Новая музыка. Часть 21
Deep Purple
Now What?!
* * *
Это могло стать одним из главных музыкальных событий года. Восемь лет у группы не было новых студийных альбомов. Но дело даже не в этом. А в том, что сам коллектив давно имеет несколько клоунскую репутацию балагана, который вместо творчества возит по миру давным-давно всем надоевшие "Smoke on the Water", паразитируя на ностальгии любителей классического рока. Казалось, что ничего нового никто не услышит. Да и нужно ли кому новых песен Deep Purple? Нужно или не нужно, но этот альбом послушает практически каждый рок-меломан возрастом за 30. Хотя бы потому, что интересно. В составе, принявшем участие в записи - три настоящих классика (Гиллан, Пэйс, Гловер). Морза, который играет в группе почти десять лет, также давно можно назвать органичной частью "пёрплов", влился он очень органично. Все его недостатки - это только то, что его фамилия не Блэкмор. А других претензий предьявить к Стиву невозможно. Но ведь если посмотреть на сегодняшние реалии, то и самого Блэкмора назвать Блэкмором можно только по фамилии, а не по тому, что он играет. Поэтому тут можно только смириться, что перед нами Deep Purple без Лорда и Блэкмора. Хотя на саунде это особо не сказывается - звук на все сто "пёрполовский", конечно, с учетом поправок на современность. Очень хорошо спел все Гиллан (даже без поправок на свой возраст), хотя его, возможно, слишком много на этом альбоме. А теперь о грустном. Помимо звучания, аранжировок и вокала на альбоме больше нет ничего такого, что заставило бы нас вспомнить о старом добром Deep Purple, невероятной крутизны одной из лучших групп мира. Песни откровенно скучные и фоновые. Люди будут отходить до бара или туалета, пока это будут исполнять на концертах. Все будут ждать "Smoke on the Water". Это как на выступлениях Metallica, куда народ ходит послушать Master Of Puppets. А новое, увы, не выдерживает конкурентной борьбы. Это как футбольные матчи ветеранов - люди показывают, что они еще живы и могут играть. Но это уже не высшая лига, которую мы полюбили. Увы.
Rob Zombie
Venomous Rat Regeneration Vendor
* * * *
Все, что я раньше знал об этом исполнителе, так это то, что у него на гитаре уже много лет играет великий John5. Соответственно мне казалось будто бы музыка Rob Zombie должна была быть где-то близка к Marilyn Manson, где John5 отработал шесть предшествующих "зомби-периоду" лет. Тем более у Роба примерно такая же репутация тюнингованного любителя ужастиков Alice Cooper. Но как это часто бывает, послушать Роба все как-то не получалось. И вот выходит новый - это отличный повод проснуться, встряхнуть головой и наконец-то дойти до киоска с музыкой. Итак, что мы имеем? Новый альбом Rob Zombie - это действительно тяжелая по звучанию музыка. И это достаточно современный метал. Оно совсем не похоже на нечеловеческую музыку John5. Это скорее более рокенрольное творчество с риффами ближе к Motley Crue и Motorhead, а местами даже к старому Def Leppard c его манерой мешать гитары с электроникой (альбом "Hysteria"). Мне кажется, Rob Zombie очень хорошо бы смотрелся в одной связке на концерте с Billy Idol. Есть в них некая ритмическая общность. Мне очень понравился этот альбом Rob Zombie - в нем есть достаточно редкая для нынешней тяжелой музыки драйвовая составляющая, которая цепляет и заставляет чуть ли не пританцовывать. Иногда это можно назвать грувом. Вспомните древнюю депешовскую вещь "I Feel You" (из которой потом U2 столько всего перетащат в свое творчество). Так вот, как бы это странно ни звучало, эта "I Feel You" - она как будто была изначально написана для Rob Zombie. Я написал странно, хотя, чего тут странного, если уж Marilyn Manson не стеснялся петь депешей. В общем, теперь у меня нет выхода - я хочу послушать предыдущие альбомы Rob Zombie.
The Black Crowes
Wiser For The Time
* *
Когда-то это была очень знаменитая группа из числа "на гребне волны" - они ассоциировались с блюзом и "настоящим рокенролом". И даже Jimmy Page c ними выступал как-то на концертах, что потом было увековечено в соответствующем альбоме. Ныне же эта группа где-то в "дальних углах", ибо их не видно и не слышно. Большинство музыкальных журналистов на Западе характеризуют этот этап жизни коллектива как попытку вернуться обратно в высшую лигу. Мне кажется, безуспешную. Потому что и музыка такая (блюз-рок) особо никому не нужна (если только вы не современные ребята типа того же Jack White), и музыканты у вас явно не такого уровня, как в ZZ Top или хотя бы в Aerosmith. Новый альбом - это концертная запись на двух дисках - первый акустический, второй электро. И то, и то очень серо и скучно. Такое ощущение, что парням уже лет по семьдесят и сил у них совсем не хватает на что-то более серьезное, чем шоу для пятничной аудитории пивного бара средних размеров. Уху абсолютно не за что зацепиться. Лучше бы они альбом кавер-версий Cream записали.
