Акустическая гитара с металлическими струнами обладает красивым, богатым и легко узнаваемым звучанием, которое часто практически невозможно воспроизвести на гитаре другого типа.
1. Введение
Вашему вниманию предлагается обзор, посвященный выбору акустической гитары.
По сравнению с революционными изменениями, которые так характерны для электрогитар, акустическая за несколько столетий изменилась незначительно. Тем не менее, различные конструкторские решения привели к появлению достаточно большого количества разновидностей этого удивительного инструмента.
2. Акустическая гитара с металлическими струнами
На самом деле любые гитары, в которых не используется электрическое усиление звука, являются акустическими. И только в последние 50 лет для дифференциации гитар этого типа от электрических стали использовать термин "акустическая" гитара. Однако очень часто под "акустической гитарой" имеют в виду именно инструмент с металлическими струнами, а гитару с нейлоновыми струнами обычно называют "классической" или "испанской".
Гитара с металлическими струнами — относительно недавнее изобретение. В конце XIX — начале XX века во всем мире вырос интерес к американской национальной музыке, той музыке, которую сегодня мы называем "кантри". В этой музыке интенсивно применялись достаточно пронзительные по звучанию инструменты, такие как банджо и скрипка, на фоне которых традиционная испанская гитара с жильными струнами терялась.
Именно для решения данной проблемы и была предложена акустическая гитара с металлическими струнами. Однако при использовании металлических струн существенно возрастает нагрузка на корпус и гриф, поэтому в конструкцию инструмента нужно было внести определенные изменения. Именно это сделали ведущие производители того времени — фирмы Martin и Gibson. Более того, большинство конструкторских решений, найденных еще в то далекое время, благополучно дожили до наших дней и даже перекочевали в конструкцию электрогитар.
Для усиления верхней деки классической гитары используются пружины — длинные куски древесины, приклеенные снизу; главная функция пружин — противостоять натяжению струн. Однако традиционное расположение пружин было рассчитано только на противодействие жильным струнам, а для металлических необходимо было придумать что-то другое. Самое простое — сделать верхнюю деку более толстой, но при этом произойдет потеря в громкости звучания инструмента. Компания Martin разработала систему пересекающихся диагональных пружин "X-Brace", которая позволяла придать тонкой деке необходимую жесткость и обеспечить певучий резонанс.
Конструкция грифа также нуждалась в усилении. Гриф классической гитары обычно изготавливается просто из одного куска дерева. Однако при нагрузке, которая возникает в случае использования металлических струн, он может деформироваться. Даже небольшого искривления грифа достаточно, для того чтобы инструмент стал совершенно непригодным для игры. Для усиления грифа было принято решение проложить внутри канала под накладкой металлический анкерный стержень. Все без исключения современные акустические и электрические гитары оборудованы грифами с анкерным стержнем, а некоторые даже двумя.
В то время как компания Martin работала над совершенствованием конструкции гитар с плоской верхней декой, компания Gibson пошла по другому пути, позаимствовав у скрипичных мастеров идею более прочной выпуклой. Впоследствии это привело к появлению больших полуакустических электрогитар, и по сей день популярных среди джазовых музыкантов.
3. Основные особенности
Существует несколько важных аспектов отличающих акустическую гитару от классической:
Струны
Как это и следует из названия, на гитару с металлическими струнами устанавливаются металлические струны, обычно с бронзовой обмоткой. В итоге звук данного инструмента очень сильно отличается от классической гитары.
Голова грифа
В классической конструкции и используется голова грифа с прорезями, а намотка струны происходит по вертикали, в то время как для акустических гитар с металлическими струнами чаще применяются "цельные" головы, в которых намотка на колки происходит в горизонтальной плоскости. Впрочем, иногда для гитар с металлическими струнами небольшого размера используется и классическая конструкция головы.
Гриф и накладка
Практически всегда у акустических гитар со стальными струнами накладка на гриф маркируется перламутровыми или пластиковыми вставками — на 3, 5, 7, 9 и 12 ладах и т. д. (паттерн повторяется через октаву, насколько это позволяет длина грифа). Иногда вставки на накладке дублируются точками на боковой стороне грифа. Кроме того, у акустической гитары гриф обычно приблизительно на 20% уже классического, а накладка на гриф имеет скругленный (а не плоский) профиль.
