ОРУЖИЕ БОГОВ ГРОМА
Группа Black Sabbath никогда не ставила официальных и неофициальных рекордов громкости, не находилась в центре медиа-скандалов, а её участие в знаменитом фестивале “California Jam” (1974) вообще вспоминается мало кем, но она вошла в историю хэви-метала как истинный новатор. В первую очередь потому, что нашла свой ни на кого не похожий звук прямо на первом же безымянном альбоме (1970)– и это апокалипсическое и непривычно тяжёлое по тем временам звучание потрясающим образом контрастировало с настроем не то что британской, но и общемировой рок-сцены тех лет.
Удивительно то, что подобное новаторство в звуке было достигнуто при помощи самого обычного для тех времён, совершенно банального рок-инструментария. А раз 19 февраля исполняется 70 лет лидеру Black Sabbath, гитаристу Тони Айомми (Tony Iommi), то это хороший повод вспомнить, какой инструментальный арсенал обеспечил группе её часто повторяемое, но ультимативно невоспроизводимое ни одним иным составом звучание. Конечно, для начала можно вспомнить о том, что в меру уникальная гитарная техника Тони, определившая звук группы, идёт от потери им в 17-летнем возрасте нижних фаланг среднего и безымянного пальцев правой руки в результате несчастного случая – но к уникальной технике всегда должен прилагаться и музыкальный инструмент, позволяющий такую технику реализовать. Для Тони таким инструментом уже в 1970 году, в процессе записи дебюта Black Sabbath стала гитара модели Gibson SG. До того Тони играл на совсем уж бюджетных левосторонних инструментах Watkins Rapier 22 и Burns Trisonic, а в 1965 году приобрёл Fender Stratocaster, который в финальной белой расцветке можно видеть в записи знаменитого телеконцерта “Rock’n’Roll Circus with The Rolling Stones” – тогда Тони весьма недолго выступал в составе группы Jethro Tull. Легенда гласит, что на записи альбома “Black Sabbath” записи песни “Wicked World” на этой гитаре вышел из строя средний звукосниматель, и музыкант перешёл на свою запасную гитару, как раз Gibson SG, причём именно левосторонний. Хотя таких гитар в Британии в те годы было не сыскать, Тони странным образом обменялся ею с другим музыкантом – с историей этого обмена можно ознакомиться здесь. Таким образом запись дебютного LP из-за ограничений по времени была закончена на этой, запасной гитаре – но коль скоро “Black Sabbath” поимел изрядный успех, то не имело смысла менять инструмент, определивший звук альбома и группы в целом.
Это был Gibson SG Special 1965 года выпуска, который Тони оперативно отдал на доработку лютьеру Джону Бёрчу (John Birch): нековый звукосниматель был заменён на звукосниматель Simplux, являвшийся авторской модификацией звукоснимателя P90, а бриджевый звукосниматель был перемотан заново и для него был сделан новый металлический корпус. Гриф был заново отшлифован и покрыт полиуретановым лаком, а на грифе был установлен нулевой лад. С этой гитарой Тони записал альбомы Black Sabbath “Paranoid” (1970), “Master Of Reality” (1971) и “Vol. 4” (1972). А затем у Тони начался весьма длительный период работы с гитарами ручной работы, первой из которых стала чёрная John Birch SG Custom (1975), использовавшаяся вплоть до записи альбома “Mob Rules” (1981). А в 1980 году музыкант начинает переходить к гитарам, изготовленным лютьером и помощником Джона Бёрча, Джоном Диггинсом (John Diggins) под маркой JayDee, или JD. Эти инструменты надолго стали основными рабочими гитарами Тони – будучи его гитарным техником, Джон Диггинс прекрасно понимал требования своего босса. Наибольшую известность получили три гитары JayDee – SG “The Old Boy”, законченная в 1980 году и оснащенная 24-ладовым грифом, бриджем Schaller и звукоснимателями разработки и изготовления Бёрча и Диггинса; и два инструмента 1981 JayDee SG Custom, изначально созданные как запасные гитары, но использовавшиеся до начала 90-х годов. Отличительная особенность этих гитар тёмной естественной и черной окраски – установленные на них тремоло Kahler 2300. Но и сейчас, при наличии в рабочем комплекте именной версии гитары Epiphone G-400, а также Epiphone P94, Тони не отказывается от новых гитар JayDee, получивших название The New Boys.
Очень важный аспект звучания Black Sabbath – внимательная работа Тони с гитарным усилением в студии. Например, на записи исторически последнего альбома Black Sabbath “13” (2013) использовались сразу три усилителя бренда Laney – именная модель TI100 (100 Вт), Klipp и Supergroup, причем часто с одной и той же гитарой. Это позволяло добиться разного звука инструмента при записи одной и той же партии для последующего стереопанорамирования сигналов. Важной составляющей гитарного звука также является применение винтажной квакушки Tycobrahe Parapedal. На концерте Тони использует 8 усилителей Laney TI100 с раздельным управлением цепями предварительного усилителя и усилителя мощности, причем один усилитель назначается как головной и его предварительный усилитель работает со всеми 8 усилителями мощности. Усилители работаю на 8 кабинетов Laney 4×12 с динамиками Celestion G12H. В состав гитарной системы Тони также входит 8 кастомных сценических мониторов Laney 2×12 с динамиками Celestion G12 75T, работающих со стереофоническими усилителями мощности HH V800. Сигнал на эти усилители подаётся через графический эквалайзер HH EQ 125 с выходов кастомного рэка обработок и управления разработки Пита Корниша (Pete Cornish), в который интегрирована и педаль квакушки Tycobrahe Parapedal. Данная схема позволяет музыкантам иметь отдельную цепь мониторного гитарного сигнала, что для материала, исполняемого Black Sabbath, очень важно.
