «Back In Black» (1980) с усилителями моделей 2203 и 2204 работал только Малькольм – Ангус записывался на усилителях без регулировки Master Volume. Вообще же на этой записи использовались разные комплекты усилителей, и впервые достоверно отмечено появление в студийных условиях уже антикварных на тот момент Marshall JTM45 – к их преобладающему использованию в студии Ангус вернется лишь на альбомах «Ballbreaker» (1995) и «Stiff Upper Lip» (2000). Однако подавляющая часть сольных партий Ангуса была записана с применением Marshall 1987. Также отмечается, что гитаристы стали тщательнее следить за настройкой инструментов, поскольку Брайна оказался более техничным певцом, нежели покойный Бон. Звукорежиссёр «Back In Black» Тони Плэтт (Tony Platt) вспоминает, что наилучший звук на записи достигался при работе с кабинетами с плоской фронтальной поверхностью и динамиками Celestion G12M Greenback мощностью 25 Вт. Результатом студийных поисков стало то, что сам Тони назвал «чистым грязным звуком» – то есть, по описанию, совершенно классическим гитарным звучанием AC/DC. Наконец, в конце 1982 года, как раз перед началом записи альбома «Flick of The Switch» (1983) группа получила для концертной работы усилители JCM800, но вот использовались ли они на записи хоть одного альбома, доподлинно неизвестно.

Кабинеты Marshall, используемые группой на протяжении всей её карьеры – это модели 1982 и 1960 в основном серии B (4×12) с четырьмя типами динамиков – вышеупомянутыми Celestion G12M Greenback и G12-65, а также G12H и Vintage 30. Причем кабинеты с динамиками G12M использовались и при записи последних альбомов группы для гитарных соло и наложений.

На грани 80-х и 90-х AC/DC внезапно перешли к использованию предусилителей и усилителей MESA/Boogie и даже частично кабинетов того же бренда, однако этот роман закончился уже к 1995 году. Усиление Marshall неотделимо от имени группы AC/DC, и это правило подтверждено последним эндорзмент-комплектом Ангуса Янга: головы JTM45 2245 (перевыпуск JTM45 с лампой GZ34 в цепи выпрямителя) и 1959SLP (перевыпуск Super Lead 1959 с бесшумной петлёй эффектов Series FX Loop и переключателем пассивного байпаса), комбоусилитель 1974X (первыпуск модели 1974 ручной сборки с искусственно состаренным 12″ динамиком Celestion G12M-20 Greenback) и 100-ваттный кабинет 1960BX (4×12) с динамиками Celestion G12M-25 Greenback. Тем же, кто любит не только читать об оборудовании столь важной рок-группы, но и взирать на него, мы рекомендуем видеоинтервью с гитарными техниками AC/DC Трэйсом Фостером (Trace Foster) и Грегом Ховарлом (Greg Howard), снятое во время турне во поддержку последнего альбома группы «Rock Or Bust» (2014). Как говорится – всё, что вы хотели знать об оборудовании Ангуса и Стиви Янгов, но боялись спросить!

Предыдущая Следующая