Посадка музыканта и техника игры
По сравнению с классическим "испанским" инструментом техника игры на акустической гитаре намного ближе к технике игры на электрогитаре. Это обусловлено спецификой музыкальных репертуаров, а также особенностями конструкции. Школа игры на классической гитаре подразумевает "правильную" посадку — гитарист ставит левую ногу на табурет или на специальную подставку, а корпус гитары при игре лежит на левом бедре. Исполнители на акустической гитаре, если садятся, кладут гитару корпусом на правое бедро (большое нижнее "плечо" корпуса попросту не позволяет использовать другое положение). Однако чаще они играют стоя. Некоторые гитары сразу оборудуются двумя креплениями для ремня, однако многие — только одной (что приводит к тому, что ремень приходится привязывать к грифу шнурком). Преподаватели классической гитары также настаивают на том, чтобы большой палец левой руки никогда не уходил за центральную линию грифа, в то время как исполнители на акустической гитаре часто кладут большой палец на край грифа и даже играют "в обхват" для глушения нижних струн или взятия экзотических аккордов.
4. Звук
Акустическая гитара с металлическим струнами характеризуется исключительно своеобразным и узнаваемым звучанием, которое часто практически невозможно воспроизвести на гитаре другого типа. В отличие от нейлоновых струн, металлические обладают другим спектром гармоник, а полый корпус усиливает звук совершенно не так, как это происходит в электрической гитаре. Вообще говоря, слово "усиливает" здесь немного не подходит. На самом деле, вся энергия гитарного звука определяется исключительно натяжением струн и силой пальцев исполнителя. Чем эффективнее эта энергия рассеивается в пространство корпусом, тем быстрее затухание звука. Именно поэтому звучание акустической гитары характеризуется относительно острой атакой и быстрым затуханием.
У гитары очень широкий частотный диапазон. Подобно хорошему фортепиано, даже самые нижние струны при колебаниях генерируют много верхних гармоник, которые заполняют собой практически весь слышимый диапазон. Характерный "звон" акустической гитары — это сложный "коктейль" из верхних гармоник и основных частот. Удачно найденный баланс между основными частотами и гармониками — это один из краеугольных камней получения хорошего звука гитары. Звучание некачественных инструментов часто называют "коробочным", в котором верхние гармоники намертво "забиваются" нижними и средними частотами. Также очень важно следить за состоянием струн — по мере загрязнения струны потом и жиром "звонкое" звучание постепенно теряется. Именно поэтому большинство серьезных исполнителей на акустической гитаре меняют струны очень часто, иногда перед каждым концертом.
Акустические гитары могут звучать исключительно разнообразно. Характер звука определяется конструкцией гитары, стилем, в котором работает музыкант, установленными на инструмент струнами, а также техникой исполнителя. Извлекать звук на акустической гитаре можно с помощью медиатора или пальцев. Проведение мелодических линий или исполнение аккордов медиатором отличается большей громкостью и более высоким уровнем высоких частот. Увеличить громкость можно также за счет использования более толстых и жестких струн. Однако игра на них достаточно тяжела для пальцев, а такие исполнительские приемы, как "подтяжка", в этом случае, становятся попросту очень сложными или даже невозможными.
Современная музыка часто подразумевает игру на усиленном звуке. Именно поэтому огромной популярностью пользуются электроакустические гитары, то есть акустические гитары со встроенным звукоснимателем. В отличие от электрогитар, акустические гитары обычно оборудуются пьезо-электрическими звукоснимателями, улавливающими колебания корпуса инструмента. Магнитные звукосниматели встречаются на акустических гитарах, но гораздо реже. Пьезодатчики более точно воспроизводят общее звучание инструмента, иногда для достижения максимальной "полноты" они дополняются внутренними микрофонами. В связи с этим даже при игре с усилением исходные акустические характеристики инструмента продолжают играть важную роль. Более того, во время записи микрофоны часто позволяют достигать более качественного звука по сравнению с использованием звукоснимателей.
Важнейший с точки зрения формирования гитарного звука элемент — порода и качество использованного дерева. Обычно верхняя и нижняя деки изготавливаются из древесины, причем лучше, если деки цельные (впрочем, у инструментов из нижнего ценового диапазона деки обычно выполняются из "ламината" — это такое "вежливое" название самой обыкновенной фанеры). Цельная дека обеспечивает максимально равномерное и эффективное рассеивание звука. Здесь также очень важно, чтобы древесина была твердой и мелковолокнистой. Самая востребованная у мастеров порода — ель, реже кедр. Обечайки и гриф большинства гитар изготовляются из более темного и твердого дерева. Наиболее предпочтителен для этого палисандр, который обеспечивает глубокое и сбалансированное звучание. Для струнодержателя и накладки на гриф традиционно используются соответственно черное дерево и палисандр.
