NAMM SHOW ‘2020: ВИНТАЖНЫЕ ЗВУКИ KORG
Зимняя музыкальная выставка NAMM Show '2020 окончательно продемонстрировала, что тренд винтажности ныне не ограничивается поп- и рок-музыкой как таковой. В погоню за ностальгическим звучанием былых времён теперь, после гитарных брендов и производителей гитарных усилителей и обработок включились и именитые клавишные бренды. Да, процесс возвращения к корням в этой области идёт уже несколько лет, но появление на рынке «старых новинок» Korg способно превратить клавишный ретро-тренд в путь магистрального развития данного инструментального сегмента. Причиной тому – перевыпуск брендом инструментов Wavestation (под маркой Korg Wavestate) и легендарного ARP2600 (Korg ARP2600 FS).
В конструкции Korg Wavestate разработчики бренда сумели соединить лучшее техническое наследие Korg Wavestation, определившего в своё время клавишное звучание начала 90-х, и современное звучание, определённо делающее новинку инструментом XXI века. В пользу такого заявления говорит наличие звукового процессора новой разработки Wave Sequencing 2.0, преемственность звучания и способов управления с базовой винтажной моделью и доступная для серьёзного музыканта цена. Как и ранее, звучание модели Wavestate определяется сочетанием возможностей векторного синтеза, впервые опробованного на синтезаторах Korg Sequential и Prophet VS, допускающего одновременную работу с сигналами четырёх разных форм и широчайшими возможностями собственного звукового процессора-секвенсора, позволяющего создавать невероятно широкий спектр звуков, до простых рисунков ударных включительно. «Новый старый» Wavestate сохранил массу особенностей исходной модели – начиная от звучания и системы внешнего управления, в которой по-прежнему задействован джойстик как понятный и очевидный орган управления векторным синтезом. Основной же новацией процессора Wave Sequencing 2.0 является возможность независимого управления одновременно шестью входными каналами, для каждого из которых возможно задавать отдельный набор сэмплов, а также темп и тональность звучания. Имеется режим Master Lane, позволяющий синхронизировать все каналы по темпу исполнения, а также режим случайного выбора параметров для каждого канала, что превращает Wavestate в настоящее орудие эксперимента, что по-прежнему важно при работе над фильмовыми саундтреками или написании и записи эмбиентного материала. Управление векторным синтезом, как уже говорилось, осуществляется посредством джойстика либо при помощи внешнего MIDI-входа.
Wavestate обладает 64-голосой полифонией с управлением усилением, тональностью и фильтрами для каждого голоса. Причем система фильтров значительно усовершенствована по сравнению с Wavestation – здесь, помимо прочего, имеются эмуляторы НЧ-фильтров синтезаторов Korg Polysix и MS-20, допускающее работу в режиме High Gain, эмулирующей перегрузку фильтров. В целом возможно использование 12 различных фильтров, причём в режиме Multi Filter – сразу трёх одновременно. Стоит похвалить также процессор эффектов, допускающий работу с каждым каналом в одном из назначенных режимов – Pre-FX, Mod-FX и Delay, до 14 эффектов одновременно. Ревербератор и параметрический эквалайзер работают фактически уже с выходным сигналом, хотя в отдельных каналах возможна эмуляция независимой реверберации и дилея. Клавиатура с 37 полноразмерными клавишами плюс понятное и удобное размещение органов управления служат простоте обращения с этим инструментом с весьма широкими возможностями.
Но если Wavestation был символом электронных 90-х, то монофонический синтезатор ARP2600 сейчас представляется чем-то вроде динозавра: помните альбомы «умной» музыки, то есть прогрессив-рока 70-х, где у клавишника чуть ли не в обязательном порядке наличествовал такой инструмент? После того, как в 2015 году Korg «переиздал» ещё одну классику 70-х, синтезатор ARP Odyssey, то стало ясно, что и до его легендарного полумодульного собрата дело дойдёт. И дошло, причём с превеликой дотошностью: в работе над Korg ARP2600 FS принял участие и бывший президент компании ARP Instruments Дэвид Френд (David Friend) собственной персоной. Базовая модель ARP2600 выпускалась до 1981 года и была не самой безосновательной попыткой создать на тогдашнем уровне технологии клавишную студию для создания электронной музыки – только магнитофон подключить! И подключали: голос робота R2-D2 из «Звёздных войн» создан целиком и полностью на ARP2600.
Современная версия ARP2600 согласно Korg – это всё тот же громоздкий инструмент (внешне – это копия модели 1972 года с серым покрытием блоков пластиком «Толекс»), перевозимый в двух кофрах (клавиатура и блок управления по отдельности) с коммутатором-«телефонной станцией» на блоке управления, работающей посредством патчевых кабелей с разъёмами 1/8" и пружинным (!) ревербератором. Кстати, именно ревербератор специалисты Korg сейчас сильно улучшили, причем консервативно – за счёт увеличения его объёма. Исходная комплектация инструмента не поменялась: пятиоктавная клавиатура (являющаяся перевыпуском клавиатуры ARP3620), три задающих генератора, генератор шумов, два набора задающих НЧ-фильтров, два генератора огибающей, кольцевой модулятор, встроенные динамики, а про ревербератор уже всё сказано. На клавиатуре имеется арпеджиатор и дополнительный задающий НЧ-фильтр, а поскольку на дворе XXI век, то инструмент имеет возможность сопряжения с иными клавиатурами по MIDI- и USB-портам. Собственно, эти порты являются единственными видимыми отличиями новинки от своего прототипа. По утверждению экспертов, Korg ARP2600 FS при аналогичных установках органов управления по своему звучанию вообще не отличается от винтажных образцов ARP2600 Mk III, за исключением более качественной реверберации, о чём уже говорилось. Эксперты же склонны кивать на «слишком базовую» совместимость новинки по MIDI-протоколу, но, судя по концепции инструмента, первоначальный замысел разработчиков был не уходить далеко от оригинала 48-летней давности. Да, ARP2600 был недешёвым инструментом, таким же он остался и в новой ипостаси (и, таким образом, полной противоположностью Korg Wavestation / Wavestate) – так и не рядовому потребителю он адресован, но опытному адепту ретро-технологий, с представлениями о музыке (и, вероятно, об изобразительным ряду к ней) также не менее чем 40-летней давности. И для таких сверхпродвинутых музыкантов Korg ARP2600 FS как минимум очень, очень интересен, а то и вовсе незаменим.
Всеволод Баронин