МЫШЕЧНАЯ ПАМЯТЬ И КООРДИНАЦИЯ РУК: УПРАЖНЕНИЯ
Если вы в детстве учились играть на фортепиано, то, наверное, помните, как учитель говорил вам, что самое главное – это концентрация, координация и уверенность. И координация в этом – самый сложный урок, который нужно было усвоить.
Многие инструменты – клавишные, гитара, барабаны – требуют от вас игры обеими руками (и иногда ногами), они должны работать в тандеме, а иногда и «против» друг друга. И это может быть проблемой для новичков, которые привыкли к активности только одной руки. Когда они видят опытных музыкантов, делающих, на первый взгляд, невероятные вещи, которые кажутся еще более сложными, чем старый трюк с одновременным постукиванием по голове и круговыми движениями руки на животе, им кажется это невозможным.
Но всем музыкантам известно, что первые стадии изучения фортепиано, гитары или барабанов, в первую очередь, требуют тренировки координации и мышечной памяти. Все потом, что координация – это то, чему можно научиться, а не то, с чем музыканты рождаются. Вот несколько упражнений, которые помогут вам в самом начале пути.
1. Когда вы разучиваете новый кусок, будет правильнее, если вы начнете с партии левой руки (ну, или той, что у вас слабее, для левшей - наоборот). Если вы только взялись за инструмент, то довольно быстро поймете, что более слабой руке нужно куда больше времени, чтобы обучиться своей партии.
2. Можно тренировать координацию совсем тихо. Постановку и движения пальцев пианисты могут тренировать прямо на столе, барабанщики могут стучать по подушке, а гитаристы передвигать руки по грифу без ударов второй рукой по струнам. Такие упражнения помогают развивать мышечную память, и их можно делать, занимаясь чем-то другим – разговаривая по телефону или смотря фильм.
3. Физической укрепление слабой руки – тоже очень важная часть тренировки. Гитаристы могут сжимать теннисный мячик или специальный тренажер по нескольку минут в день. И это, наверно, самая простая функция, для которой всегда можно найти время.
4. Еще один простой способ тренировки координации на фортепиано. Поместите оба больших пальца на До первой октавы, а все остальные пальцы – на белые клавиши по обе стороны этой ноты. Спускайтесь, играя, «вниз» левой рукой, и вверх – правой. Когда ваши мизинцы будут на Фа (левая рука) и Соль (правая рука), проделайте путь обратно.
5. Должен ли левша-гитарист держать гриф в правой руке? Это личный выбор каждого, но очень многие левши любят держать его сильной рукой. Плюс, если левша умеет это делать, у него более широкий выбор инструментов, плюс он сможет менять ими с правшами и читать табулатуры, ничего в них не меняя.
6. Если вы тренируетесь с помощью гамм и арпеджио, очень важно делать это поначалу очень медленно и сознательно, чтобы руки запоминали правильную технику, играли чисто и не приобретали плохих привычек. На этой стадии вам очень важно смотреть на свою слабую руку, следить за ней. После того, как вы начнете играть без ошибок, можно не смотреть на руки и играть в более быстром темпе.
7. Метроном – крайне полезная вещь не только для координации, а вообще. Для барабанщиков это критически важно, но на самом деле каждому музыканту с самого начала нужно привыкать играть исключительно под метроном. Конечно, после того, как вы более-менее запомните мелодию и ритм – не нужно, гонясь за темпом, совершать ошибки в движениях.
8. И еще один совет для тех, кто играет на клавишных, который однако может быть использован и для других инструментов. Когда разучиваете новый кусок, пробуйте играть партию правой руки левой рукой. И наоборот. Если вы берете аккорды, привычные для левой руки, вы развиваете мобильность и «изобретательность» обеих конечностей. Правши-барабанщики могут применять такую технику, играя левой рукой на райде, а для гитаристов отлично подойдет техника тэппинга.