Новая музыка. Часть 56

Новая музыка. Часть 56

Этот обзор посвящен инструментальной гитарной музыке.

 


Borislav Mitic
Electric Goddess
* * *

Я думал, этот музыкант, судя по его имени, родом откуда-нибудь из Сербии или Хорватии. И не ошибся. Он из Белграда. Стандартная история. В 11 лет начал играть на гитаре, наслушавшись соляков таких людей, как Ritchie Blackmore, Jimi Hendrix, Michael Schenker. В 18 лет подсел на гитарных героев новой волны - Yngwie Malmsteen, Steve Vai, Joe Satriani. Потом в конце девяностых отослал свои записи легендарному продюсеру Mike Varney, владельцу Shrapnel Records, где так любят виртуозных гитаристов с дисторшен. Ну и дальше все закрутилось. Парень переехал на американский континент и стал работать гитаристом. Теперь он живет в Канаде и это его аж четвертый сольный альбом. У меня не получилось с этой записью никакого удовольствия. Слышно, что человек умеет играть, но толку от этого не наблюдается. Типичный альбом гитариста, которому надо в какую-нибудь металлическую группу, типа немецких Accept, Rage, Helloween, Blind Guardian и далее по списку. Аранжировки претендуют на оригинальность и прогрессивность - пониженные строи, акустические вставки. Некоторые медленные “плачущие” соляки (и не только соляки) сделаны явно под влиянием Сатриани - его влияния, пожалуй, больше всего на этом альбоме. Записано все это тоже как-то странновато. Вроде бы слышно партии всех инструментов, но “ощущение разнобоя” не покидает весь альбом. В общем, если и называть что-то “третьим эшелоном” инструментальной гитарной музыки, то, вероятно, Borislav Mitic именно к нему и относится. То есть если вы не слушаете такую музыку в принципе, то оно может покатить. Но если же вы наоборот “сидите на записях” Satriani, John5 или вообще на Mattias IA Eklundh, Animals As Leaders, Buckethead, то Borislav Mitic будет для вас слишком примитивным.

 


Dave Lockwood
Cobequid
* * *


Еще один инструментальный гитарный альбом. Он находится где-то посередине между джазом и роком. Легкие по металлическим меркам аранжировки без какого-либо дисторшен. И поющая неторопливая гитара, настраивающая вас на расслабленный, релаксирующий полет фантазии. Иногда немножко фанка, иногда чуть-чуть акустики, иногда горстка непривычных для уха нот. Идеальная фоновая музыка - совершенно неяркая и невзрывная. Заснуть под это дело запросто. Более того, ощущение, что у Дэйва просто было немного готовых фонограмм минус, на которые он просто чего-то наимпровизировал от балды, главное чтобы звук был красивый. И оно реально красивое получилось. Хотя дай эти фонограммы Jeff Beck или еще кому-то из больших, они бы, я уверен, напилили бы сходу еще более красивого. То есть в данном случае все дело не в конкретных гитарных партиях. Просто нарулен красивый звук, сделаны отличные минуса и дальше остается только ”не испортить”. Это в фотографии такое бывает, когда господь за тебя построил отличный пейзаж и навел прекрасную погоду с живописными небесами, а твой приятель купил хорошую фотокамеру и настроил там правильный режим съемки, с нужными выдержкой, диафрагмой, светочувствительностью и балансом белого. Тебе остается только нажать на кнопку, чтобы получилась красивая фотография. Я не знаю, по какой технологии создавался этот альбом, но результат получился нормальный, хотя ничего уникального в нем нет. Сидеть летом в ресторане на улице, где-нибудь с видом на море и неспешно потягивать холодное вино под эту музыку было бы вполне уместно. Ну или если оно будет в лобби респектабельного отеля негромко играть - тоже прокатит. Но, увы, ни разу не искусство.

