Цифровое фортепиано в наш век является одним из популярнейших музыкальных инструментов. Но у этой популярности есть и обратная сторона: как выбрать нужный именно вам инструмент из богатства ассортимента различных брендов? Получается, что цифровое фортепиано выбирать куда труднее, нежели привычное акустическое… Но не нужно бояться — всего-навсего необходимо сперва хорошенько подумать, какой конкретно инструмент вам нужен и для каких целей, а затем скорректировать свои желания в соответствии с общепринятыми советами, изложенными ниже.
Возможно, вы удивитесь, узнав, что потребительские свойства цифрового фортепиано значительно отличаются от таковых у синтезаторов начального уровня. На самом деле цифровое фортепиано имеет гораздо больше общего со своим акустическим предшественником, нежели с электронными собратьями. В полной мере это можно оценить именно при переходе от акустического фортепиано к цифровому — вы уже привыкли к естественному тембру инструмента и известной динамике и сопротивлению клавиатуры при игре. Лидер датской группы Royal Hunt, клавишник, композитор и продюсер Андрей Андерсен (André Andersen), так суммирует этот базовый подход к выбору цифрового фортепиано: «
Главное, на что вы должны обратить внимание — естественность звучания инструмента, то есть идентичность звука обычному фортепиано, и такое же поведение клавиатуры под вашими руками. Да, в современных цифровых фортепиано могут быть и иные функции, но при покупке необходимо сосредоточиться в первую очередь на оценке именно этих двух параметров. Мой выбор — цифровые фортепиано Yamaha: этой компании удалось добиться невероятной точности в воспроизведении звука акустического инструмента и его, так сказать, физических параметров». И, конечно, прежде всего нужно определиться, покупаете вы цифровое фортепиано
для сценической работы или для домашнего музицирования. Во втором случае инструмент может относиться к категории
портативных,
компактных интерьерных или
интерьерных.
Эксперты не рекомендуют приобретать цифровое фортепиано с неполной клавиатурой — в любом случае подавляющее большинство брендов предлагают сейчас полнооктавные (7 1/3 октавы) инструменты с 88 клавишами, как у акустического фортепиано. Даже если вы уже считаете себя асом клавиш, вам всегда захочется играть ту музыку, которую вы исполняли на полной клавиатуре — зачем сковывать себя? Необходимо также обратить внимание на систему коммутации инструмента — имеет ли он выходы на внешние акустические системы и может ли он сопрягаться с усилителем и компьютером? Кончено, этот пункт полностью зависит от ваших пожеланий и того, как и для чего вы собираетесь использовать фортепиано.
Многие модели цифровых фортепиано сейчас имеют возможности, сравнимые с лучшими синтезаторами — то есть в распоряжении музыканта имеются обширные встроенные библиотеки звуковых сэмплов. Однако при покупке фортепиано на это не стоит обращать большого внимания: наличие таких функций вовсе не означает значительного улучшений качества базового звучания инструмента. Покупателю необходимо оценивать такое звучание, какое он собирается использовать в повседневной игре на фортепиано — и вряд ли таких сэмплов наберется более дюжины. Будет чрезвычайно хорошо, если при покупке цифрового фортепиано в демонстрационном зале будет иметься его акустический собрат. В этом случае обязательно протестируйте звучание цифрового фортепиано в басовых регистрах и сравните его с аналогичным звучанием акустического инструмента. Басовое звучание цифрового фортепиано должно быть мягким и гладким — таким же, как у обычного инструмента.
Для полноценной игры необходима максимальная полифоничность инструмента: не приобретайте инструменты с полифонией менее чем в 64 голоса. Оптимально у вашего инструмента должно быть 128 голосов, поскольку заявляемые производителями 256 голосов являются скорее маркетинговым ухищрением. Казалось бы, если у инструмента 88 клавиш, то более тех же 88 голосов ему не нужно — однако это справедливо только в том случае, если в игре вы не используете педаль сустэйна, то есть аналог правой педали акустического фортепиано. При исполнении сложной музыки вам может понадобиться сустэйн для отдельных нотных последовательностях и, таким образом, вы сможете перекрыть лимит в 64 ноты (для полифонии в 64 голоса), что приведет к преждевременному пропаданию старых нот или невозможности сыграть новые. Поэтому остановитесь на 128-голосой полифонии.
Но едва ли не самый важный параметр, на который следует обратить внимание — это тип клавиатуры избранного вами цифрового фортепиано. Мы уже говорили о том, что электронный инструмент должен реагировать на игру музыканта так же, как и акустический — и наоборот, исполнитель должен чувствовать их клавиатуры одинаково. Мало того, что клавиатура «по умолчанию» должна быть динамической (активной), то есть громкость звука зависит, как и в обычном фортепиано, от силы удара по клавише — она должна оказывать известное сопротивление нажатию. Конечно, даже сейчас встречаются цифровые фортепиано с пассивной (нединамической) клавиатурой — но это уже совсем дешевые и несерьезные модели, в которых громкость звучания клавиатуры регулируется одним переключателем или их набором. Но и одной только «динамичности» клавиатуры мало для цифрового фортепиано — при постоянном использовании исключительно динамической клавиатуры даже может пострадать ваша техника исполнения. Для достоверной во всех смыслах игры на инструменте необходимо, чтобы он был оснащен взвешенной или полновзвешенной клавиатурой, которая достоверно передает ощущения от нажатия на клавиши, как при игре на акустическом фортепиано за счет использования пружинно-рычажного тракта клавишного механизма. Русскоязычный термин не очень точен — его английским аналогом является «Weighted / Fully-Weighted», что в обоих случаях было бы разумно переводить как «полновесная». Ведь клавиатура ни к чему не подвешивается! Ее же называют и «молоточковой клавиатурой» — понятно, за счет создания ощущений удара молоточка по клавише. Нужно отметить, что типы полновесных или молоточковых клавиатур в английской терминологии делятся на Graded Hammer Action (градуированная молоточковая) и Balanced Hammer Action (балансная молоточковая) — именно первая из них установлена на большинстве цифровых фортепиано. При использовании градуированной клавиатуры клавиши в нижнем регистре нажимаются немного тяжелее, а в верхнем — легче, ровно так же, как на акустических фортепиано, где толщина и длина струн разная, и усилия на нажатие клавиш распределены соответственно. Балансная клавиатура тоже передает ощущения от нажатий, как на акустических фортепиано, но без распределения по силе нажатия от нижней октавы к верхней. В отдельных моделях цифровых фортепиано может применяться полувзвешенная (Semi-Weighted) клавиатура без молоточковой механики — просто клавиши нажимаются с известным усилием. Однако это далеко не самый лучший вариант для серьезного музыканта.
Цифровое фортепиано — это полезный и нужный музыкальный инструмент, к которому, как и к любому современному клавишному инструменту необходим серьезный подход даже на стадии выбора. Цифровой инструмент экономит пространство, да и весит немного; обладает исполнительской гибкостью, не требует ежегодной настройки и позволяет исполнять музыку в любое время суток с использованием головных телефонов. Цифровые фортепиано полупрофессионального и профессионального уровня все чаще заменяют акустический инструмент, в том числе при обучении. А о преимуществах «цифры» над «акустикой» — смотри чуть выше.
Всеволод Баронин