Музыканты всей страны, объединяйтесь!

Музыканты всей страны, объединяйтесь!

Прошлым летом мы с моей группой выступали на премии Артемия Троицкого «Степной Волк».  Сам Троицкий в предшествовавших событию интервью признавался, что давно убрал руку с пульса того, что происходит в музыке, но по сей день у него есть каналы и люди, с помощью которых он остается  в курсе самых интересных событий. Лайн-ап премии это подтвердил. Перед нашим выступлением мы с подружками сидели в зале, и во время выступления одной из групп (назовем группу Х) на сцене случились неполадки. У нас за спиной сидели участники другой группы (Y), которые умудрились в течение трех минут затишья наговорить о выступающих такого количества дерьма, что хватило бы на всю канализацию внутри Садового кольца. Я сидела и не верила своим ушам – ок, группа Х и у меня не вызывает никаких особых восторгов, но они заслуживают уважения хотя бы за то, что занимаются своим делом абсолютно искренне.



Второй подобный случай произошел, когда я сама выступила в роли горе-вещателя. Мы с другом были в баре, и пришли туда специально, чтобы поговорить с участниками группы, назовем ее  Z, о том, чтобы организовать вместе концерт. Всех трех участников группы Z я отлично знаю, и лично хорошо к ним отношусь, хоть и считаю их группу абсолютно клоунской. К моему другу подошел какой-то парень, и они начали болтать. Я говорю другу: «Ну что, пойдем поищем группу Z, поговорим и будем сваливать отсюда», тут новичок в нашей компании произносит: «А тебе самой нравится группа Z?», на что я незамедлительно отвечаю: «О боже, ну что вы! Конечно же, нет!». Мой друг начинает нервно водить глазами, беззвучно  произносить какие-то слова и заканчивает свою  непонятную жестикуляцию фэйспалмом. Новичок отходит, а друг мне поясняет, что только что с нами стоял новый участник группы Z. Хорошо хоть, я ответила ему довольно лаконично, а могла легко ляпнуть что-нибудь вроде «Клоуны. Хрень собачья.» или еще что похуже. С тех пор я зареклась говорить любые гадости о других музыкантах за пределами собственной кухни и ушей очень близких друзей.

К чему были эти два долгих абзаца? Мне интересны причины неуспеха многих достойных исполнителей в нашей стране, и я пытаюсь в них разобраться. Разумеется, главная причина – отсутствие музыкальной индустрии здесь и недоверие к тем, кто пытается ее строить. Но об этом сказано уже миллион слов, написана тысяча статей, и я не люблю ныть по этому поводу. Большинство независимых музыкантов находятся в неком горизонтальном пространстве, и в их судьбе не участвуют ни радиостанции, ни издания, ни даже музыкальные блоги. Что с этим делать? Моя основная мысль состоит в следующем: объединяться с другими и придумывать легенду.

Вспомним легенды из мировой истории, связанные с музыкой и кино. Многострадальный бедный Нью-Йорк 70-80-х годов, CBGB, блэкаут, появление СПИДа, плюс множество гениальных персонажей: Дэвид Боуи, Клаус Номи, Лидия Ланч, Джим Джармуш и другие. Казалось бы, они завелись от сырости, они питались энергией друга друга, вдохновлялись друг другом, пели песни и снимали кино друг о друге. Франция в 60-х – на улицах студенческие бунты, в кино - Годар, Трюффо и еще несколько режиссеров и журналистов создают французскую Новую Волну. Швеция в конце 90-х – начале 2000-х – один из главных поставщиков веселого танцевального рока на мировую сцену. Конец 2000-х – на кинофестивалях по всему миру побеждают румынские и филиппинские режиссеры.