Влияние на звук также оказывает и форма корпуса гитары. В отличие от классических инструментов, форма которых более или менее стандартна, акустические гитары бывают самых разных форм и размеров. Как правило, чем крупнее корпус, тем громче звучание и тем больше в звуке низких частот. Однако, небольшие корпуса характеризуются более длительным сустейном, а также большей "отзывчивостью" к звукоизвлечению исполнителя.
5. Дополнительные особенности
Для большинства электроакустических гитар также характерны следующие особенности конструкции:
Вырез
Вырез характерен не только для электроакустических гитар. В чисто акустических инструментах он также встречается, хотя и гораздо реже, по сравнению с электроакустическими инструментами. Это обусловлено тем, что использование выреза сопровождается уменьшением громкости, что для электроакустических гитар не критично. Игра на инструменте с вырезом упрощает переход с акустической гитары на электрическую, хотя в любом случае игра в самых верхних позициях у акустической гитары по комфорту уступает электрогитаре.
Предусилитель/эквалайзер
В сравнении с магнитным звукоснимателем пьезоэлектрический датчик выдает очень слабый сигнал. Для того чтобы "разогнать" его до стандартного инструментального уровня используется предусилитель (темброблок), обычно размещаемый на обечайке, недалеко от места крепления грифа. Установка предусилителя, само собой, нарушает целостность корпуса и влияет на общий звук инструмента. Поэтому в некоторых моделях используются внешние предусилители, поясные или напольные.
В конструкции большинства предусилителей в том или ином виде присутствует контроль тембра. Обычно это 3-полосный графический эквалайзер с регулируемой добротностью среднечастотного диапазона. Если гитара оснащена несколькими датчиками, обязательно предусматривается возможность управления балансом между ними. К числу самых современных инноваций можно отнести встроенный в темброблок цифровой тюнер.
6. Дредноуты
При описании конструкции акустических гитар в литературе авторы часто допускают непозволительные вольности, например, путают корпус "дредноут" с корпусом "джамбо", или пишут "флэт топ" для описания корпуса "дредноут", хотя на самом деле термин "флэт топ" обозначает всего-навсего плоскую (а не выпуклую) верхнюю деку... Попробуем разобраться!
Корпус "дредноут" — очень распространенный тип корпуса; многие исполнители считают его эталоном для акустической гитары. Названный в честь боевого корабля, тип "дредноут" — это настоящая рабочая лошадка, одинаково хорошо подходящая как для исполнения аккордов, так и сольных партий. Форма корпуса, по сравнению с классической гитарой, более "квадратная", причем между верхней и нижней деками есть небольшой угол, то есть глубина корпуса возле грифа меньше, чем у нижнего ремнедержателя. Это позволяет сглаживать нежелательный резонанс некоторых частот, характерный для акустических инструментов. Корпус "дредноут" был разработан в компании C.F. Martin & Co. и часто ассоциируется именно с продукцией этой фирмы.
7. Джамбо/супер-джамбо
Если форма корпуса "дредноут" характерна для инструментов Martin, то "джамбо" — визитная карточка фирмы Gibson. Корпус "джамбо" более округлый, с ярко выраженной "талией" по центру, и считается более "американским" типом инструмента, особенно если речь идёт о богатом исполнении в стиле Gibson's SJ-200 (см. рисунок). Корпус "джамбо" обладает приятным сбалансированным тембром при игре пальцами и до появления электроакустических инструментов обеспечивал максимальную среди акустических гитар громкость. Гитары "джамбо" суперпопулярны среди исполнителей американского фолка и часто ассоциируются с такими музыкантами, как Эммилу Харрис, Шерил Кроу или поздний Элвис Пресли.
8. Мини-джамбо
Данный тип корпуса сочетает скругленные обводы и общие характеристики звука "джамбо" с более компактным и удобным для исполнения размером. Мини-джамбо, наверное, наиболее универсальный тип корпуса акустической гитары. Его звучание одновременно полное и глубокое, но чуть более интимное и деликатное в сравнении с джамбо и дредноутами. Корпуса подобного типа предпочитают исполнители в стиле фолк, а также джазовые гитаристы и гитаристы-экспериментаторы. Это наиболее распространенный тип корпуса электроакустических гитар.
9. Гитары с уменьшенным корпусом
Помимо корпуса "дредноут", предназначенного для получения максимальной громкости, компания Martin в свое время также разработала несколько вариантов уменьшенного (размеры "00" и "000") корпуса гитары. Маленькие гитары неизменно пользуются популярностью у музыкантов самых разных направлений и часто ассоциируются с такими гуру пальцевой игры, как Эрик Клэптон. Они исключительно отзывчивы, поскольку для "раскачивания" маленького корпуса не требуется прилагать больших физических усилий.