 


Mark Claytor
Uprising
* * *


Одна знакомая девушка посмотрела разрекламированный голливудский фильм и написала потом отзыв: “Сандра в свои 49 в отличной форме. Девочки, спокуха, у всех есть шансы, просто надо не жрать”. Я вспомнил об этой фразе после того как узнал, что Mark Claytor начал играть на гитаре в 1988 году, а в 2012 году у него вышел дебютный альбом Uprising. То есть если я начал играть в 1991 году, у меня еще остается вполне реальный шанс тоже выпустить когда-нибудь дебютный альбом. Или два. Самое удивительно при этом, что у этого парня, которого никто не знает, откуда-то целая гора эндорзмента, брендов десять. Мне, конечно, названия гитар Vengeance, примочек ModTone или усилков Fuchs мало о чем говорит, но вот педали Morley не знает только ленивый. Не знаю, где Mark записывал свою музыку, но вот обложку для альбома явно делал сам на коленке, ну либо какой-нибудь “сын соседа, в свободное от школы время”. После такой обложки и музыку ожидаешь соответствующую. Но она, кстати, оказалась не так уж и плоха. Хотя и весьма однообразна. Такое ощущение, что парень взял за основу какую-то одну песню Joe Satriani и на ее основе выстроил весь свой стиль альбома. Ну, например, сатчевский трек The Souls Of Distortion с альбома 2004 Is There Love In Space. Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы косить под какого-то известного артиста, лидера того или иного жанра. Засада тут только в одном, если ты подражаешь, то тебя обязательно будут сравнивать с оригиналом. И тут уж надо быть реально крутым, чтобы не облажаться. Какой-нибудь Jimmy Page запросто мог выйти и нарубить старого блюза так, чтобы не было стыдно на фоне мастеров прошлого. А вот у Mark Claytor на фоне Joe Satriani ничего не получилось. Очень однообразный везде звук, один темп и как будто даже одна тональность. Очень мало вариаций и отклонений в сторону. Ну и сами мелодии, увы, не дотягивают до уровня Джо. А так, конечно, музыка качественная. Только если говорить об альбомах Сатриани - то там гитары можно описать так - вышел болгарский хор, спел свою песню, потом вышел австрийский хор, спел свою и т.д. А у Mark Claytor это выглядит, как вышло два музыканта и весь альбом поют одну песню. В общем, ни капли не катит.

 


Steve Hunter
The Manhattan Blues Project
* * * * *


Очень взрослый профессиональный дядька возрастом за 60, который переиграл с кучей известного народа типа Lou Reed, Alice Cooper, Peter Gabriel, Jack Bruce, David Lee Roth и пр. Новый альбом тоже не обошелся без звездных гостей (Joe Satriani, Joe Perry, Marty Friedman, Johnny Depp, The 2Cellos, Michael Lee Firkins, Phil Aaberg, Tony Levin, Tommy Henriksen). Соответственно, и результат у Steve Hunter получился весьма и весьма положительный. Очень милый альбом. Воздушный и космический. Я бы не стал его ни разу называть блюзовым, несмотря на то, что слово Blues присутствует в названии записи. Это скорее балладно-колыбельная легко-роковая музыка по настроению, близкая к битловской Sun King с альбома Abbey Road. Слова "волшебство" и "наслаждения" как нельзя близко подходят к этим чарующим звукам. Гитара действительно поет. Конечно, никакими виртуозным запилами тут не пахнет. Но зато несколько раз встречаются удивительной красоты слайдовые соло. Достойная запись для того чтобы быть в любой коллекции инструментальной гитарной музыки, даже если вы и не слушаете такого рода звуки обычно.

