Я не особо известен (в глазах большинства людей) и уж точно не больно-то богат (в глазах людей с Уолл Стрит). Я всего лишь парень, который очень много всего сделал в музыкальном бизнесе, и действиям моим сопутствовали как невероятный успех, так и чудовищные провалы.
Я из тех самых приблизительно 98% музыкантов, которые не просыпаются в одно прекрасное утро знаменитостями. Да, мы существуем! И нас большинство. Да, я могу похвастаться огромными продажами треков и альбомов, над которыми я работал, но, как и многим остальным, мне по сей день приходится выживать. Я продал около двух миллионов записей за время своей работы, но люди на улицах до сих пор не узнают меня. У меня также был лейбл с 75 подписанными артистами, но в 2008 году его пришлось закрыть.
Я выживаю в музыкальной индустрии уже очень долго, и, что удивительно, куража и оптимизма у меня нисколько не убавилось – я учусь чему-то новому каждый день. Вот мои личные 13 правил выживания в этом странном бизнесе:
1. БЫТЬ ОПТИМИСТОМ НА ВСЕХ ЭТАПАХ
Это единственный настоящий инструмент выживания, который мы можем полностью контролировать. Если вы начинаете делать дело с неугасающим оптимизмом, то это очень сильно поможет не реагировать на «несправедливость» окружающего мира. Старайтесь не принимать вещи близко к сердцу – порог, через который нужно переступить, чтобы попасть в музыкальный бизнес, невероятно высок. Каждый год выпускается около 80 000 альбомов, а Billboard и другие издания и платформы делают свой стандартный ТОП-200. Сколько это? Всего лишь 0,25% от общего количество появляющейся музыки. Представляете, насколько трудно попасть на такой радар? Здесь необходим огромный запас оптимизма.
2. СТРЕМИТЬСЯ К ПРЕВОСХОДСТВУ И БЫТЬ ОТЛИЧНЫМ МУЗЫКАНТОМ
Это относится абсолютно ко всему, что вы делаете. Нужно стремиться быть лучше. Общество всегда будет безлико стараться ужимать вас, заставлять думать о собственной посредственности. Нельзя откликаться на подобное. Совершенство у каждого в руках, и это нужно очень хорошо осознавать.
Старательно учитесь у тех, кто знает музыку лучше вас, разбирается в музыкальной теории и имеет хороший вкус. Учитесь у тех, кто снискал успех, старайтесь узнать, как они его добились и через что они прошли. Слушайте все подряд, неважно какого жанра, и пытается проникнуть вглубь, увидеть красоту во всем, что является музыкой. Несмотря на личные предпочтения.
Фундамент, который вы закладываете, принимая и понимания разную музыку, во многом определит, кем будете вы в своей собственной музыкальной карьере.
3. БЫТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ, СЛЕДУЯ СОВЕТАМ ОКРУЖАЮЩИХ
Людям свойственно искать правды и спрашивать совета у тех, кто был невероятно успешен. И это нормально. Однако помните, что самый дельный совет всегда можно получить о того, кто испытал на себе настоящий провал и хорошо осознает свои ошибки.
4. ФОРМИРОВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ФОКУС-ГРУППУ
Семья и друзья – это прекрасно, однако они слишком предвзяты, когда речь заходит о хорошем совете и рецензии на вашу работу. Профессионалы в этом плане куда более полезны, они могут более конструктивно подойти к вопросу, помочь установить цели и спрогнозировать то, чего вам можно ожидать. Помните, ваша бабуля вас обожает и любит все, что вы делаете, но нельзя воспринимать ее советы слишком серьезно!
5. НА САМОМ ДЕЛЕ НИКТО НИКОГДА НЕ ПРОСЫПАЕТСЯ ЗНАМЕНИТЫМ
Путь к вершинам музыкального бизнеса никогда не бывает быстрым и стремительным. Как только вы видите какую-то новую суперзвезду, можете быть уверены – у него или нее всегда есть история восхождения, которую он может поведать. К сожалению, толпа новых фанатов никогда не станет свидетелем этого пути. Всеобщее заблуждение состоит в том, что кто-то просто пишет песню, отдает ее на радио, ложится спать и просыпается известным. Такого не было даже несколько десятков лет назад, когда музыки было гораздо меньше. Не позволяйте долгому и извилистому пути дать вам устать, он – неизбежное условие успеха.
6. ПОНИМАТЬ, ЧЕМ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ МУЗЫКАНТОВ
Туры, паблишинг, брендинг – это три основные вещи, с помощью которых музыканты сейчас зарабатывают деньги. Они включают в себя еще множество подразделов, но важно понимать хотя бы общий механизм их действия.
Туры. Здесь едва ли что нужно объяснять. Концерты, туры и, в особенности, выступления на фестивалях – все это жизненно необходимо. На фестивали всегда приходит много людей, и у вас есть все шансы зазвать новых поклонников на ваш концерт и найти промоутеров для дальнейших выступлений.
Паблишинг. Написание и запись вашей музыки может гарантировать то, что вы владеете собственной музыкой – правами на исполнение и продажу своих треков (да-да, иногда это не так уж очевидно).
Брендинг. Брендинг необходим каждому серьезно настроенному исполнителю. Ваши лого, постеры, то, как выглядите – все это должно соответствовать вашей музыкальной миссии.
7. УЧИТЬСЯ ПРОДЮСИРОВАТЬ СОБСТВЕННУЮ МУЗЫКУ
Давайте посмотрим правде в глаза: дни, когда звукозаписывающие студии были необходимо, далеко в прошлом. Я преподаю, и первым делам всегда даю этот совет студентам. Результат всегда одинаковый: те, кто учится самостоятельно продюсировать свою музыку, имеют больший шанс на успех. Мало того, что вы учитесь разбираться в своем мастерстве лучше и лучше, это также помогает быстрее найти свой аутентичный звук.