10. Выпуклый верх (арчтоп)
В начале XX века погоня за максимальной громкостью гитары породила очень много разных конструкций инструментов — как удачных, так и не очень. В те времена джазовые гитаристы попросту мучились из-за того, что их инструменты в составе оркестра становились абсолютно неконкурентоспособными. Мало того, что они не могли "прорезать" плотное звучание саксофонов и медных духовых инструментов, даже в случае исполнения соло они также справлялись очень плохо — при вынужденной громкой и энергичной игре гитарные мелодические линии становились абсолютно немузыкальными, поскольку теряли динамику и артикуляцию.
Орвилл Гибсон обратил внимание на то, что инструменты с выпуклой верхней декой, такие как скрипки, виолончели, и даже мандолины его собственного производства звучат существенно громче гитар с плоской верхней декой. Так на свет появился корпус гитары с выпуклой верхней декой. Он не только отличался более высокой громкостью, но и, как это выяснилось впоследствии, оказался очень "тихим" в плане паразитных резонансов и акустической обратной связи.
Появление гитар с выпуклым верхом на несколько лет решило проблему недостаточно громкости. Ранние джазовые гитаристы с удовольствием играли на инструментах с выпуклым верхом. Одновременно они же и стали пионерами, впервые опробовавшими усиление на сцене. В результате "электрический" арчтоп стал настоящим символом гитарного джаза, в особенности благодаря легендарным инструментам Gibson серий 'ES' и 'L' — по сей день многие музыканты (ну или, по крайней мере, наиболее консервативные из них) считают этот тип корпуса верхом совершенства. В наши дни чисто акустические арчтопы почти не встречаются, данный корпус характерен для полуакустических электрогитар. Отдельные производители выпускают "гибридные" инструменты, оборудованные одновременно как магнитным, так и пьезоэлектрическим датчиками, что позволяет при необходимости переключаться с акустического звука на электрический и наоборот.
11. Электроакустические гитары
Сразу же внесем ясность во избежание возможных разночтений — термин "электроакустическая гитара" обозначает инструмент, который звучит как акустическая гитара при использовании звукоусилительного оборудования. Большинство из них могут использоваться в качестве обычных акустических гитар без усилителя. Термин "полуакустическая гитара" обозначает электрогитару, которая может быть как с полностью полым корпусом, так и с частично полым (с цельным центральным блоком).
До 60-х годов прошлого века исполнители на акустических гитарах просто садились или вставали перед одним/несколькими микрофонами, звук с которых направлялся в порталы. Для студийной записи это остается стандартом и по сей день. Однако сейчас для живых выступлений большинство музыкантов использует электроакустические гитары. Некоторые ранние варианты конструкции электроакустических гитар оборудовались магнитным звукоснимателем, устанавливаемым поперек розетки. Такие гитары используются и сегодня, в особенности, если нужно подзвучить очень ценный и дорогой инструмент без необходимости хирургического вмешательства в конструкцию корпуса. Однако подавляющее большинство магнитных датчиков не позволяет точно передать звучание акустической гитары. В современных инструментах используются пьезоэлектрические датчики (трансдьюсеры), в которых особый кристалл или специальная керамика преобразуют вибрации деки в электрический ток. Большинство пьезодатчиков выглядят просто как тонкая полоска, подложенная под струны в струнодержателе. Такая конструкция обеспечивает наилучший механический контакт со струнами. В данном случае звукосниматель напрямую взаимодействует со струнами и корпусом, т.к. он наиболее достоверно передаёт акустическое звучание инструмента, по крайней мере, по сравнению с магнитными звукоснимателями. Тем не менее, звук пьезодатчиков также далек от совершенства, хотя вполне приемлем для живого исполнения поп- и рок-музыки. Отдельные модели гитар, например, компании Yamaha, помимо пьезодатчика оборудуются встроенным микрофоном для обеспечения более глубокого звучания.
12. Гитары со скругленным низом
Самая радикальная на сегодня инновация в конструкции электроакустических гитар — использование корпуса без обечаек, с "полукруглой" ("раундбэк") нижней декой. Подобный тип корпуса прочно ассоциируется с инструментами производства компании Ovation, поскольку был изобретен специалистами именно этой фирмы.