Но если гитарные риффы Тони Айомми – это музыкальное лицо Black Sabbath, то идеология группы – во многих смыслах творение Теренса «Гизера» Батлера (Terence “Geezer” Butler). И это не только название состава, придуманное Гизером на смену ничем не запоминающемуся Earth, и не только подавляющее большинство текстов песен самого что ни на есть классического периода существования группы (1970–1978), но и могучий звук бас-гитары, сверхтяжёлый и в то же время мелодичный. При опоре звука Black Sabbath на гитару и бас-гитару, Гизер, точно так же как и Тони, никогда не был склонен к сложным подходам к инструментарию – в те же классические времена его первыми основными инструментами были две бас-гитары Fender Precision ранних серий (выпуска до 1969 года) и одна Gibson EB-3. Выбор инструментов Гизером объяснялся просто – его кумиром был знаменитый бас-гитарист Cream Джек Брюс (1943–2014), использовавший точно такие же бас-гитары и, вдобавок, очертания корпуса Gibson EB-3 были такими же, как у гитары Gibson SG, что позволяло добиться визуального единства на сцене. И уже в 1972 году в поисках инструмента с более низким строем Гизер заказывает уже упоминавшемуся Джону Бёрчу бас-гитару, близкую по спецификации к Rickenbacker El Dorado и получившую название White John Birch Bass. В 1978 году Гизер вслед за Тони обращается за помощью к Джону Диггинсу, результатом чего стала бас-гитара JayDee Custom с корпусом полосатой чёрно-белой расцветки и звукоснимателями ручной работы Джона Superflux. Этим инструментом Гизер пользовался два года, и его можно увидеть в промо-видеоклипе к пьесе “A Hard Road” (1978). А в 80-е годы, прямо с момента записи альбома “Heaven And Hell” (1980) Гизер пользовался практически исключительно инструментами брендов BC Rich (модели Eagle Deluxe) и Yamaha. Бас-гитара Yamaha BB1024X выпускалась и как именной инструмент Гизера – в чёрной раскраске и с заказными метками на грифе. А сотрудничество с BC Rich даровало музыканту уникальную бас-гитару BC Rich Custom Iron Bird Screaming Leaming ’84 с двумя парами переключаемых активных и пассивных звукоснимателей и тремоло (!). На ней Гизер играл всего один раз в жизни, но зато на реюнионе классического состава Black Sabbath в ходе глобального телеконцерта “Live Aid” (июль 1985). В настоящий момент Гизер является эндорсером американского бренда Lakland, изготовившим для музыканта именную модель Geezer Butler Bass с корпусом из ольхи и грифом из радиальнораспиленного клёна и накладкой из розового дерева, на которой установлены звукосниматели EMG Vintage с раздельными обмотками. Метки на грифе – заказные, корпус имеет чёрную раскраску, а на пикгард из анодированного алюминия нанесены серые и чёрные горизонтальные полосы. Также с начала 2000-х годов Гизер использовал не менее 7 моделей Lakland, наиболее примечательной из которых является Vintage J 44-60.
Важным фактором звучания бас-гитары Гизера является революционное применение им квакушки, позволяющей при сохранении низкого звучания инструмента добавить в него агрессивного и хорошо слышимого среднечастотного звучания, либо добиться подобия мрачного клавишного звука, как то происходит в пьесе Black Sabbath “The Sign Of The Southern Cross” (1981). Именная модель такой обработки – Dunlop GZR95 Geezer Butler Cry Baby Bass Wah, оптимизированная под звукоизвлечение самого музыканта, и активно использовавшаяся им и в студии, и на сцене. Гизер пользуется бас-гитарным усилением бренда Hartke, а конкретно усилителями Kilo и кабинетами HyDrive 4×10.
Завершая обзор надёжного и консервативного инструментария Black Sabbath, нельзя не упомянуть, естественно, Оззи Осборна (Ozzy Osbourne). Его выбор в высшей степени прост и бесхитростен, что соответствует характеру самого характерного за всю историю коллектива его фронтмена – он пользуется только проверенной временем классикой, то есть вокальными микрофонами Shure SM58 и Shure Beta 58A (с радиопередатчиком UR2), и комментарии здесь излишни. Совершенно необходимо всспомнить и об инструментах барабанщика Томми Клафетоса (Tommy Clufetos), отыгравшего с группой её прощальное мировое турне – он использует барабаны бренда Drum Workshop (DW) и тарелки Meinl. В этом прямолинейном и простом подходе к используемым инструментам вновь прослеживается верное понимание того факта, что главная деталь любого оружия – это голова (и руки) его владельца. Даже в том случае, если ты – рок-музыкант, а твоё оружие – это гитары и барабаны.
Всеволод Баронин