МОЖНО ЛИ БЫТЬ БОЛЕЕ КРЕАТИВНЫМ МУЗЫКАНТОМ: ЧТО ГОВОРИТ НАУКА?

МОЖНО ЛИ БЫТЬ БОЛЕЕ КРЕАТИВНЫМ МУЗЫКАНТОМ: ЧТО ГОВОРИТ НАУКА?
В интернете невероятное количество статей по поводу того, как быть более креативным. Вы все наверняка их читали (в том числе, и у нас на сайте): как упражняться в написании песен, как лучше импровизировать, как, в конце концов, быть более классным и т.д. Да, все это мотивирует и помогает куда-то продвигаться, но помогает ли это быть более творчески мыслить? Может ли конкретный человек быть более творческим, чем он есть, или же люди рождаются с неким запасом творческой энергии, тратя ее на протяжении жизни? Может. В конце концов, все на свете советы были бы совершенно бесполезны, если бы не предполагали движения человека с одного уровня на следующий. К счастью, огромное количество ученых заинтересовано в творчестве, и их труды проливают свет на процессы, происходящие с художниками и исполнителями. 


ХОРОШИЕ НОВОСТИ
Прежде чем определить, могут ли люди быть более творческими, стоит выяснить, чем вообще является творчество и на что оно похоже. Общее определение, которое ему дают психологи и неврологи звучит примерно так: «Творческая идея – это идея, являющаяся одновременно новой и полезной (или влиятельной) в определенной социальной среде». Нехитро, не правда ли?
Таким образом, в дополнение к уникальности мы получаем еще одно условие: пользу. Другими словами, если вы придумаете и сделаете надувной батут для ежа, то это не будет являться творческой идеей – это будет новшеством, совершенно не применимым ни в одной из сфер жизни. 
Хорошая новость заключается в том, что каждый человек на планете Земля обладает творческим мышлением (знает он об этом или нет), вопрос лишь в соответствующем окружении и тренировке. 


ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Одно из ключевых условий того, чтобы быть более креативным – это понимание, как, собственно, работает этот процесс. Большинство ученых, занимающихся этим вопросом, приходят к согласию в том, что творчество – это процесс, а не какое-то внезапное открытие. 
Жерар Пуччио, возглавляющий исследования на тему творчества в Buffalo State College, определил четыре этапа творческого процесса: вычленение важных тем, поиск идей, разработка и реализация. «Вычленение важных тем помогает вам убедиться в том, что вы задаете нужные вопросы. Поиск идей – нахождение максимального количества правильных решений. Разработка и реализация – это процесс, в ходе которого вы понимаете, что идея является практичной и убедительной для окружающих». 
Очень важно осознавать творчество как процесс, а не как что-то, что сваливается нам на голову в одно мгновение. В то время, как одна случайная мысль может запустить творческий поиск, само творчество не проявляется до тех пор, пока мы не начнем трудиться над этой самой первой мыслью, и пока не найдем ей практического применения. Задавая правильные вопросы и находясь в поиске ответов, мы можем обнаружить совершенно неисследованные нами самими ресурсы внутри нас.


НЕ ФОРСИРУЙТЕ СОБЫТИЯ
Многие музыканты зачастую «высасывают из пальца» какие-то решения. Однако исследования Лондонского Университета показывают, что такой подход порой может лишь блокировать естественное появление творческих идей. Оказывается, у людей, находящихся в расслабленном состоянии, гораздо больше шансов придумать что-то уникальное, нежели у тех, кто изо всех сил старается выдавить из себя что-то. 
Приглушение внутреннего строгого критика также хорошо действует на свободное движение идей вокруг и внутри нас. Рекс Юнг, нейробиолог из Университета Нью-Мехико, выяснил, что люди, привыкшие мыслить творчески и четко осознающие свои задачи, умеют усилием воли выключать внутреннего аналитика – и это очень хорошо влияет на творческий процесс. Таким образом они получают доступ к тому, что психологи называют дивергентным мышлением – процесс поиска множества решений одной задачи, установление связей между вещами, которых другие ранее не замечали. 
В то же время нельзя отрицать, что внутренний критик играет огромную роль в любом творческом процессе. Исследования в Калифорнийском Университете в Беркли показали, что любой брэйнсторминг проходит куда более продуктивно, когда все всплывающие идеи подвергаются дебатам и критике. И это противоречит убеждениям людей о том, что брэйнсторминги тем и хороши, что идеи летают в воздухе свободно, не рискуя быть подвергнутыми критике. Однако здесь речь идет уже о коллективном творчестве – мы же пока рассматриваем опыт одного конкретного человека и его творческого опыта. 


НАПОР И ПОСТОЯНСТВО
Мы часто думаем о разных музыкантах или других публичных личностях, к которым мы относимся с огромным уважением, и всех их мы можем назвать гениями. Так ли много людей вокруг, которые находятся в творческом процессе 100% времени, 24/7? Едва ли. Однако стремиться к этому все же стоит. Пикассо, например, написал около 50 тысяч работ. И какую часть из них мы знаем? Какую часть из них знает самый образованный и любопытный искусствовед? Надо думать, совсем небольшую… То же самое можно сказать и о музыкантах – на каждый хит приходится по сотне песен, которые просто-напросто по каким-то причинам не сработали – будь то качество записи, какие-то личные установки исполнителя по поводу конкретной песни или же время и обстановка вокруг. Если задуматься о том, что у самых талантливых и почитаемых людей было много проблем с собственным творчеством и много вопросов, то можно почувствовать некое давление относительно собственной работы. Но не нужно отчаиваться. 


Творчество кажется некой непостоянной, ускользающей субстанцией. Но если научиться правильно себя вести, то можно подчинить эту субстанцию себе. Нужно быть расслабленным и в то же время собранным и последовательным. Чувствовать себя свободно, позволяя идеям появляться и в то же время не игнорировать критику. Такой настрой можно обобщенно назвать дзеном – и хорошая новость состоит в том, что чаще вы осознанно практикуете творчество, тем легче вам находить золотую середину между усердной работой и расслаблением, свободой и ограничениями, тем легче вам двигаться от банальности к блестящим результатам. 
Предыдущая Следующая