Электроакустические гитары впервые появились на рынке в конце 60-х — начале 70-х годов. В основном такие инструменты требовались рок-музыкантам, использующим мощные усилители а акустические системы. При подзвучивании внешним микрофоном или встроенным датчиком обычные акустические гитары, за счет полого резонирующего корпуса, оказываются очень чувствительными к акустической обратной связи. Чарльз Каман, в то время работавший в компании Ovation инженером, придумал корпус со скругленной нижней декой именно для борьбы с данной проблемой. Вместо плоской нижней деки и обечаек была предложена единая конструкция, изготовленная из особого композитного (стекловолокно + пластик) материала. За счет этого корпус стал акустически "мертвым", и проблема обратной связи была решена. Однако гитары такого типа без подключения звучат существенно тише обычных акустических гитар и для создания более натурального звучания в них используются высококачественные звукосниматели и предусилители. Конструкция акустической гитары с скругленным низом совершенствуется уже на протяжении 30 лет и на сегодняшний день гитары Ovation считаются оптимальным выбором для живых выступлений. Следует, однако, указать на один существенный недостаток — подобно другим инструментам с нестандартной формой корпуса, на раундбэках удобнее всего играть стоя, так как при игре сидя корпус соскальзывает с колена музыканта.
13. Двенадцатиструнные гитары
Что такое "двенадцатиструнная гитара"? Да просто гитара, у которой 12 струн! Однако эти 12 струн не используются отдельно, а собираются в пары.
Когда и где появился этот инструмент точно не известно. Но с полной уверенностью можно сказать, что, подобно акустической гитаре с металлическими струнами, это — американское изобретение. Вполне возможно, создатель инструмента позаимствовал идею у итальянских или мексиканских мастеров, поскольку национальные инструменты Италии (мандолина) или Мексики (типле) очень часто используют двойные группы струн.
В большинстве инструментов с парными струнами каждая пара струн настраиваются в унисон или в октаву. Нижние пары струн 12-струнной гитары настраиваются в октаву, для чего в пару к обычной гитарной струне ставится более тонкая струна. Верхние пары струн настраиваются в унисон. Третья пара струн (нота соль (G)) может настраиваться как в унисон, так и в октаву, хотя настройка в октаву встречается чаще. Расстояние между струнами каждой пары меньше, чем расстояние между соседними парами, поэтому исполнитель при игре зажимает одним пальцем сразу две струны. При этом возникает существенная разница при игре ударами вверх и вниз по нижним струнам, поскольку при ударе правой рукой вниз громче звучит нота на октаву выше.
Очень узнаваемое звучание 12-струнной акустической гитары часто сравнивают с эффектом "хорус", однако оно существенно богаче, поскольку каждая струна в паре обладает собственным звучанием, а неизбежные микроскопические отклонения по высоте создают эффект пульсации (биений). На сегодняшний день очень немногие гитаристы играют только на 12-струнных инструментах (хотя раньше такие музыканты и встречались, например, Ледбелли или Блайнд Уилли МакТелл). Сегодня их часто используют как вспомогательный инструмент при необходимости получения характерного звучания. При игре аккордами 12-струнная гитара выдает очень "большой" и мощный звук, а игра перебором звучит даже более эффектно. Однако для исполнения мелодических линий 12-струнные гитары используются крайне редко, поскольку для зажатия пары струн требуется прикладывать большие физические усилия, что неизбежно приводит к снижению беглости, а игра же с такими эффектами, как вибрато или подтяжки, на 12-струнном инструменте практически невозможна.
14. Заключение
До недавнего времени подавляющее большинство музыкантов начинало учиться играть на классической или акустической гитаре, и только после этого они переходили к освоению электрогитары. В последние годы ситуация изменилась, в частности потому, что на электрогитаре проще добиться первых результатов. Тем не менее, акустическая гитара все еще остается популярным инструментом у новичков.
Более сильное натяжение (по сравнению с нейлоном) от металлических струн первое время может быть болезненным для кончиков пальцев, однако при разумном подходе к протяженности занятий очень скоро на пальцах образуются мозоли. Для снижения силы натяжения можно использовать струны потоньше, однако более жесткие и толстые струны звучат однозначно лучше. Технические навыки, приобретённые на акустической гитаре очень легко применимы на электрической и происходит намного проще, чем переход с электрогитары на акустическую. Поэтому в большинстве случаев начинать обучение все-таки рекомендуется именно с акустической гитары.
Собираетесь ли вы переходить на электрогитару или нет, хорошая акустическая гитара может стать вам верным другом на всю жизнь. Даже недорогой инструмент может прослужить новичку долгие годы — в конце концов, много гитар никогда не бывает! Надеемся, данный обзор оказался вам полезным, как в плане выбора инструмента, так и в плане понимания плюсов и минусов акустической гитары. Благодарим за внимание!