НАСЛЕДНИЦЫ ГИТАРНОГО СИНТЕЗАТОРА. USB-ГИТАРЫ
Что может быть более естественным для музыканта, нежели желание расширить возможности обработки звучания избранного инструмента и одновременно облегчить его коммутацию с системами звукоусиления и звукозаписывающим оборудованием? Этим требованиям в полной мере отвечают такие пока в меру экзотические музыкальные инструменты, как USB-гитары, предусматривающие возможность подключения не только при помощи стандартного инструментального разъема ¼" TRS, но и посредством USB-разъёма и соответствующего кабеля. Из этого вытекают понятные преимуществ такой гитары в эпоху цифровой звукозаписи, и не только.
Сама идея прямой связи электрической гитары и звукозаписывающей системы берет своё начало, как ни странно, вовсе не в необходимости упростить эту связь и исключить из неё интуитивно настраиваемый воздушный промежуток между динамиками гитарного усилителя и снимающим с них звук микрофоном, или несколькими микрофонами. USB-гитару, то есть инструмент, предусматривающий возможность прямого соединения по USB-порту с микшерным пультом (неважно, физическим или виртуальным) нужно рассматривать как прямую наследницу такого не самого очевидного в российской реальности устройства, как гитарный синтезатор.
Мысль о том, чтобы заставить гитару звучать не по-гитарному, пришли в головы музыкантов и инженеров еще в середине 60-х, когда технология усовершенствования звука электронных клавишных инструментов была на подъёме. Причем за разработку таких инструментов брались и компании, имевшие разве что косвенное отношение к гитарам — так, первым коммерческим образцом полноправного гитарного синтезатора стала гитара Vox V251, именовавшаяся разработчиками «гитарным органом». Этот инструмент имел отдельные выходы для нормального гитарного сигнала и для сигнала «органа», формируемого встроенной электроникой гитары. Как видите, наличие разных выходов свойственно и для USB-гитары. Но позже, в 70-е представления о гитарном синтезаторе раздвоились — одни бренды продолжали создавать гитары с встроенными блоками эффектов, другие работали над внешними обработками, усовершенствовавшими звук инструмента до неузнаваемости. К числу вторых относится единственная относительная удача в данной области — синтезатор ARP Avatar, известный нашему слушателю старшего поколения по его использованию в сценическом инструментарии группы «Автограф» в 1982–1983 годах. К великому сожалению для разработчиков на примере этой системы (коммерчески оказавшейся сверхубыточной при соотношении затрат и доходов 4:1) оказались видны все недостатки классического гитарного синтезатора — плохой строй, отдельный звукосниматель на гитару и отдельный же кабель для коммутации этого звукоснимателя с синтезатором. Как ни странно, но пришествие формата MIDI (Musical Instrument Digital Interface) в 80-е положение не исправило — возможность частичного обращения гитары в контроллер приводила к тому, что подобные инструменты звучали плохо как гитары и оказывались не лучшими контроллерами. Опять же по тем временам они требовали отдельных звукоснимателей и кабелей, а массивные встроенные электронные блоки никак не улучшали их эксплуатационных свойств — так что памятником гитарным синтезаторам оказались лишь несколько альбомов таких неординарных виртуозов как Аллан Холдсуорт (Allan Holdsworth) и Пэт Метени (Pat Metheny). Потребовалась современная миниатюризация элементной базы и возникновение виртуальных студий на базе компьютеров и i-устройств, чтобы создать действительно надёжную гитару с цифровым выходом. Это и оказалась USB-гитара.
Нужно отметить, что USB-гитара при явном наследовании гитарному синтезатору передает на цифровой выход (USB) и второй аналоговый выход для наушников (обычно 1/8") чистый необработанный сигнал. Наличие в подобных инструментах встроенного аналогово-цифрового преобразователя (АЦП), то есть звуковой карты, делает ненужной внешнюю звуковую карту — USB-гитара является полноценным внешним устройством. При подключении гитары по порту USB она определяется компьютером как внешнее устройство. В комплект USB-гитар могут включаться не только драйвера для нормальной коммутации с компьютером, но и программы, обеспечивающие эмуляцию различных моделей усилителей. Таким образом, назначение USB-гитар — быть инструментом для музыкантов, заинтересованных в скорейшем и простейшем сопряжении гитары с виртуальной студией, что бы это не означало — занятия на инструменты под метроном или записанный аккомпанемент или записи демо-материала.
Конечно, необходимо упомянуть о представленных на рынке основных моделях USB-гитар — ведь, поскольку эти инструменты наследуют именно гитарным синтезаторам, за их производство взялись даже исходно «негитарные» бренды, к примеру Behringer. Но мы говорим именно о USB-гитарах «с историей» — и самой солидной из них является модель Fender Deluxe Strat HSS Plus iOS, доступная в расцветках «яркий состаренный вишнёвый» (Aged Cherry Burst) и «табачный санбёрст» (Tobacco Sunburst). Притом, что на этой гитаре можно играть через обычные усилители, использую стандартный выход ¼" TRS, она допускает и прямую работу с современными моделями i-устройств: в её комплект входит соединительный кабель USB mini-B / Lightning, причём возможно использование и отдельно приобретаемого кабеля USB mini-B / MFi для старых моделей устройств. Также в комплекте — кабель USB mini-B / USB Type A для коммутации с компьютерами. Выход 1/8" для наушников обеспечивает стереофонический сигнал. В остальном же это просто классический и инструмент с корпусом из ольхи и кленовым грифом с радиусом скругления 9.5" (241 мм) и 21 ладе типа Medium Jumbo. Звукосниматели — синглы у грифа и в средней позиции и хамбакер у бриджа. Переключатель звукоснимателей — традиционный пятипозиционный; регуляторы — общий уровень сигнала, общий тон и уровень сигнала на выходе наушников.
Столь же консервативна на первый взгляд и гитара Epiphone Ultra-339 с вишнёвой расцветкой корпуса (Cherry), либо расцветкой «винтажный санбёрст» (Vintage Sunburst). Но помимо двух традиционных звукоснимателей-хамбакеров ProBucker на ней установлен звукосниматель NanoMag, установленный за последними ладами и обеспечивающий акустическое звучание инструмента по отдельному ¼" TRS-выходу. Он дополнен темброблоком с регулировками «Low», «Treble» и «Gain». Кроме того, возможна работа обоих типов звукоснимателей в стереорежиме, что позводит обогатить звук интересными нюансами. Плюс, конечно, имеется USB-выход. Особенность этой модели — встроенный тюнер со светодиодной индикацией (11 светодиодов), включаемый прямо с верхней панели. Питание всей «бортовой электроники» осуществляется от одной батереи типа «Крона» (9 В). Длина мензуры грифа из красного дерева с накладкой из палисандра — 24¾" (629 мм) при 22 ладах Medium Jumbo.
Не менее примечательны и электроакустические USB-гитары бренда Fender, а именно Telecoustic Plus (V2), Telecoustic Premier (V2), Stratacoustic Plus (V2) и Stratacoustic Premier (V2). На всех этих моделях установлен порт mini USB, а их конструкция также современна — корпус (нижняя дека и обечайка) изготовлены из стекловолокна и на гитарах установлены звукосниматели Fishman Isys III плюс тюнеры и активные усилители с трехполосным эквалайзером («Bass» — «Mid» — «Treble»). Длина мензуры грифа с 21 ладом — 25½" (648 мм). И нет никакого сомнения, что использование всех вышеперечисленных инструментов позволит музыканту добиться свободы манёвра при коммутации инструмента в цифровой студии, а при желании исполнять совсем уж хитрую музыку — и на сцене.