МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПРЕПОДАВАТЬ МУЗЫКУ?

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПРЕПОДАВАТЬ МУЗЫКУ?

Острая нехватка денег – это опыт, который переживает огромное количество музыкантов в определенный (зачастую очень долгий) период времени. И мысль о том, чтобы начать зарабатывать дополнительные деньги преподавательской деятельностью, приходит в голову многим. Сама идея – делиться своими знаниями и навыками, занимаясь любимым делом – выглядит просто отлично. Однако есть некоторое количество факторов, о которых стоит подумать прежде, чем вывешивать объявление о наборе учеников.

ПРЕПОДАВАНИЕ – ЭТО НАВЫК

Не каждый музыкант может и должен браться за обучение других, потому что преподавание и музыкальность – это два совершенно разных навыка. Знать, как играть на инструменте – это одно, но обладать терпением и вдумчивостью для передачи этих знаний другим - это нечто совершенно другое. Терпение, например, имеет очень первостепенное значение, когда речь заходит о том, чтобы показать студенту, как играть одно и то же по кругу, поправляя его по ходу. Особенно, если вы сами конкретное упражнение можете выполнить правильно хоть во сне. Как и с музыкой, искусству преподавания можно учиться, но многим музыкантам порой лучше вкладывать свой талант и трудолюбие в другие начинания.

УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ УПРАВЛЯТЬСЯ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ?

Теоретически вы можете начать преподавательский бизнес, ориентируясь исключительно на взрослых, но так вам будет довольно трудно найти достаточно клиентов. Подавляющее большинство учеников, берущихся за уроки музыки – это дети, и для работы с ними требуется совершенно иной набор навыков, чем только для игры или преподавания взрослым. Для того, чтобы эффективно обучать ребенка, необходимы уже упомянутое выше терпение, страсть, изобретательность и упорство (любовь к детям, кстати, тоже не помешает). Быть хорошим учителем музыки для ребенка – значит неумолимо его мотивировать, постоянно придумывать дополнительные стимулы. Если вы хотите быть и хорошим преподавателем, и хорошим музыкантом, приготовьтесь к тяжелой и порой неблагодарной работе.

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ И БИЗНЕС-МЫШЛЕНИЕ

Наверняка вы занимаетесь бизнес-вопросами собственного музыкального проекта, стараетесь находить бюджетные решения. Что ж, в ведении преподавательской практики вам придется заняться тем же самым. Подумайте, готовы ли вы к дополнительной административной работе? Можете ли вы оборудовать собственное жилье для уроков? Нужно ли вам платить за комнату на репетиционной базе? Если планируете заниматься с учеником у него дома, сколько времени у вас будет уходить на то, чтобы ездить туда и обратно? Может ли это время быть потрачено на что-то более полезное для вас? Если вы думаете, что бизнес преподавателя состоит в том, чтобы прийти, позаниматься час с учеником, забрать свой гонорар и заняться другими делами, то вас ждут разочарования. Вспомните, как сложно иногда бывает организовать репетиции собственной группы. Составление расписания занятий на неделю с разными учениками ничего не проще (а то и сложнее, если речь идет о десяти разных уроках). Представьте себе, что один из родителей имеет привычку несколько раз в месяц отменять занятия в последний момент – нужен ли вам этот стресс и потерянное время? Сможете ли вы с этим справляться?

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ…

Не позволяйте написанному выше запугать вас, если вам на самом деле хочется преподавать. Наблюдать за тем, как у вашего ученика раз за разом получается лучше играть, а его интерес к музыке растет – это огромное удовольствие. Вам необходимо максимально точно оценить собственный набор навыков и интересов, чтобы понять, подходит ли вам преподавательская деятельность. Она подходит далеко не каждому музыканту, однако для многих является отличным способом оставаться в музыкальном тонусе, закреплять свои навыки и получать дополнительные деньги за занятие любимым делом. 

Предыдущая Следующая