Hugh Laurie
Didn't It Rain
* * * *
Актер, по которому после сериала "Доктор Хаус" до сих пор сходит с ума море московских офисных барышень, продолжает делать то, о чем мечтал всю жизнь, - заниматься музыкой. Пару лет назад он выпустил прекрасный дебютный альбом. В том же году появился фильм Down by the River, где Хью ездит по древним американским местам, играет блюз, общается с носителями этой культуры и проникается настроением. Это один из самых приятных фильмов о блюзе - очень рекомендую. Новый альбом - это продолжение славного музыкального пути талантливого человека. На этот раз перед нами посвящение Новому Орлеану. Взрослая музыка, сделанная по всем правилам стиля. Удивительно, как Лори показывает нам, что спокойная взрослая музыка, основанная на блюзе - это совсем не обязательно такая смертельная тоска как, к примеру, современный Клэптон. Очень хорошо заметно, что со времени первого альбома Хью осмелел и больше поверил в свои силы. Он не стесняется заигрывать с другими стилями (например, танго). Он привлекает приглашенных музыкантов и не стесняется выдвигать их на лидирующие позиции по части вокала. Одна из сильнейших сторон альбома - это невероятно бережное отношение к традициям и стилистике - ощущается, насколько глубоко и точно Хью все знает и чувствует. Такое бывает только когда слушаешь такую музыку минимум лет двадцать.
Queensryche
Frequency Unknown
* *
В свое время Empire, их альбом 1990 года, казался невероятно революционным и историческим. Он был эпохальным для всего рока и стоял на одном уровне с такими шедеврами как Faith No More "The Real Thing" или Nirvana "Nevermind". Прошло более двадцати лет. И об Empire потихоньку все забыли, и о самой группе Queensryche. А между тем они все эти годы работали, делали альбомы, старались. Просто времена изменились. И сама группа - как прыгун с шестом, которому однажды в жизни покорилась большая высота, а дальше все. Не допрыгнуть до своих же рекордов. Новый альбом - нечто очень-очень унылое. Очень профессионально исполненное и качественно записанное нытье с вокалом в духе мэйденовского Брюса Дикинсона и неспешными рассудительными гитарами. Ощущение, что Queensryche попытались максимально близко скопировать стилистику своего самого успешного альбома Empire, но кроме стилистики ничего больше не скопировали. Композиторский кризис - вот самая большая и главная проблема в современном роке. Играть и записываться все научились, а вот сочинять прекрасные песни - это до сих пор элемент случайности и везения.
Buckethead
Pike 11
* * * *
Кто такой Buckethead, откуда он взялся и почему он выступает с ведром на голове - эти и другие вопросы мироздания волнуют гитарную общественность не первый год. Когда-нибудь мир получит ответы на все эти вопросы. А пока нам только и остается, что выдвигать гипотезы одна другой краше. Моя лично версия относительно личности Buckethead - он робот. Первый гитарный робот вселенной. И дело даже не в его музыке - идеально выверенном гитарном пилилове, холодном, как снежная королева и космическом, как луна. В прошлом году вышло минимум шесть альбомов Buckethead. В этом году уже два (помимо этого Pike 11 существует еще и Pike 12). А всего у этого парня только сольных альбомов больше сорока. А ведь он еще и с другими людьми записывается регулярно. Обычные люди и без ведер на головах, даже если втроем соберутся, то вряд ли столько всего запишут даже за всю свою жизнь. А вот для Buckethead это пара пустяков. Потому что он робот. Других объяснений нет. Есть ли смысл описывать творчество "ведроголового"? Это самого высшего качества инструментальный гитарный шред-рок метального характера. А поскольку уровень музыканта невероятно крутой, то он без проблем прыгает со стиля в стиль, словно бабочка "с цветка на цветок", как бы сказал Дмитрий Четвергов. Невероятная техника, широченный музыкальный кругозор, чувство юмора и явное обожествление такого явления как электрогитара. Конечно, в эти песни воткнет не каждый. Но зато когда вы туда погрузитесь с головой - наслаждение гарантировано. Гитара будет словно балерина выписывать перед вашими глазами самые невероятно красивые движения.
Автор текста: Сергей Тынку