Заявить о себе гораздо легче, когда у тебя есть фон, когда ты являешься частью контекста, будь он основан на географическом положении или стихийном бедствии. В чем же наша проблема? В российском менталитете заложено стремление к тому, чтобы уединиться, атомизироваться и жить, «не учитывая других людей». А потом обижаться на весь окружающий мир за то, что тот глуп и слеп по отношению к нашей гениальности. Необходимо прекратить ныть, завистливо шипеть или снисходительно опускать других. Дружба с другими музыкантами, обмен опытом – крайне полезная вещь. Я была бы очень рада, если бы услышала о феноменальной сцене города Ноябрьска, например. Даже если вам кажется, что вокруг вас сплошная серость, и дела с ними совсем иметь не хочется (но тем не менее, они пытаются играть что-то в той же эстетике, что и вы), включите еще больший цинизм: как бы мы распознавали красоту и талант, не будь вокруг банальности и уродства? Так и не стоит чураться тех, кого вы считаете серостью – они могут прекрасно выполнять роль кордебалета.

Окей, в Нью-Йорке и Париже в свое время были все предпосылки для появления подобных глобальных контекстов, у нас же сейчас абсолютная пустота, если не говорить о политике. Но человеческий мозг – очень полезное изобретение, а мозг, предрасположенный к творчеству и подавно. Пользуясь простыми маркетинговыми терминами, попробую донести свою мысль. Что в мировом/российском/городском пространстве значит группа со страницей в ВК с 500 подписчиками, тремя концертами в месяц в подвалах, двумя бездарно выпущенными альбомами и опускающимися от бессилия руками? Почти ничего. Я говорю о талантливой группе, у участников которой в связи с дневной работой и вечерними репетициями банально не хватает времени заниматься своим продвижением. Спустя пять лет после развала группы какой-нибудь местный журналист вспомнит о вас и скажет собутыльнику «Ооо, ну ведь классная группа была. Жалко, развалились…» - и таких примеров масса. Чтобы получить шанс избежать подобной судьбы, да и просто хорошо повеселиться, подумайте о том, кто может быть с вами заодно. Группы, которые выступали с вами в один и тот же вечер, и от которых вас не тошнило, местные исполнители, записи которых вам понравились и т.д.

Не так-то сложно придумать некое маленькое информационное агентство в том же самом ВК или FB, собрать несколько исполнителей (5-10) и всех их подписчиков, дать название этому объединению, придумать манифест и делать рассылки, как только появляются новости об одной группе. Когда-то давно я приехала в один маленький город и познакомилась с несколькими музыкантами, которые репетировали в подвале… психушки. Из самого комичного и печального факта можно создать легенду, оттенить ее другими интересными фактами и использовать ее в своем продвижении.

Представьте, что вы пишете письмо в какое-то издание:
«Привет! Меня зовут Петя Сковородкин, я гитарист группы «Космический Линолеум», мы играем гранж, образовались в 2011 году в Смоленске, за плечами группы полноценный LP и несколько синглов, а так же выступление на разогреве у группы «Демонический слизень»…» - представляете, сколько таких писем получают ежедневно журналисты и лейблы? Всех углов мира не хватит для того, чтобы закинуть в них подобные письма.
Или же в своем письме вы прикидываетесь менеджером, представляющем промо-агентство Ноябрьской музыкальной сцены, большинству исполнителей которой приходится записываться в здании бывшей тюрьмы, выступать на вечерах для пенсионеров, и каждый день раскапывать заваленный снегом вход в подвал для репетиций, сражаясь с пьяным сторожем. Письмо приправлено фотографиями самых симпатичных исполнителей из вашего «агентства» и записями самых интересных. Шансы быть замеченными увеличиваются.

В заключение еще раз повторю, что любое большое имя в истории всегда, абсолютно всегда связано с контекстом и другими персонажами: Александр Блок с «Серебряным веком», Даниил Хармс с Обэриутами, Ramones с CBGB, Nirvana с Сиэттлом и его гранж-сценой, Black Flag с хардкором 80-х, Fugazi, Bad Brains и другими, Боб Дилан с хиппи и войной во Вьетнаме, и так далее. Пока нам не хватает внешних событий для возникновения подобной почвы, мы сами себе обязаны искусственно создавать и вспахивать ее.

Ксения Кирста, музыкант, журналист, пиарщик.


Предыдущая Следующая