НАЗАД В БУДУЩЕЕ: 4 ПРЕДСКАЗАНИЯ О МУЗЫКЕ, КОТОРЫЕ СБЫЛИСЬ В НАШИ ДНИ
Будущее музыки и способов ее потребления широко обсуждаются в последние годы. Стриминг-сервисы, непрозрачность во всем, что касается авторского права, опасения, связанные с пиратством – все это очень сильно заботит исполнителей сегодня. Мы все часто задаемся вопросом, как выжить музыканту в эпоху бесплатных сервисов и вседоступности, и большинство выводов не так уж оптимистичны.
Прогнозы того, как мир будет выглядеть через 10, 20, 30 лет вызывают любопытство почти у каждого человека. «Джетсоны», «Назад в будущее» и многие другие фильмы и книги описывают идеи о будущем, и, хоть пока у нас нет летающих машин и путешествий во времени, множество из предсказаний сбылись довольно точно.
Точно так же, как и мы сегодня, музыканты прошлого тоже интересовались тем, как будет звучать, выглядеть и продаваться музыка спустя годы. Некоторые из икон музыки дали довольно точные предсказания, которые работают сейчас. Так что запрыгивайте в наш ДеЛориан, и летим в прошлое (чтобы узнать кое-что о будущем)!
1. ДЖИМ МОРРИСОН
Вот отрывок из интервью 1969 года:
«Вот, что, вероятно, произойдет очень скоро: любой талантливый и увлеченный ребенок сможет стать звездой самостоятельно! Я себе представляю какого-нибудь пацана, сидящего у себя в комнате, обложенного записями и такой электрической… - ну типа Moog с расширенными возможностями – клавиатурой, в которой есть огромное количество опций, которая может звучать, как целый оркестр! Я уверен, что есть такой человек, который сидит сейчас в своем подвале и изобретает совершенно новую форму для музыки!».
Что вы скажете на это? Старина Джим отлично знал, о чем говорит. Все сбылось с абсолютной точностью.
2. ДЭВИД БОУИ
Мало того, что Боуи был одним из величайших, самых странных и ярких, интересных музыкантов, что нам доводилось когда-либо слышать, он также обладал и даром пророчества (хотя, он просто был довольно умным). Вот, что он говорил в 2002-м году – пусть это было всего 14 лет назад, но за это время в музыкальном бизнесе очень многое успело поменяться.
«Я абсолютно убежден в том, что авторскому праву осталось жить около 10 лет. Авторство и интеллектуальную собственность ждут тяжелые времена. Так что, ребята, советую прямо сейчас выжать из возможностей копирайта по максимуму, потому что позже у вас такого шанса не будет»;
«Музыка сама по себе превратится во что-то типа воды в вашем кране или электричества. Так что приготовьтесь постоянно ездить на гастроли – это, пожалуй, единственная вещь, которая останется от нашего времени в будущем. Я думаю, что это очень волнующе! Хотя, по правде сказать, абсолютно неважно, считаете ли вы, что это волнующе или нет, нравится вам это или нет – это просто произойдет и всё!».
Ну, что же, копирайт все еще существует, а вот в том, что музыкантам действительно скоро из всех возможностей заработать останутся только гастроли, он, скорее всего, был прав.
3. ДЖОРДЖО МОРОДЕР
Пионер электронной музыки и кино-композитор Джорджо Мородер не так давно появился на альбоме Daft Punk ‘Random Access Memories’. Вот, что он рассказывает о том времени, когда он был молодым (70-е годы), и какие мысли его посещали:
«Я хотел сделать альбом со звуком 50-х годов, потом альбом со звуком 60-х годов, 70-х и, в конце концов, я хотел добиться звучания будущего. И тогда я подумал: “Минуточку, я же знаю о существовании синтезатора, я могу его использовать – ведь он и есть звук будущего!”Я понятия не имел, что именно нужно с ним делать, но сделал все, чтобы научиться с ним работать».
Мородер не был первым, кто начал создавать электронную танцевальную музыку – это сделали Kraftwerk еще в начале 70-х годов, но именно он продемонстрировал миру ее бесчисленные возможности. Для записи своего сольного альбом ‘E=mC2’ он использовал 25 синтезаторов и два мини-компьютера. Пластинка оказала огромное влияние на все развитие электронной музыки и до сих пор звучит очень круто.
4. БРАЙАН ИНО
Ино считается одним из главных новаторов, работающих со звуком, и он тоже высказывал довольно интересные мысли о будущем музыки. Вот отрывок из его интервью 1995 года журналу Wired:
«Люди в будущем уже не будут продавать собственные музыкальные опусы. Это, скорее, будут некие системы, которые будут позволять покупателю настроить или доделать музыку по собственному усмотрению. Таким образом, музыканты будут выпускать незаконченные куски музыки, этакое сырье. Но это будет сырье высокого класса, имеющее собственный сильный “аромат”…»
Предсказания Ино не сбылись точно, но можно представить, что подобное время придет очень скоро. Исполнители и продюсеры уже публикуют дорожки композиций, предлагая слушателям сделать на них ремиксы. В 2013 году основатель Spotify Дэнил Ик вспоминал слова Брайана Ино, представляя себе, что совсем скоро альбомы станут появляться в 30-ти разных версиях, а песни будут иметь большое количество разных окончаний!