О ЧЕМ НУЖНО ДУМАТЬ, НАХОДЯСЬ НА СЦЕНЕ?

О ЧЕМ НУЖНО ДУМАТЬ, НАХОДЯСЬ НА СЦЕНЕ?

Идет ли речь о музыке, работе, вечеринках – мы все привыкли иногда отвлекаться от ситуации или разговоров. Иногда нам просто неинтересно, а иногда мы чувствуем себя не в своей тарелке, и единственное спасение – это улететь куда-то подальше в собственных мыслях. Если мы слушаем скучную историю друга, который рассказывает ее в сотый раз, или играем одну и ту же песню каждый вечер на протяжении года, то вполне понятно, почему мозгу необходимо еще какое-то пространство, куда направить свою энергию. Отпуск для мозга – это прекрасно, но это не лучшее решение для сцены.

КАК ОТВЛЕЧЕНИЕ ВЛИЯЕТ НА МУЗЫКУ?

Концерты – это всегда захватывающий опыт, но он очень сильно отличается от того, что мы получаем в репетиционной комнате (хотя и там, и там играем музыку). Независимо от того, играете вы шоу перед сотнями людей или парой ребят у бара, существуют отвлекающие факторы, от которых очень нелегко отделаться.

Ваш мозг – это порой ваш худший враг на сцене. Он ответственен за волнение и массу других вещей, которые отвлекают вас от самого главного – самой музыки. Если добавить все остальные факторы, зависящие от помещения, количества людей в зале, качества звука и т.д., можно понять, почему у многих музыкантов есть проблемы с фокусировкой.

Если вы просто скажете себе «соберись! сконцентрируйся!», это вряд ли поможет проблеме. Когда существует какое-либо давление, очень тяжело сконцентрироваться на том, что имеет наибольшее значение. Мало того, большинство музыкантов никогда не тренировалось фокусироваться. Даже если вы знаете объект, на котором нужно сосредоточить свое внимание, недостаток практики в этом даст о себе знать.

В итоге, мы видим на сцене музыканта, который, казалось бы, играет и слушает, а на самом деле он просто проигрывает заученные ноты. Только тот факт, что вы слышите музыку, еще не значит, что вы ее слушаете.

О ЧЕМ НУЖНО ДУМАТЬ НА СЦЕНЕ?

Так куда же направить свои мысли, находясь на сцене? Ну, ответ очевиден.

Для начала, научитесь игнорировать ближайшее прошлое. Вы сыграли неправильную ноту. Вспомните лицо Питера Гриффина, восклицающего «О боже мой, да всем на**ать!». В общем-то, это чистая правда. Это уже случилось, и ваши раздумья и негодования не вернут вас обратно, чтобы вы смогли исправить ошибку и сыграть ноту правильно. Оставьте ее в покое и двигайтесь дальше.

Во-вторых, игнорируйте будущее. Да оно неизменно придет, но оно не будет таким уж радужным без хорошего настоящего, не правда ли? Настоящее – это единственная вещь, которую мы можем контролировать, так что имеет смысл все свои усилия направлять именно сюда. Вы можете подумать, что необходимо следить за техникой и вашим инструментом, но «микроменеджмент» и работа над деталями должны оставаться в пределах репетиционного помещения, им не место на сцене.

Когда вы на сцене, вы должны заботиться о музыке, осознавать свое собственное звучание внутри коллектива, и уделять внимание своим движениям. Как только это происходит, музыкант оказывается в так называемом «потоке». Наверняка, у вас были такие концерты, когда вы понимали, что все происходит само собой – возможно, иногда это случалось просто так, а иногда вы прикладывали к этому какие-то усилия. Обычно такое состояние приводит к великолепному результату, музыканты и публика остаются очень довольны концертом.

 Конечно, любому музыканту хочется, чтобы каждый концерт был именно таким, хочется, чтобы магия происходила просто так. Однако ждать ее и надеяться – это не единственный выход. Ее появление на каждом концерте можно «отрепетировать». Однако это далеко не те репетиции, к которым вы привыкли. Разумеется, нужно оттачивать свои песни и выходить на сцену с уверенностью, но здесь речь идет о неком виде ментальной практики.

В психологии есть такое понятие, как «психическая вовлеченность». Это то состояние ума, когда мы полностью захвачены настоящим моментом и полностью осознаем каждую деталь вокруг и внутри себя. Именно благодаря тренировке вовлеченности музыканты могут попадать в это магическое состояние «потока».

КАК ПОПАСТЬ В «ПОТОК»?

Как и большинство вещей, которые имеют какую-то ценность, способность осознанно впадать в поток дается не сразу. Нельзя просто так взять, закрыть глаза и произнести мантру/заклинание, как мы видим это в кино. Существуют кое-какие упражнения для того, чтобы натренировать свои «мускулы» концентрации. И здесь мы приведет одно из них. Найдите время и помещение, где вы можете побыть совершенно одни, возьмите свой инструмент и выполняйте следующие действия:

1. Посмотрите на свой инструмент, подумайте о его звуке. Вспомните какую-то ноту, которая вам особенно нравится. Подумайте об этой ноте. Представьте себе, что случился зомби-апокалипсис и вы заперты в комнате с одной звучащей нотой, которая будет с вами до конца жизни. Какая это будет нота?

2. Теперь, когда вы нашли свою апокалиптичную ноту, сыграйте ее. Не нужно лупить по ней каждую долю секунды, начните медленно, просто сыграйте ее один раз. Не торопитесь, дышите медленно и думайте об этой ноте, о тонкостях ее звучания. Старайтесь поддерживать звук, чтобы она тянулась.

3. Теперь слушайте эту ноту. То есть, СЛУШАЙТЕ. Не относитесь к ней как к звуку проезжающего грузовика или лающей на улице собаки. Слушайте внимательно и активно. Представьте, будто слышите ее в первый раз и она полностью захватывает ваше внимание. Обратите внимание на то, как она звучит, когда вы только прикасаетесь к струнам/клавишам, и как звук распространяется по помещению. Слушайте, как она резонирует и как продолжает звучать после того, как вы перестали ее играть.

4. Подумайте о том, как она звучала, когда все утихло. Думайте без осуждения – хорошим был звук или плохим – это совершенно неважно в данный момент. Смысл в том, чтобы полностью погрузиться в звук и в настоящий момент.

Это упражнение может показаться довольно странным поначалу. Этакая йога для музыкантов – вы в одиночестве играете одну и ту же ноту. Как только вас отпустит ощущение нелепости происходящего, вы поймете, насколько сильно вас охватила концентрация. Одна лишь нота полностью завладела вашим вниманием, и у отвлекающих факторов нет никаких шансов.

Как и со всеми остальными практиками, эта конкретная будет становиться все легче и легче раз за разом. Как только вы овладеете искусством концентрации, вы сможете переносить его на сцену и получать настоящее удовольствие от концертов, вне зависимости от количества людей в зале или комментариев сварливого звукорежиссера.

Предыдущая Следующая