Конечно, для этого нужно время и кое-какие деньги. Но если вы страстно горите и верите в свою музыку, то продюсирование станет бесценным опытом для вас. Оборудование всегда можно достать, если постараться. А студию можно устроить хоть в стенном шкафу. Ваша музыка – это ваша визитная карточка в мире, так научитесь же ее записывать!
8. ГРАМОТНО ЗАНИМАТЬСЯ ДИСТРИБУЦИЕЙ
Раньше в музыкальном бизнесе было так: распространением могли заниматься только те, у кого есть контракт со студией. Сейчас же компаний, больших и маленьких, существует очень много, и если постараться, всегда можно найти подходящую.
С некоторыми из них довольно сложно построить отношения, но всегда есть сервисы вроде iTunes и Amazon, с помощью которых можно все делать самостоятельно. Руководств по тому, как правильно ставить в iTunes свою музыку, предостаточно.
Не забывайте стриминговые сервисы, а также убедитесь, что ваши песни есть в базе Shazam – тогда людям будет легче узнать, кто вы, когда они слышат где-то ваш трек.
9. ТЩАТЕЛЬНО РАБОТАТЬ С СОЦСЕТЯМИ
Эта тему вообще, наверно, уже пора перестать обсуждать, на сегодняшний день почти каждый является профессионалом в работе с соцмедиа. Однако очень важно отделять личные аккаунты от официальных.
Убедитесь, что все ваши аккаунты работают на полную мощность и отражают вашу деятельность на все 100%. Не обязательно постить записи исключительно о вашей музыке. Это могут быть смежные темы – другие музыканты, важные события в музыкальной индустрии, и другие вещи, которые интересны вам, как исполнителю.
Соцмедиа – это много работы. У всех именитых музыкантов в команде есть сотрудники, который работают полный день, занимаясь их аккаунтами. Независимым молодым исполнителям втройне нельзя пренебрегать возможностями соцсетей.
10. СОЗДАВАТЬ УНИКАЛЬНУЮ КОМАНДУ
Это занимает много времени и постоянно находится в движении. Тем не менее, невозможно делать все в одиночку. Посмотрите на звезд: у них вокруг целая толпа людей, которые создают этот успех – это не делается самостоятельно одним человеком или группой. Лейблы, менеджеры, букинг-агенты – все они в хорошем случает составляют двигательный механизм любого успеха.
Умейте распознавать таланты в окружающих и стройте с ними отношения. Все дело в том, чтобы окружать себя талантливыми людьми, у которых есть мотивация и желание работать с вами. Разумеется, привлечь внимание нужных людей – это задача не из легких, и придется потрудиться. Но, как говорится, Рим не один день строился.
11. ДЕРЖАТЬСЯ КУРСА
Есть старое изречение, которым я часто пользуюсь и которое отлично подходит для музыкального бизнеса: «Если слишком подолгу играть в гольф во время грозы, то рано или поздно тебя ударит молнией». Это означает то, что отклоняться от своего курса нельзя ни в коем случае, необходимо верить в то, что работа принесет результаты. И, в конце концов, работа и вера в результат окупятся.
Рано или поздно каждому исполнителю, чтобы двигаться вперед, нужно переосмысливать то, что он делает (и это вовсе не означает отклонения от курса). Как и в большинстве других видов бизнеса, каждые 5 лет нужно устраивать «инвентаризацию», анализировать результаты своей работы и планировать следующие пять лет.
12. НИКОГДА НЕ ЗАДИРАТЬ НОС
Я на самом деле делал так. Многие исполнители, включая меня, когда я был моложе, начинают очень сильно выпендриваться, как только завидят первые признаки успеха. Мы зачастую думаем, что успех, который пришел к нам – это результат влияния «МОЕЙ музыки», «МОЕЙ тяжелой работы», «МОЕГО таланта» и т.д. Мы начинаем задирать гонорары, надменно разговаривать с менее успешными и все прочее.
Если вы играете в диву, это вряд ли будет способствовать большему успеху – скорее, это принесет плохую репутацию, и всё.
13. НИКОГДА НЕ ГОВОРИТЬ ПЛОХОГО О ДРУГИХ МУЗЫКАНТАХ
Слова негодования или грубая критика коллег должна всегда оставаться у вас на кухне и не выходить за пределы ушей самых близких друзей. Не осуждайте других в соцсетях. В мире развелось слишком много критиков, каждый из нас эксперт, и каждый думает, что экспертное мнение должно быть учтено и зафиксировано во вселенной. Но это совсем не так – вселенной совершенно плевать, а вы рискуете, опять же, испортить себе репутацию и нажить врагов. Старайтесь держать себя в руках хотя бы по той причине, что никогда не знаете, чем вам могут быть полезны те, кого вам так хочется опустить. Спустя пару лет они могут стать суперзвездами и взять вас с собой в турне. Я, конечно, преувеличиваю, но вы понимаете, о чем я…
14. ПЕРЕДАВАТЬ СВОИ ЗНАНИЯ И ДЕЛИТЬСЯ ТЕМ, ЧЕМ ЕСТЬ ПОДЕЛИТЬСЯ
На каком бы уровне вы ни были, позади вас всегда будут нуждающиеся в вашем опыте. Старайтесь помогать, учить, давать советы. Если у вас есть лишние деньги, участвуйте в краудфандинговых кампаниях талантливых людей. Если вы чувствуете, что к вам пришел успех, обернитесь назад и помогите тем, у кого меньше привилегий. Нет ничего более приятного для души, чем видеть чей-то успех, которому вы способствовали.