 


Jarle H. Olsen
Quadrasonic
* * * *


Этот альбом вышел два года назад, но руки до него добрались только сейчас. Инструментальный прогрессив-проект норвежского гитариста с пока единственным альбомом. Холодная техничная музыка перегруженной гитары. Идеально для саундтрека про космические путешествия к далеким мирам. Очень заметное влияние Dream Theater. Сыграно все и записано очень здорово. Такую музыку надо слушать в наушниках и с закрытыми глазами, чтобы ничего не отвлекало и не мешало упустить все мельчайшие детали. То есть для поездок в метро самое оно. Ну или если ты работаешь на заводе за станками, то тоже очень хорошо покатит. Хотя временами кажется, что очень не хватает волнующего вокала Владимира Кузьмина с его “А за окном всё так же стонут провода, и поезд мчит меня в сибирские морозы”. Это придало бы какой-то жизненности и очеловеченности альбому. И, возможно, добавило бы оригинальности. В целом же каждая песня звучит практически как гимн. В гитарной работе упор по большей части сделан на мелодичные, хотя и быстрые соло, а не на риффы.

 


Glenn Proudfoot
Lick 'Em
* * * *


Еще один не новый альбом, который только ныне удалось послушать. На этот раз работа 2010 года. Очень странная обложка альбома. Такое ощущение, что альбом расчитан на аудиторию геев или женщин с недостатком мужского внимания. А между тем слушать такую музыку будут исключительно волосато-бородатые фанаты алкоголя, умеющие в любом состоянии сходу назвать по именам 20 педалей перегруза и 30 датчиков “для мяса”. Сайт Глена, говорит нам, что он соло-гитарист легендарной европейской прогрессив-команды Prazsky Vyber (Чехия, Прага), и что гитарист сделал себе имя в Европе и Австралии. А группа продала миллионы альбомов и играла перед миллионами людей. Альбом Lick 'Em записан в Чехии, а мастеринг был сделан в Австралии. Весьма колоритная связка Чехии и Австралии. Умом мне это не понять. Glenn, судя по всему, одержим идеей трушности - на альбоме написано, что никаких клавишных, синтезаторов, драм-машин и семплов на записи не было использовано. Попробуем послушать, что же он там наиграл, гитарный чешско-австралийский герой. Первая композиция, такое ощущение, написана под впечатлением от ваевской Bad Horsie. Дальнейшее, в общем-то, не далеко ушло. Очень много от Стива Вая. Причем не от всего многокрасочного Вая, а буквально от двух его песен, то есть пары направлений. И сам по себе звук - нельзя сказать, что бы это была самая приятная из всех ипостасей вариация дисторшен. Очень визгливо и чересчур много высоких частот. Причем очень смешно, когда ваевской манерой игры, и при этом каким-то чересчур песочным саундом Глен начинает косить под другого известного гитариста из Америки. Ну то есть когда он выдает что-то очень похожее на Midnight и что-то на Satch Boogie. Местами Glenn прикладывает свою технику к гармониям в духе SRV. Получается и прикольно, и смешно одновременно. Это похоже на то, как один известный наш гитарный виртуоз как-то спрашивал меня: “Серега, а в каком стиле мне сделать альбом? Я в любом могу, только не знаю, что сейчас модно”. Перед Glenn такие вопросы судя по всему не стоят.

 


Hudson Cadorini
Turbination
* * * *


Люди, давно и пристально следящие как за тяжелым металлом, так и за шред-гитарой, давно знают, что Бразилия в последние лет 20 превратилась в весьма урожайное место по части всего, что связано с перегруженной гитарой, - музыканты весьма трушного калибра плодятся там регулярно и хорошо. Turbination - это дебютный альбом 2008 года бразильского гитариста Hudson Cadorini. Хорошая качевая музыка, основанная на риффах. Ну и соляки в давно узнаваемом стиле “немного от Сатча плюс немного от Вая”. Записано все достаточно мутновато, но зато чувствуется, что с большим энтузиазмом. Я все время пытался услышать какие-то специфические бразильские нотки и ритмы, но ничего такого обнаружено не было - видать, Hudson Cadorini вырос совсем на другой музыке, нежели все эти “самбы-ламбады”.
 

Автор текста: Сергей Тынку

Предыдущая Следующая